ДЕЛО ЛЁТЧИКОВ

Окончание. Начало в №35

Дело авиаторов

Новиков Александр Александрович (19.11.1900 — 03.12.1976). В Великую Отечественную войну командовал ВВС Северного и Ленинградского фронтов. Инициатор и основной руководитель воздушной операции ВВС РККА против Финляндии в июне 1941 года. В 1942-1943 годах — заместитель Народного комиссара обороны СССР по авиации. С мая 1943 по 1946 год — командующий ВВС Красной Армии. Александра Новикова называли «Летающее крыло Жукова». Как представитель Ставки Верховного Главного Командования координировал боевые действия авиации нескольких фронтов в битвах под Сталинградом и на Курской дуге, при штурме Кёнигсберга, в Берлинской операции.

В 1943 году Новикову первому в СССР было присвоено звание маршал авиации, в 1944 году, также первому в стране — главный маршал авиации, а в апреле 1945 года — звание Героя Советского Союза. В сентябре 1945 года «за успешное выполнение операции в боях против империалистической Японии» ему была вручена вторая Золотая Звезда Героя Советского Союза. 24 июня 1945 года должен был командовать отменённым из-за дождя воздушным Парадом во время Парада Победы.

Сталин никогда не доверял военным и считал, что их нужно держать в страхе и под жёстким контролем. Поводом к проверке главного маршала авиации А. Новикова и Военно-воздушных сил послужила встреча Иосифа Виссарионовича с сыном — гвардии полковником авиации Василием Сталиным. Тот пожаловался отцу на «плохие» отечественные самолёты и заявил о высоком качестве американских летательных аппаратов. В 1945 году А. Новиков не подписал приказ о присвоении гвардии полковнику авиации Василию Сталину воинского звания генерал-майор авиации. Самолюбие сына Сталина было задето, и он стал плести интриги, дожидаясь удобного случая для мести. Через несколько месяцев главный маршал авиации А. Новиков был снят с занимаемой должности без всяких объяснений и оснований. Затем его арестовали вместе с наркомом авиационной промышленности СССР (1940 — 1946) Героем Социалистического Труда (1941) генерал-полковником инженерно-авиационной службы Алексеем Ивановичем Шахуриным и несколькими генералами, занимавшими ключевые посты в ВВС. Так появилось «дело авиаторов». Все обвинения по нему были надуманными.

Открывшая «дело авиаторов» контрразведывательная организация «СМЕРШ» (сокращение от — «Смерть шпионам!») во главе с начальником Главного управления контрразведки наркомата обороны СССР генерал-полковником В.С. Абакумовым свою главную задачу видела в сборе компромата на трижды Героя Советского Союза маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Он должен был предстать главой заговора с целью совершения в СССР военного переворота. При этом они не гнушались пытками, выбивая из людей показания.

Сразу после ареста А. Новикова отвезли на Лубянку. К слову, там он отсидел целых шесть лет. Сталин не отправил его в лагерь, так как понимал, что Александр Александрович может ему пригодиться.

На Лубянке каждый день проходили допросы. Они длились до пяти утра. Потом Новикову давали час на отдых, и всё продолжалось снова. Заснуть было невозможно, так как в маленькой камере всё время горела лампочка в 500 ватт. Да и на живот нельзя было переворачиваться. После нескольких дней такого допроса, когда дважды Герой Советского Союза Новиков был сломлен и измучен бессонницей, ему подсунули бумагу с печатным текстом. Обессилевший и находившийся в полубредовом состоянии Александр Александрович её подписал. Суть доноса была абсурдна — якобы, Жуков приписывал все заслуги и победы лично себе. Вполне понятно, что Сталин просто использовал Новикова для устранения Жукова.

11 мая 1946 года главный маршал авиации А. Новиков был приговорён к 5 годам заключения и отбыл год сверх срока.

После освобождения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1953 года ему были возвращены воинское звание, звание дважды Героя Советского Союза и все государственные награды. С 29 июня 1953 года — командующий авиацией дальнего действия, заместитель Главнокомандующего ВВС.

12 июля 1951 года был арестован и обвинён в государственной измене и сионистском заговоре в Министерстве государственной безопасности СССР Виктор Семёнович Абакумов. Предан закрытому суду в Ленинграде, на котором виновным себя не признал. Александр Новиков на суде лично давал показания против Абакумова и следователей, сфабриковавших «дело авиаторов». 19 декабря 1954 года Абакумов был расстрелян в Левашовой пустоши под Ленинградом.

Произошедшее сильно подкосило Новикова, сказалось на здоровье, и прослужил он ещё менее двух лет. В марте 1955 года главный маршал авиации А.А. Новиков был освобождён от должности. Он тяжело заболел и перенёс инфаркт. В январе 1956 года маршала уволили в запас по болезни.

С августа 1956 года — начальник Высшего авиационного училища Гражданского флота. Профессор. До самого конца своей жизни он трудился над книгой «В небе Ленинграда (записки командующего авиацией)», в которой описывал подвиги ленинградских лётчиков.

Александр Александрович Новиков скончался 3 декабря 1976 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Имя им — легион

На основании подсчётов военного историка академика Академии военных наук Российской Федерации О.Ф. Сувенирова, количество репрессированных в 1937-1941 годах представителей высшего командного состава РККА насчитывает 497 человек.

Состояли на службе в РККА в 1936 году: маршалы Советского Союза — 5. Расстреляны двое: М.Н. Тухачевский и А.И. Егоров. Умер под стражей один — В.К. Блюхер.

Командармы 1-го и 2-го ранга — 15. Расстреляны — 15. Флагманы флота 1-го и 2-го ранга — 4. Расстреляны 4. Командиры корпусов — 69, репрессированы все. Из них: расстреляны — 58, умерли под стражей — 4, покончили жизнь самоубийством — 2, вернулись из тюрьмы живыми — 5. Флагманы 1-го ранга — 6, расстреляны — 5, вернулся из тюрьмы живым один. Командиры дивизий — 201. Из них: 122 комдива расстреляны, 9 умерли под стражей, 22 человека вернулись из тюрьмы живыми (репрессированы 76%). Командиры бригад — 474. Из их числа: 201 комбриг расстрелян, 15 офицеров умерли под стражей, один покончил жизнь самоубийством, 30 человек вернулись из тюрьмы живыми (репрессированы 52%).

С 22 июня 1941 года о цене Победы и жертвах народа не принято было задумываться и говорить. А сейчас — вспоминать. Но именно в этом должен быть главный смысл Дня памяти и скорби — 22 июня. Это дата, которая даёт нам право говорить о жестокости и реальности войны. Недопустимости даже мысли о возможности новой войны и прогнозирования её относительно благополучного исхода для нашей страны в виде преференции — в качестве жертвы агрессии, как мученикам, всем попасть в рай.

Отталкиваясь от 22 июня как противоположности парад-ному 9 Мая, начинается восстановление нашей исторической памяти. Пора настала! Нам нужно вытаскивать подлинную людскую память из государственных архивов, в которых её содержат. Тогда мы можем надеяться на то, что в будущем, возможно, люди станут значить больше, чем любые государственные интересы.

Подготовил Валерий СТОЯНОВ

(По материалам периодической печати)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *