ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОХОЖДЕНИЯ

Окончание. Начало в №№ 37, 38, 40

На Финском заливе

Финский залив находится на востоке Балтийского моря. Замерзает в конце ноября, вскрывается ото льда в апреле. Современное название известно с 1730 года. Прозвали его так по народу, который проживал на северном побережье (финны).

По берегу Финского залива много городов и поселков, а вдоль берега, по самой протяженной магистрали, Приморскому шоссе, несутся автомобили и автобусы. Вот по Приморскому шоссе мы и прибыли в поселок Репино, расположенный недалеко от Санкт-Петербурга.

Без упоминания исторических фактов не обойтись. До появления Санкт-Петербурга эта территория отходила то Швеции, то Финляндии, то России. И впервые нынешнее Репино, тогда Куоккала (в переводе с финского — «рыболовный крючок»), упоминается еще в 1323 году. Здесь во времена Российской империи купцы и дворяне строили дачи.

После революции 1917 года данная территория отошла Финляндии, и граница стала проходить почти под Петербургом.

Товарищ И.В. Сталин сказал: «Если нельзя отодвинуть Ленинград от границы, то надо отодвинуть границу от Ленинграда». И в результате финской кампании 1939-1940 годов, границу отодвинули за Выборг (кстати, в Выборге мы побывали в свой прошлый приезд). В 1941 году в этих местах проходила линия обороны Ленинграда.

В 1948 году Куоккалу переименовали в честь известного художника Ильи Ефимовича Репина, проживавшего в этих местах.

Сейчас Репино — ухоженный курортный поселок, где много дач, отелей, пансионатов, окруженных зеленью. Вот здесь, в пансионате «Балтиец», мы и остановились.

Дни потекли размеренно и беспечно. Как дачники прогуливались в репинском парке и вдоль берега залива, любуясь закатами над водой. Плавали в бассейне пансионата и купались в заливе. Разнообразили времяпрепровождение посещением исторических мест.

Дача Ильи Репина «Пенаты»

Побывали в «Пенатах», где сегодня находится музей-усадьба И. Репина, в котором хранятся личные вещи, фотографии и рисунки художника.

Илья Репин поселился в Куоккале в небольшом домике в 1899 году, когда ему было 56 лет. Дом был оформлен на жену Репина Наталью Нордман. Его перестроили, возвели второй этаж, пристроили несколько комнат. В доме Репина по средам, в так называемый «день открытых дверей», часто бывали гости: Сергей Есенин, Максим Горький, Федор Шаляпин, многие художники.

Вокруг дома — парк с беседками и прудами, которые наполнялись из артезианского колодца, вырытого в 1914 году.

Свою усадьбу Репин назвал «Пенаты», в честь римских богов домашнего очага.

После революции 1917 года Куоккала, как уже говорилось, отошла Финляндии, и Репин стал невольным эмигрантом. Он скончался в 1930 году в возрасте 86 лет и был похоронен здесь, в парке. Его могила сохранилась до наших дней.

До 1939 года в усадьбе проживали его дети — сын Юрий и дочь Вера. Перед Финской войной они переехали в Хельсинки, где и прожили до конца своих дней.

Вера Репина так никогда и не вышла замуж, но именно она приезжала в наш старинный город Ржев проведать родственницу, чей муж служил в 1-м уланском имени князя Меньшикова Санкт-Петербургском полку, квартировавшем в городе. Она подолгу гостила у родственников, а Илья Ефимович Репин присылал ей сюда, в Ржев, открытки с репродукциями своих картин. Вот еще одна отметка в пользу того, что в людских судьбах и исторических фактах многое переплетено. Кстати, в песне того времени, посвященной уланам, были такие слова:

Алый лацкан манит дев

К петербуржцам в город Ржев.

Комарово

Ну как не побывать в таком месте, песню о котором когда-то распевала вся страна: «На недельку, до второго, я уеду в Комарово…». Тем более, что Комарово находится всего-то в четырех-пяти километрах от Репино.

До 1948 года курортный и дачный поселок Комарово назывался Келламяки, что в переводе с финского означает «Колокольная горка». К 1916 году здесь было построено около 800 дач. В 1945 году советские власти обратили внимание на поселок. Дачи были отремонтированы и переданы деятелям науки и искусства Ленинграда.

По одной из версий, Келламяки в 1948 году переименовали в Комарово в честь Президента Академии Наук СССР, ученого ботаника В. Комарова. По другой — сразу после Великой Отечественной войны по всему поселку были установлены таблички с надписью: «Проверено. Мин нет. Комаров». То есть, по имени безвестного сапера. Так это или не так — можно спорить до сих пор. Хотя многие сходятся во мнении, что Комарово было тогда столицей комаров.

Сегодня Комарово утратило тот академический облик, который был в 50-60-х годах прошлого века. Дачи перешли к наследникам знаменитых хозяев, далеким от науки и культуры людям. Многие домики, по-видимому, забыты хозяевами, потому и заросли бурьяном и давно не ремонтировались.

Лично мне Комарово не приглянулось. Во-первых, поселок действительно находится на горке в еловом бору, и до берега залива надо топать около тридцати минут. Во-вторых, как рассказали отдыхающие здесь граждане, с кем удалось поговорить, номера даже в Доме деятелей искусств и в Доме писателей еще советских времен: маленькие и т.д. и т.п., но зато намного дешевле, чем в Репино.

Зато на самом берегу залива в Комарово, среди вековых сосен, есть, как и в самом Санкт-Петербурге, ресторан «Русская рыбалка» (я уже упоминал о нем). В Комарово ресторан выполнен в стиле русского терема, а два его стилизованных павиль-она, «Морской» и «Летний», находятся у самой воды.

Ну да Бог с ним, с Комарово, посмотрели — и ладно. Нам больше понравился Зеленогорск, находящийся по шоссе несколько подалее Комарово.

Зеленогорск

До 1948 года Зеленогорск именовался Териоки, что в переводе со шведского (до 1721 года он принадлежал шведам) означает — «Смоляная река». После Северной войны со шведами отошел Российской империи, ну а с 1918 по 1940 годы — финнам.

Сегодня это город-курорт на берегу Финского залива. Вокруг — хвойный еловый лес. В городе есть что посмотреть. Церковь Казанской Божией Матери, лютеранская церковь. Особенно поразил парк культуры и отдыха, выходящий на берег залива, с его многочисленными площадками для отдыха и занятий спортом, аттракционами и малыми арт-объектами, типа стоптанных башмаков, фигурой рыбака, несущего улов, и так далее. Но главное, как в парке, так и в самом городке, его чистота и ухоженность. Все подстрижено, множество цветов. Хотя урн для мусора встречалось немного, а потому фантик от конфеты пришлось прятать в карман. Правильно люди говорят, что там, где чисто, не мусорят.

Время отдыха не тянулось, а летело. И вот — отъезд в свой родной город Ржев. С супругой сходили на берег Финского залива и бросили по монетке в его волны — чтобы еще раз вернуться к этим берегам. Как там в песне поется: «не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна…». Впрочем, каждому свое. А мы любим свою Родину — и большую, и малую.

Евгений ОЖОГИН

Фото автора и из сети Интернет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *