ГОРЯЧО, НО ЧИСТО

Утверждения о том, что в Ржеве работать негде, промышленность стоит и вообще все плохо, можно нередко встретить в соцсетях. Правда, чаще они исходят либо со страниц пользователей, предпочитающих прятать свое настоящее имя, либо от «диванных экспертов», которые ленятся даже принять участие в общем собрании жильцов своего дома, зато щедры на возгласы «все пропало, шеф!» Те, кто пишет о неработающих предприятиях, к сожалению, не читают местных газет. Иначе они вместе с журналистами убедились бы, что промышленность в городе работает, и активно. Недавно мы побывали на обновленном «РЖЕВМАШЕ». Теперь повторим визит на предприятие, о котором много кто слышал, но почти никто не знает, чем оно занимается. А ведь ООО «Литейно-механический завод «АвиаЛит» в Ржеве действует уже пять лет.

СТАРТАП ДЛЯ «ОБОРОНКИ»

В 2013 году, когда развитие иннопарков стало активно продвигаться на государственном уровне, губернатор Тверской области и минпромторг РФ подписали соглашение. Такие решения часто замирают на уровне намерений, но не в этот раз. В одном из бывших цехов «Электромеханики» сначала на части площадей, а затем и на всем обновленном пространстве корпуса действительно было создано совершенно новое производство. Причем, построено с нуля, а не перебазировано с других площадок. Большим подспорьем стала поддержка «Электромеханики» со стороны поставки оборудования для нового производства. Бизнес-проект (или стартап, как модно нынче говорить) под названием «Создание цеха литья легких сплавов», в развитие которого было вложено более трехсот миллионов рублей, сегодня стал стабильным и крепким производством, крупным налогоплательщиком. ООО «ЛМЗ «Авиационное литье» — это центр компетенций в сфере литейных технологий, производства высококачественных магниевых, алюминиевых и специальных сплавов для нужд оборонной, двигателестроительной и других отраслей промышленности РФ. Благодаря «АвиаЛиту», в Ржеве есть 140 рабочих мест с хорошей и стабильной заработной платой и порядка 50 миллионов налогов в год.

— Все производство на «АвиаЛите» можно разделить на две группы. Первая — это производство отливок из магниевых и алюминиевых сплавов, где заказчики — предприятия оборонного назначения нашей страны, крупнейший  ГК «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», и сторонние потребители. Производственный процесс основывается на современных технологиях, а это высокий стандарт качества продукции (бесфлюсовая плавка, литье в песчано-земляные формы холодно-твердеющих смесей, литье в кокильные машины). Все это создавалось при поддержке профильных институтов и предприятий — МАТИ, МИСиС, «ММЗ «АВАНГАРД», — говорит Максим Бузенков, директор ООО «ЛМЗ «АвиаЛит». — Вторая группа ориентирована большей частью на отрасль самолетостроения, получение изделий из жаропрочного и высокопрочного сплава ВНС32ви, который применяется для изготовления узлов реактивного двигателя самолетов СУ и интерметаллида нитинол, который благодаря свойству «память формы» находит применение в авиа- и роботостроении, медицине (из него делают импланты и дуги для брекетов, например), нефтедобывающей и других отраслях промышленности.

У КАЖДОГО ДЕЛА ЕСТЬ ЗАПАХ ОСОБЫЙ

Магниевое производство начинается с формования песчаных стержней — это формовочный участок. Там применяется и ручной (в меньшей степени), и механизированный (в большей) труд. Из сыпучих смесей песка и смол делают формы и стержни, необходимые для дальнейшего изготовления деталей. Все оборудование на производстве — современное, нового образца. В качестве основного на участке применяется Альфа-сет процесс (ALPHASET), который по сравнению с другими технологиями дает низкий уровень запаха и химической токсичности, увеличивает и легкость извлечения форм из отливки, и длительный срок хранения форм и стержней, и, что важно для качества — низкий уровень дефектов при литье. На готовые формы и стержни наносят антипригарное покрытие, сушат и передают на литейный участок, где идет собственно плавка металла и заливка магниевого сплава в формы и кокиль. А далее заготовки из магниевого сплава передают для окончательной доработки путем обрезки и зачистки на механический участок. Последний этап — контроль. Вот, собственно, и все. Но этот «горячий цех» вызывает повышенный интерес со стороны жителей города. Каких только слухов о нем ни ходит! И да, иногда на территории завода ощущается специфический запах… Он есть и в самом цехе.

— Запах есть в каждом производстве, — говорит Бузенков. — Когда повар готовит еду, она тоже пахнет. Есть специфический запах у пищевых предприятий, у комплексов по разведению скота и птицы… Те, кто хоть немного знаком с работой промышленных предприятий, знают, что литейный цех есть на каждом из них. Чем крупнее предприятие — тем больше такой цех. В центре Моск-вы расположен ММЗ «Авангард», в Перми — «Пермские моторы», в Уфе — УМПО, в Самаре — ПАО «Кузнецов», в Кирове — «Авитэк», в Балашихе — «Рубин»… На этих и многих других предприятиях и в научно-исследовательских институтах есть крупные литейные цеха. Наш участок — самостоятельное литейное производство. В каждом подобном производстве специфические условия: повышенная температура, выделение паров, газов и запах. При производстве отливок из магния выделяется какое-то количество оксида магния. Но магний присутствует в организме каждого человека, и исходя из медицинской точки зрения, он полезен и входит в состав лекарственных препаратов и биодобавок…

Помните стихотворение Джанни Родари?

У каждого дела есть запах особый:

Булочник пахнет тестом и сдобой,

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой…

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блуза рабочего — маслом машинным.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак.

Именно такие строки приходят на ум после визита на «АвиаЛит». Но мы все же решили более пристально рассмотреть вопрос экологичности этого производства.

ЧИСТАЯ ИСТОРИЯ

Более подробно на эту тему мы поговорили с директором по промышленной безопасности ООО «ЛМЗ «АвиаЛит» Татьяной Федоровой. Она рассказала, что еще до запуска производства эксперты провели его оценку воздействия на окружающую среду, постарались просчитать, проанализировать и учесть все сопутствующие производственному процессу моменты.

— Промышленник, которого сейчас жестко контролируют, обязан соблюдать требования законодательных и нормативных актов РФ по охране окружающей природной среды, действующих стандартов, технологии производства и безопасному ведению работ. Это касается и разработки проектной документации, — поясняет она. — В 2015 году на «НПЦ «АвиаЛит» был разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу, который прошел экспертизу и получил санитарно-эпидемиологическое заключение. Согласно план-графику, на предприятии ежегодно проводятся замеры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на источниках выбросов, а также по границе санитарно-защитной зоны предприятия. Пробы брали специально при максимально возможной и допустимой нагрузке производства — чтобы точно быть уверенными в достоверности результатов при любой загруженности предприятия. Результаты проводимых замеров показали: превышения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу нет. Замеры проводили с учетом «розы ветров», состояния атмосферного воздуха и его изменения, стараясь оценить все риски.

— Мы сами заинтересованы в этом, — продолжает Татьяна Федорова. — В «АвиаЛите» есть ключевые ценности, одно из них — это безопасность. Очень важно создать условия для комфортного и безопасного труда. К тому же, наше производство — литейное — изначально несет в себе определенные риски. Мы с 2015 года проводим спец-оценку условий труда на рабочих местах. Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов — это первый этап спец-оценки. Наше руководство настаивает, чтобы такая процедура проводилась в разгар производственного процесса. В рамках программы производственного контроля по договору с ФБУЗ «ЦГиЭ в Тверской области» проводятся лабораторно-инструментальные исследования факторов производственной среды, контроль содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Большой плюс в том, что наше производство — новое, и потому задействованы все доступные современные достижения для его грамотной и безопасной организации. Например, в литейном цехе, который представляет собой помещение c высокими требованиями по воздухообмену, установлены вытяжные линии в точках выделения вредностей — на уровне печей, шлаков-ниц и рабочей зоны. Сама вентиляция — местная, приточно-вытяжная. Я была на подобных производствах в Москве и, поверьте, условия там не выдерживают никакого сравнения с нашими. А недавно в связи с увеличением производственных мощностей был переработан и получен новый проект ПДВ.

— Мы провели корректировку нормативов предельно допустимых выбросов и в начале текущего года получили новый том разрешительной документации, — говорит Татьяна Федорова. — В мае-июне у нас прошла реструктуризация предприятия и перенос участков. Само предприятие в соответствии с классификацией СанПиН отнесено к 4 классу опасности с размером санитарно-защитной зоны 100 метров — то есть, оно не опасное. Недавно территориальным отделом Управления Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка, год назад — Осташковской природоохранной прокуратурой. С 2015 года мы работаем в рамках договора с ООО «Эколайн» — эта организация проводит ежегодные исследования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на источниках выбросов и на границе жилой и санитарно-защитной зоны с последующим оформлением технического отчета. Но любая из контролирующих организаций имеет право провести внеплановую внезапную проверку по сторонней заявке в любое время.

Участки выбросов оснащены угольными и газоочистными волокнистыми фильтрами с коэффициентом эффективности до 99,9 процента, плюс фильтры предварительной очистки. Обслуживание этих фильтров — ежедневное, замена каждого — примерно раз в три дня. В настоящее время мы задались целью экономически просчитать целесообразность установки плазмокаталитических фильтров, которые убирают не только выбросы, в отличие от угольных, но и запах. Они очень дорогие, свыше полутора миллиона рублей каждый, в перспективе мы намерены предметно рассмотреть возможность их обязательной установки. Но повторю: наличие запаха — не показатель вредности выбросов. И мы намерены дальше работать как над улучшением условий труда для наших сотрудников, так и над совершенствованием систем очистки воздуха, выбрасываемого в атмосферу.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *