ВОЙНА ГЛАЗАМИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ

«Великая Отечественная война глазами советских художников» — проект под таким названием, посвященный 75-летию Победы, стартовал в этом году в России. Он организован ООО «Эссе XXI век» (Уфа) и предусматривает проведение передвижных выставок-лекций в общеобразовательных учреждениях.

Выставка уже побывала в Казани, Самаре и Вышнем Волочке, а 4 октября гостей принимал Ржевский район. Передвижная выставка работала в Становской школе, куда приехали ребята и их педагоги из 11-ти школ района. Координатор Наталья Султанова сообщила, что главная цель проекта — через картины советских художников максимально приблизить школьников к значимым историческим событиям Великой Отечественной войны, а также создать в школах, где проводятся передвижные выставки, картинные галереи, поскольку ООО «Эссе XXI век» передает образовательному учреждению несколько картин для экспозиции.

Забегая вперед, скажу, что шесть репродукций картин советских художников, рассказывающих о «сороковых-роковых» и о Ржевской битве, теперь есть в Становской школе. Они также будут поочередно экспонироваться в базовых школах Ржевского района.

Программа выставки, где были представлены работы (фотопечать на холсте) В. Болтышева, И. Хивренко, Г. Севостьянова, В. Щербакова А. Дейнеки, Н. Шагаева, П. Руженко и других художников, была разноплановой и рассчитана на разновозрастную аудиторию. Ребята 5-7 классов слушали лекции о пионерах-героях, старшеклассники — об истории великих сражений: битве за Москву, блокаде Ленинграда, Курской дуге, Сталинградской и Ржевской битвах. А вот для самых маленьких была предложена другая тема, идущая параллельно с военной: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в картинах калужского художника Никифора Ращектаева (1929-1995 гг.). Три выставки-лекции были построены в форме уроков, идущих один за другим, после чего желающие могли поиграть в спортзале, либо совершить экскурсии в школьный музей и информационный центр. Также дети побывали у обелиска на Сишке, памятников Неизвестному солдату и сожженным деревням, посетили воинское захоронение в деревне Погорелки.

Но, как в любом новом деле, не обошлось без «подводных камней». Поскольку мне удалось побывать на всех трех лекциях, расскажу о своих впечатлениях и постараюсь как журналист и педагог объективно оценить увиденное.

Итак, первый урок для учащихся младших классов по замыслу лектора Ильи Антропова должен был помочь ребятам заново прочитать известную «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и с помощью репродукций картин художника Никифора Ращектаева увидеть некоторые детали, которых нет в пушкинском тексте. Зачем, спросите вы, первоклассникам из обычных (не лингвистических) школ, которые и читать-то едва научились, знать такие тонкости? Ответ на этот вопрос можно дать, сославшись на слова самого же лектора:

— С помощью изобразительного искусства мы видим мир гораздо шире.

Несомненно, это так, но, как мне думается, для малышей гораздо важнее на фоне интересных сюжетных картин еще раз услышать бессмертное пушкинское слово, насладиться его красотой и благозвучием, а не выяснять, кто виноват в том, что бабка осталась у разбитого корыта, и что делать в этой ситуации. Разве семи-восьмилетний ребенок может понять, что, оказывается, не только старуха виновата в том, что ей захотелось стать столбовой дворянкой и владычицей морскою, но и сам старик, который не мог перечить строптивой бабе — своей своенравной жене.

Справедливости ради скажу, что некоторые моменты лекции очень понравились. Это и вопросы о главных героях сказки, где море — четвертое действующее лицо, и диалоговая форма общения с детьми, что, несомненно, внесло живую нотку в данное мероприятие. Привлекли внимание и колоритные персонажи пушкинской сказки в изображении художника Н. Ращектаева, которые воочию предстали перед школьниками.

Жаль, что малыши не увидели картины на военную тему, поскольку показаны они были позднее, ребятам среднего и старшего возраста во время лекций на тему: «Великая Отечественная война глазами советских художников». Но и здесь (при очевидных плюсах проекта) не могу сказать, что все прошло, как по маслу. Во-первых, заявленная тема была раскрыта лишь наполовину, поскольку картины были просто фоном, а вот кто их написал — об этом я узнала после лекции, когда Илья Вячеславович по моей просьбе любезно сообщил имена некоторых художников. Тем не менее, надо отдать должное нашему гостю, чья безукоризненная речь и умение держать зал вызывают уважение.

Вторая лекция, где рассказывалось о подвиге советских людей (и детей в том числе), была более запоминающейся и интересной. И, что самое главное, доступной для понимания школьников. Леня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей… В мое комсомольское детство наизусть знали имена этих пионеров-героев, отдавших жизнь за свою Родину. Современные дети, возможно, эти фамилии слышат впервые, как и впервые видят портреты не по возрасту серьезных мальчишек и девчонок, которые наравне со взрослыми сражались с фашистами за освобождение родной земли. Затаив дыхание, слушали ученики невыдуманные истории о подвигах юных пионеров, их ровесников, восхищались мужеством и стойкостью детей блокадного Ленинграда. Отрывки из их дневников — чудовищная правда войны — никого не оставили равнодушными. А разве можно позабыть уставшие, изможденные, совсем не детские лица? Эти голодные глаза, что жадно смотрят на кусочек хлеба, который режет мать? «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам», — вспомнились строки из «Ленинградской поэмы» Ольги Бергольц.

27 миллионов человек пали в годы Великой Отечественной войны. В блокадном Ленинграде погибли более 200 тысяч детей. Мы не должны об этом забывать. Каждый из них — герой.

Мы всегда будем помнить о том, какой ценой завоевана наша Победа. О «кровавой мясорубке» под Ржевом рассказали репродукции картин Виктора Болтышева: «Ржев. 1942», «Ржев. Август 1942. Подвиг лейтенанта Таюпова у деревень Харино-Теленково», «Бой в городском лесу», «Ржевская битва: диорама». 17 долгих месяцев шли бои за Ржев в 1942-43 годах. Около миллиона человек погибли на Ржевско-Вяземском выступе. Общие потери в районе Ржевско-Вяземского плацдарма составили около двух миллионов человек. По данным Тверского областного военкомата, в 43-х братских захоронениях Ржевского района покоятся останки 106142 человек, из них известны имена 69833 человек.

О кровопролитной Ржевской битве, битвах под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, страшных днях блокады Ленинграда и взятии Берлина услышали рассказ старшеклассники. Многое было интересным, познавательным. Но, как мне показалось, некоторые моменты, особенно касающиеся Ржевской битвы, лектор изложил весьма неоднозначно. Уверена: в Ржевском краеведческом музее на эту важную тему можно получить гораздо более глубокую, исчерпывающую, основанную на фотофактах, документах и воспоминаниях очевидцев информацию.

Однако дадим слово участ-никам проекта, слушателям лекции о пионерах-героях.

Учащиеся Есинской школы.

Ульяна Хецадзе:

— Неизгладимые впечатления оставили образы детей блокадного Ленинграда. Лектор зачитывал страницы из их дневников. Ежедневная борьба со смертью, с холодом и голодом — это их великий подвиг… Они — маленькие герои…

Дарья Назарова:

— Дети-партизаны. Наши ровесники. Какие трудные решения им приходилось принимать, чтобы выжить в военное время. Убить человека — врага… Какие же внутренние силы на это подвигают? Им было очень страшно.

Тимофей Парменов:

— Я понял, что должен был услышать истории судеб людей, переживших Великую Отечественную войну, записать эти воспоминания, иначе они исчезнут, и тогда может случиться непоправимое.

Н. Бусыгина, директор Есинской школы, классный руководитель 5-го класса:

— Есть разные способы оставить впечатления о событиях Великой Отечественной войны в сознании наших детей: живое общение с ветеранами-победителями, просмотр советских фильмов, восстановление истории своей семьи, зачастую скрываемой несколькими поколениями. Данная выставка — одна из возможностей для моих пятиклассников увидеть войну глазами их ровесников, погрузиться в те события и вернуться в мирное время за 45 минут. Это реальный шанс сформировать в сознании подрастающего поколения духовно-нравственные основы, приобщить школьников к богатейшим традициям мировой художественной культуры, используя репродукции картин советских художников. Спасибо!

Думаю, многие присоединятся к этим высказываниям и от души поблагодарят тех, кто организовал выставку-лекцию в Ржевском районе.

Елена Сооляттэ

Фото участников проекта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *