УРАЛЬСКАЯ ЗВЕЗДА

Признаться честно, побывать в Екатеринбурге никогда не мечтала. Калининград — да, Питер — несомненно, Углич — заманчиво… На слух Екатеринбург никаких особых эмоций не вызывал, но когда представилась возможность побывать на Урале, раздумывала минут пять. И поехала. Ведь отказаться от путешествия и знакомства с новым городом, по меньшей мере, неосмотрительно.

Пребывание в незнакомом месте ограничено по времени, знакомых — ни души, а увидеть хочется самое-самое? «Гугл» вам в помощь. Воспользовались современными технологиями и мы. В первую очередь поисковик выдал музеи, парки, площади и скверы.

Музей выбрали современный и самый помпезный. Догадываетесь, какой? Думаете, исторический, краеведческий? Нет, до них не дошли. Посоветовались друг с другом, с таксистами, и сошлись на том, что рожденный в СССР, интеллигентный, культурный и прогрессивный человек обязан заглянуть… в Ельцин-Центр на улице Бориса Ельцина. Обойти девять залов, что размещены на двух этажах. Возраст музея младенческий, всего четыре года, но помпезности ему не занимать, нанотехнологии использованы на все сто.

Расходы на строительство Ельцин-Центра составили более 6 миллиардов рублей. Созданием музейной экспозиции занималось победившее в конкурсе американское агентство музейного дизайна, в разработке концепции непосредственно экспозиции «Семи дней» принимал участие режиссер Павел Лунгин.

Первый Президент Российской Федерации встречает и просто зевак, и целенаправленно страждущих впечатлений, у входа — из белого мрамора, величественный, во всей красе. Правда, не совсем понятно — руки в карманах или за спиной?..

Непосредственно вход в залы начинается со стены почета, на которой стройными рядами на выверенных высотах начертаны имена тех, кто не поскупился на создание сего здания. По другую сторону — высказывания известных, талантливых политических деятелей со всех волостей. Далее — выставка подарков, которые преподносили Борису Николаевичу как лидеры государств, так и простые граждане. Здесь не все так просто. Подарки — дань дипломатическому протоколу и знак личного уважения. Штурвал, наручные часы, оранжевый свитер, подаренный на день рождения тезкой Борисом (Немцовым) с прилагающейся запиской. Причем, цвет свитера — с намеком «на то, чего не хватает в России»… Тут же бронированный «ЗиЛ-41052», рядом с которым то и дело фотографируются посетители.

В музейном кафе «1991 год» немноголюдно, кухня заявлена авторской, с десертами от Наины Ельциной, но мы — народ скромного аппетита и, минуя заведение, идем вкушать пищу духовную.

Второй этаж — президентская площадь. На скамейке в полный рост сидит бронзовый Ельцин. Есть у народа привычка — обязательно потереть что-нибудь у скульптуры на счастье. У Бориса Николаевича до блеска натерты коленки и немного — нос.

Зал первый — «Лабиринт» — история России с 1914 по 1987 год и история семьи Ельциных. И экспонаты там соответствующие: фото из семейного архива с самых младых лет будущего руководителя страны, личные записи, аттестаты, дипломы.

Экспозиция «Семь дней, которые изменили Россию» занимает семь залов.

День первый: «Мы ждем перемен!». Устроившись в мягком бордовом кресле прямо напротив трибуны с членами ЦК КПСС, невольно становишься участником Пленума 1987 года. Кто выступающий — догадаться нетрудно.

День второй: «Августовский путч». Заходишь в обычную комнату обычной советской квартиры. Стенка, проигрыватель с пластинками, диван, работает черно-белый телевизор. На дворе — 19 августа 1991 года. Неожиданно картинка с речью диктора сменяется, на экране — балет «Лебединое озеро». Звонит телефон. Беру трубку. Взволнованный голос на том конце провода: «Привет, слышали? Говорят, переворот! Какая разница, кто за этим стоит! Наверное, ЧП… Настю успокой. Из дома лучше не выходите»… Из комнаты — неприметная дверь, за ней, наверняка, детская или кухня. Открываем… Грохот военной техники, крики, резкие звуки… На экранах во всю стену транслируется документальная хроника событий 1991 года.

День третий: «Непопулярные меры». В стране продовольственный кризис, на прилавках магазинов в свободной продаже баночный березовый сок и консервы — маринованная морская капуста.

День четвертый: «Рождение Конституции». Стенд с книжечками «Конституция», взять может любой желающий. Мы, не глядя, вытащили высший нормативный правовой акт, на обратной стороне которого написано «Эдик» и указан номер телефона. Звонить не стали.

День пятый: «Голосуй или проиграешь».

День шестой: «Президентский марафон». Студия звукозаписи, ядерный чемоданчик (а был ли такой на самом деле?). Значительная доля экспозиции посвящена операции на сердце, которую перенес вождь. Фото, видеоматериалы, что переживала его семья.

День седьмой: «Прощание в Кремле». Здесь полностью воссоздана обстановка кремлевского кабинета Президента Ельцина, сидя в котором, 31 декабря 1999 года он отказался от власти.

Дотошно объяснять, что и как обустроено в каждом зале — лишнее, лучше своими глазами увидеть. Тогда и мнение будет непредвзятым.

В одноименном светлом зале из стекла и бетона во всю стену красуется слово «Свобода». У нас оно вызвало неоднозначную реакцию. Признаться, показалось, что слово, а вместе с ним и само его содержание, уплывает из-под носа. На вертикальных экранах о свободе предпринимательства, передвижения, мысли и слова, совести, рассуждают: Леонид Кучма, Константин Хабенский, Николай Расторгуев, Михаил Жванецкий. Возможность высказаться о свободе есть у каждого желающего. Для этого нужно зайти в специально отведенное помещение без окон и дверей и, надев наушники, глядя на себя в экран, пофилософствовать.

Почти три часа пролетели довольно быстро. Направляемся в гардеробную. Слышу фразу мимо проходящей пары: «Как я понимаю, раз это сооружение в первую очередь Центр, который создавали родственники и друзья, а не музей, то об особой объективности речь вести не приходится. Достоинства непомерно преувеличены, о недостатках речь не идет». Отзывы знакомых, кто посетил Центр, в массе своей таковы: «Дом-памятник человеку, разрушившему мою Родину и позорившему нашу страну», «Мне никогда не понять, зачем на строительство затрачены огромные средства! А главное, для кого Центр возвели и в чем его основное предназначение?», «Двоякое впечатление. У большинства населения страны отношение к Ельцину не такое, каким его позиционирует Центр. Для россиян он не является героем, разве что тем «героем», кто участвовал в развале большой страны…»…

Из музея вышли под впечатлением.

Ольга ЖДАНОВА

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *