ДЕЛО ЛЁТЧИКОВ

7 мая 1940 года в связи с неудовлетворительными результатами Зимней войны с Финляндией в отставку был отправлен Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза (1935) Клим Ворошилов. В тот же день Наркомом обороны страны был назначен Герой Советского Союза (1940) С.К. Тимошенко с присвоением персонального воинского звания — Маршал Советского Союза.

Акт о передаче Наркомата обороны Семёну Тимошенко поражает: оказывается, профессиональные военные никаких иллюзий относительно состояния дел не питали. К большой войне Красная Армия была не готова. Недостатки в акте были отмечены с редкой откровенностью, а времени на их исправление, как оказалось, уже не было… Но страна этого не знала. Её приучили верить в силу и непобедимость советского оружия. Благодаря этому, думают многие и сейчас, мы победили в  Великой Отечественной. Но до сих пор из накрепко закрытых архивов вырываются такие свидетельства, что раз и навсегда закреплённая картина меняется и прежней быть уже никогда не сможет.

«Расстрелять  всех…»

«Дело лётчиков», когда-то строго засекреченное, да и сейчас до конца не открытое, было затеяно Народным комиссариатом внутренних дел СССР накануне войны. Достаточно сказать, что в результате были казнены 16 генералов, организаторы авиапроизводства, руководители научно-испытательных центров и пятеро военных.

Всего в совершенно секретном списке арестованных, числящихся за НКВД СССР, было 46 фамилий с кратким изложением сути дела. И никаких доказательств, улик, ничего реального. Сталин размашисто наложил резолюцию синим карандашом поверх первой страницы: «Расстрелять всех поименованных в списке».

Понять, зачем это было нужно, нам не дано. Шла страшная война, каждый лётчик был на счету. Особенно не хватало командиров. Но интересами страны и фронта никто, похоже, «не заморачивался». Машина репрессий работала по собственной программе.

Первый допрос генерал-майора авиации Александра Лёвина начался в 22.30 9 июня 1941 года и закончился в 01.45 10 июня. Протокол занимает двенадцать строчек: два вопроса, два ответа.

Зачем? Зачем надо было ночей не спать, стараться, выбивать из арестованных никому не нужные признания, будто от этих признаний что-то изменится? Будто не расстреляют и признавшихся, и отказавшихся потом от выбитых признаний, и стойко державшихся под пытками, не оговоривших себя и друзей.

Состояние дел в советской военной авиации хорошо характеризует такой факт: за три довоенных года в Красной Армии сменились четыре командующих Военно-воздушными силами. Все оказались шпионами.

Сначала — Яков Алкснис (26.01.1897 — 29.07.1938, 41 год). Командарм 2-го ранга Яков Иванович Алкснис в 1931 году был назначен на должность командующего ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В январе 1937 года был назначен заместителем Народного комиссара обороны СССР по авиации. Участвовал в проведении репрессий в РККА. Входил в состав Специального судебного присутствия на процессе Тухачевского. Судя по стенограмме, явно тяготился отведённой ему ролью. Вопросы обвиняемым задавал с видимой неохотой и больше всего старался оградить от подозрений своё ведомство.

На параде 7 ноября 1937 года И. Сталин похвалил командарма 2-го ранга Алксниса Я. И. за отличную лётную выучку авиаторов. 23 ноября 1937 года Я. Алкснис был снят со всех постов, исключён из ВКП(б) и арестован. Военной коллегией Верховного суда СССР 28 июля 1938 года по обвинению в участии в военном заговоре приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 29 июля 1938 года. Определением Военной коллегии от 1 февраля 1956 года Яков Иванович Алкснис был реабилитирован.

А Маршала Советского Союза Василия Блюхера (1935), кстати, не расстреляли. Его забили до смерти 9 ноября 1938 года во время допроса в тюрьме НКВД на Лубянской площади в Москве. Посмертно реабилитирован постановлением Президиума ЦК КПСС от 6 марта 1956 года.

В ноябре 1938 года начальником ВВС — заместителем Народного комиссара обороны СССР по авиации назначили командарма 2-го ранга (22.02.1938) Александра Локтионова (23.08.1893 — 28.10.1941, 48 лет), видного военачальника, правда, к авиации отношения не имевшего. С июля 1940 года — генерал-полковник, командующий войсками Прибалтийского Особого военного округа.

Генерал-полковник Локтионов А. Д. был арестован 19 июня 1941 года. Содержался во внутренней тюрьме НКВД в Москве. После начала Великой Отечественной войны этапирован в город Куйбышев. В тюрьме подвергался допросам и избиениям, не выдержал и оговорил себя.

Расстрелян 28 октября 1941 года с группой других генералов без суда, на основании предписания Лаврентия Берии. В октябре 1955 года Александр Дмитриевич Локтионов посмертно реабилитирован.

19 ноября 1939 года
военно-воздушные силы РККА возглавил герой Испании и Халхин-Гола, дважды Герой Советского Союза (1937, 1939) Яков Смушкевич (14.04.1902 — 28.10.1941, 39 лет). Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 4 июня 1940 года Я. Смушкевичу было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации». В августе 1940 года он был переведён на должность генерал-инспектора ВВС РККА. В декабре 1940 года назначен помощником начальника Генерального штаба РККА по авиации.

8 июня 1941 года был арестован органами НКВД СССР по обвинению в участии в военной заговорщической организации, по заданиям которой, в числе других арестованных, проводил «вражескую работу, направленную на поражение Республиканской Испании, снижение боевой подготовки ВВС Красной Армии и увеличение аварийности в Военно-Воздушных Силах». 28 октября 1941 года без суда был расстрелян согласно предписанию Л. Берии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года был лишён звания дважды Героя Советского Союза и всех государственных наград.

Яков Владимирович Смушкевич стал первым евреем — Героем Советского Союза (21.06.1937) и первым дважды Героем Советского Союза, арестованным и расстрелянным как «враг народа». В 1954 году посмертно реабилитирован. Звание дважды Героя Советского Союза и награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1957 года.

Якова Смушкевича сменил молодой герой Испании Павел Васильевич Рычагов (15.01.1911-28.10.1941, 30 лет), советский лётчик-ас, Герой Советского Союза (31.12.1936). В Испании лично сбил шесть самолётов противника, а в составе группы — четырнадцать самолётов. В августе 1940 года (в возрасте 29-и лет!) назначен начальником Главного Управления ВВС РККА. С февраля по 12 апреля 1941 года одновременно являлся заместителем Народного комиссара обороны СССР по авиации.

Испытывая самолёт И-16, Павел Рычагов, не выключая мотора, произвёл 110 взлётов и посадок — без отдыха! А награждение орденом Ленина он отметил так: пролетел несколько километров на высоте всего пять метров от земли, причём его самолёт был в перевёрнутом положении!

Сталин лично давал Рычагову рекомендацию для вступления в партию большевиков без прохождения обязательного кандидатского стажа!

Роковую роль в судьбе Рычагова сыграло состоявшееся 9 апреля 1941 года совещание Политбюро ЦК ВКП(б), Совета Народных Комиссаров СССР и руководящего состава Наркомата обороны во главе со Сталиным, посвящённое вопросам преодоления аварийности и укрепления дисциплины в авиации. В протоколе заседания указывалось: «Ежедневно в среднем гибнет… при авариях и катастрофах 2-3 самолёта, что составляет в год 600-900 самолётов…». Будучи заместителем Народного комиссара обороны СССР по авиации, на вопрос Сталина о причинах высокой аварийности в ВВС, Рычагов резко ответил «Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!»

Сталин по своей привычке курил трубку и ходил вдоль стола. Вождь много усилий отдавал авиации, много ею занимался и разбирался в связанных с ней вопросах. Несомненно, эта реплика Рычагова в такой форме прозвучала для него личным оскорблением, и это все понимали. Сталин остановился и молчал. Все ждали, что будет. Он постоял, потом пошёл мимо стола в полной тишине, повернулся и, вынув трубку изо рта, сказал медленно и тихо, не повышая голоса:

— Вы не должны были так сказать, — и, сделав крошечную паузу, добавил: — заседание закрывается. И первым вышел из комнаты.

12 апреля 1941 года Павел Рычагов был снят с должности. Причина указана в протоколе: «как недисциплинированного и не справившегося с обязанностью руководителя ВВС», попытка Рычагова скрыть от правительства тяжёлую катастрофу 23 января 1941 года при перелёте авиационного полка из Новосибирска через Семипалатинск в Ташкент, в ходе которого «из-за грубого нарушения элементарных правил полета 3 самолёта разбились, 2 самолета потерпели аварию, при этом погибли 12 и ранены 4 человека экипажа самолётов». После снятия с должности П. Рычагов был направлен на учёбу в Военную академию Генштаба. 24 июня 1941 года Рычагов был арестован НКВД прямо в здании военной комендатуры Курского вокзала, куда он с женой, узнав о начале войны, срочно прибыл поездом с отдыха в Сочи. Мария Нестеренко была арестована на Центральном аэродроме двумя днями позднее. В ходе следствия арестованные регулярно подвергались избиениям и пыткам.

28 октября 1941 года в посёлке Барбыш вблизи Куйбышева без суда была расстреляна группа арестованных офицеров, в их числе — П.В. Рычагов. Вместе с Рычаговым была расстреляна его жена, заместитель командира авиаполка особого назначения майор Мария Нестеренко, обвинённая в том, что «будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа».

В 1954 году Павел Рычагов был реабилитирован посмертно. Звание Героя Советского Союза возвращено в 1969 году. В 1975 году его именем названа улица на севере Москвы, на которой стоял его родной дом.

Подготовил Валерий СТОЯНОВ

(По материалам периодической печати)

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *