СУДЬБА СЛУЧАЙНОЙ НЕ БЫВАЕТ

Михаилу Смелову, заведующему травматологическим отделением Ржевской ЦРБ, 21 сентября исполнилось 55 лет, и 33 из них отданы медицине. А ведь могло случиться так, что Михаил Викторович стал бы не врачом, а десантником. Но обо всем по-порядку.

Родился Михаил Викторович в Ржеве. Родители были от медицины далеки — работали на краностроительном заводе. После школы он готовился поступать в Рязанское воздушно-десантное училище. Но на тот момент Михаилу еще не было 18 лет, и в приеме ему отказали. И когда до окончания подачи документов оставалось всего четыре дня, он принял решение и отправился в Калининский мединститут — вуз, к поступлению в который многие готовились годами! А Смелов смог поступить на престижный лечебный факультет с первого раза. И о своем импульсивном решении Михаил Викторович ни разу не пожалел. Медицина стала его настоящим призванием.

По старой студенческой традиции, все мальчишки-первокурсники собираются стать хирургами. Но реализовать это получается далеко не у всех. Студент Смелов работал в СНО (студенческом научном обществе) по хирургии, принимал участие в конференциях. Свою первую операцию по удалению аппендицита он провел еще будучи студентом. Институт окончил с красным дипломом.

После интернатуры в 1987 году вернулся в родной город. А через девять лет хирургической практики получил приглашение возглавить травматологическое отделение. Удивительно, но решение стать травматологом оказалось судьбоносным и для личной жизни. Сестра одного из пациентов доктора Смелова, перенесшего сложную многочасовую операцию, впоследствии стала его спутницей жизни.

БУДНИ ТРАВМАТОЛОГА

— Не могу сказать, что это было какое-то мое горячее желание. Но мне в травматологии понравилось. Здесь результат твоей работы виден практически сразу, — вспоминает Михаил Викторович. — Конечно, профессия не самая легкая. Но в этом смысле профессиональное «выгорание» у врачей имеет и свои положительные стороны. Мы «выгораем» и можем заниматься своим делом без лишних ненужных эмоций. Да и в целом труд травматолога достаточно тяжелый физически, по-настоящему мужской. После трех-четырехчасовой операции времени и сил на переживания особо не остается. И усталость начинается только тогда, когда операция подходит к концу.

Сложным в своей работе и работе своих коллег Михаил Викторович считает дежурства. У человека обязательно должен быть режим, а хирурги и травматологи его практически лишены. Никогда не знаешь, каким именно будет твое дежурство и когда удастся поспать.

КОМАНДА

Травматологическое отделение по праву считается в ЦРБ одним из лучших. И не только благодаря тому, что в нем трудятся замечательные врачи. Хорошо работают все. Средний и младший медицинский персонал четко и ответственно выполняет обязанности, каждый занят своим делом. А ведь большая часть пациентов «травмы» — это лежачие или маломобильные больные.

— Можете написать, что я  плохой заведующий. Жесткий и требовательный. Послаблений и исключений из правил не делаю ни для себя, ни для врачей, ни для медсестер, ни для санитарок. Слова «забыл» или «не успел» просто не принимаются. Тем, кто работать не хочет, предлагаю увольняться. Но чаще всего, эти люди почему-то потом остаются и начинают работать именно так, как остальной коллектив, как должны работать медики.

Конечно, один в поле не воин. Хотя еще каких-то шесть лет назад, когда еще не было молодых врачей, пришлось доктору Смелову поработать в отделении совершенно одному. Сейчас — другое дело. Например, Александр Вишняков стал его правой рукой и заслуженно пользуется любовью и доверием пациентов. Благодаря опыту и авторитету старшей медицинской сестры Елены Самсоновой слаженно работают медсестры и санитарки. На Галине Гавриловой, перевязочной медсестре, по словам Смелова, и вовсе держится все отделение.

Часто бывает, что дети врачей, насмотревшись на тяжелую работу родителей, решают свою жизнь с медициной не связывать. Но сына Михаила Викторовича, которого тоже зовут Михаил, суровые будни доктора не пугают. Он — студент Тверского медицинского университета, два года подряд проходит практику в травматологическом отделении Ржевской ЦРБ и планирует после института вернуться в родной город.

Человеку, далекому от медицины, может показаться, что травматология развивается гораздо медленнее, чем другие отрасли. Но это не так. Можно, используя старые технологии, «загипсовать» пациента на несколько месяцев, а можно, используя металлоконструкции, избавить его от гипса вообще. В эндопротезировании достигнуты серьезные успехи. Операции по замене сустава перестали быть высокотехнологичными и стали доступны по полису ОМС.

Хотя развитие это происходит не повсеместно. Современными возможностями чаще обладают крупные региональные центры и столичные клиники. И все «сложные» больные, по решению врачей отделения, чаще всего отправляются в Тверь. Но справедливости ради скажу, что я, например, ни разу не слышала, чтобы кто-то решил везти своего родственника в Тверь по собственному желанию. Доктору Смелову пациенты доверяют.

Доверяют ему и родители маленьких пациентов.

— По статистике, у нас две трети взрослых пациентов и треть детей, — рассказывает завотделением. — Не считаю это правильным. И по возможности стараюсь отправлять маленьких пациентов к детскому травматологу. Ведь работать приходится в зонах роста костей. И важно не только залечить травму, но и минимализировать ее негативные последствия для ребенка. Признаюсь, порой в душе очень ругаю их родителей. Скольких травм можно было бы избежать, если бы они лучше смотрели за своими малышами!

С детьми работать непросто. Но не менее тяжело переносятся операции, идущие не по намеченному плану, а уж тем более — смерти пациентов. Поводов переживать и расстраиваться у травматолога даже с таким огромным опытом работы, как у Смелова, более чем достаточно. На мой вопрос, как доктор отдыхает, он ответил как истинный ржевитянин.

НА ОХОТЕ…

Михаил Викторович производит впечатление человека очень сдержанного и немногословного. Но как он оживляется, когда речь заходит о его единственном и главном хобби! Возможность взять ружье и уехать в лес — лучший способ отдыха и восстановления сил.

Охотиться он начал в самый первый год работы в хирургическом отделении. Опять же, помог случай — пригласили коллеги, а дальше — затянуло. Вступил в Общество охотников, купил ружье и с тех пор уже своему увлечению не изменял. Настоящего охотника всегда можно отличить по его отношению к процессу. Он не охотится ради азарта или спортивного интереса. Зверя настоящий охотник, как в старину, добывает. Для дела, для пропитания семьи. Поэтому на птицу и мелкое зверье не охотится с той точки зрения, что все добытое нужно обязательно съесть, а птица особого гастрономического интереса не представляет. Так зачем тогда убивать?

Кстати, лоси становятся причинами большого количества аварий на дорогах. К доктору Смелову регулярно привозят пострадавших от столкновения с этим большим мощным зверем. Как он сам признался, сейчас, сидя за рулем, он чаще смотрит на обочину, чем на дорогу.

Охота на крупного зверя — дело коллективное, а коллектив охотников — это своеобразное братство; именно там человек раскрывается таким, какой он есть на самом деле. Наверное, поэтому дружеские связи охотники проносят через всю жизнь. Сын Михаил приобщился к охоте с детства, она тоже стала для него серьезным увлечением. А ведь охота — это не только добыча зверя. В весенне-летний период охотники кормят зверей, покупая для этого на свои средства комбикорм и зерно, распахивают и засевают угодья.

— В отпуске мне не нужно ни море, ни жаркое солнце юга. Мне достаточно выехать в лес, на природу, с ружьем или без него, неважно, — говорит Михаил Викторович.

Охота — не единственное увлечение доктора. Живет он в частном доме и обрабатывает собственный огород.

— Раньше огород был подспорьем для бюджета, а сейчас — возможность обеспечить семью экологически чистыми продуктами. Мы не можем знать, что покупаем в супермаркетах. А в собственных овощах и фруктах вполне уверены. И это серьезный аргумент. Ведь не зря такое страшное заболевание, как рак кишечника, уже практически вышел на второе место.

ПО ОТЗЫВАМ КОЛЛЕГ

— Он хороший заведующий. Работа отделения организована должным образом. Сам я считаю себя его учеником. Скоро девять лет, как он передает мне свои знания, делится опытом. У Михаила Викторовича можно многому научиться, обратиться за помощью в любое время, по любому вопросу, — рассказал о юбиляре его коллега врач-травматолог Александр Вишняков.

— Его профессиональные качества даже не обсуждаются. Наш заведующий — настоящий профессионал. Пациенты его любят, уважают, доверяют его мнению, как, впрочем, и все мы. Он делает замечания только по делу и никогда не обидит человека, справедливо указывая на ошибки. А вот его похвала для нас очень важна и дорога. Наверное, именно поэтому в нашем отделении все работают в полную силу, как и сам Михаил Викторович, — от имени среднего персонала поделилась медсестра Анна Клычкова.

Мы от души поздравляем замечательного человека, доктора с большой буквы Михаила Викторовича Смелова с прошедшим юбилеем и от души желаем ему профессиональных успехов, здоровья и счастья ему, его родным и близким!

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *