НИКОГДА НЕ ГОВОРИ «НИКОГДА», ИЛИ ТАНЦЫ С КОТЛЕТАМИ

К Дню клубного работника Тверской области

Хореографов в Ржевском районе можно пересчитать по пальцам. Профессия хоть и не экзотическая, но и не массовая. Да и не денежная, если честно. Хореографов-мужчин вообще единицы. Я, например, знаю двоих. И оба молоды, красивы, целеустремленны и влюблены в танец. Об одном — талантливом хореографе Денисе Рискове из Итомли — я уже читателям рассказывала. О другом, не менее талантливом, расскажу сегодня. Знакомьтесь: Сергей Петров, руководитель хореографического ансамбля «Русские узоры» Есинского дома культуры.

Категоричное «никогда» в жизни Сергея Петрова звучало приговором несколько раз. Порой из его уст, порой — из чужих, но каждый раз «никогда» судьба переворачивала в «вопреки» или «навсегда». К занятиям хореографией это имеет прямое отношение.

Первое знакомство с искусством началось с музыкальной школы по классу гитары. Филиал ДШИ был и есть в Есинке, и ученик начальной школы Сережа Петров с удовольствием посещал уроки игры на музыкальном инструменте. О танцах даже не помышлял, точнее будет сказать, крайне отрицательно относился к этому увлечению друзей, посещавших хореографический кружок. Но однажды-таки те убедили его попробовать свои силы в этом искусстве. Так в возрасте 9 лет Сережа попал в класс к Александру Паршикову. Талантливый педагог, как это обычно говорят, сумел разглядеть в мальчишке то, чего он сам в себе тогда еще не видел, не понимал. И помог влюбиться в танец, в сцену.

— Я благодарен своему педагогу за это, — говорит Сергей. — Правда, мы немало с ним спорили. Разногласия были в том, что я всегда видел свое прочтение того или иного танца, композиции и как человек импульсивный чаще возражал, чем соглашался. И все же школу искусств по классу хореографии я благополучно окончил.

Сельский филиал ДШИ и сельский ДК в одном населенном пункте, как правило, взаимосвязаны и взаимодействуют. В качестве участника кружков и местной самодеятельности в клуб Сергей пришел тоже в девятилетнем возрасте. И творческая атмосфера храма культуры захватила навсегда.

— Директор клуба Надежда Макарова — очень увлеченный своим делом человек, — продолжает мой собеседник. — Мне порой кажется, что с семьей она проводит гораздо меньше времени, чем в ДК. Это для нее второй, а может, и первый дом. Она отдает всю себя. Мы за это ей очень благодарны. И когда я пришел в клуб, это подкупило. Пришел, как к своим родным людям, почувствовал семейную атмосферу творческой «кухни». Меня тянуло сюда, было интересно. Мы засиживались в клубе допоздна, постоянно готовились и участвовали в выставках, конкурсах, концертах. А главное — не было такого четкого разделения на преподавателей и учеников. Полное единение коллектива. С тех пор с клубом я не расстаюсь…

А с танцем чуть было не расстался. Врачи поставили неутешительный диагноз и вынесли приговор — Сергей никогда больше не будет заниматься танцами и спортом. Наложили строгое табу на активное движение. Но человеческий организм не всегда подчиняется диагнозам медиков. Все запреты врачей Сергей отменил сам. Просто взял и сказал себе: нет ничего невозможного и непреодолимого. И хореография снова стала частью жизни. Так что «никогда» снова не свершилось.

Слово «котлеты» в заголовке заинтриговало? Котлеты — из мяса птицы. За их производством мастер Сергей Петров строго следит на Ржевской птицефабрике в подразделении производства готовой продукции цеха убоя. И в отличие от танцев, к которым сначала питал не самые светлые чувства, свое второе профессиональное амплуа он выбрал еще будучи студентом Сахаровской сельхозакадемии во время практики на птицефабрике. Сразу понял, что после получения диплома придет работать именно сюда. И вот уже 3,5 года трудится на предприятии. Вы думаете, в производстве мясных полуфабрикатов и колбасы нет романтики и творчества? Для кого как.

— Я всегда знал, что приду работать в район. У меня нет цели уехать в большой город и жить там. Работа на птицефабрике нравится. Мне все задают вопрос: как сочетаются танцы и котлеты? Очень естественно. Я считаю, что не зря пошел учиться на технолога. Во-первых, это общение с людьми — за мной стоит коллектив, я должен организовать их работу. Во-вторых, меня увлек сам процесс производства. На самом деле, в любой работе есть место творческому началу. И, наконец, — это большая ответственность, ведь мы кормим, прежде всего, свой район. Поэтому нельзя упасть в грязь лицом, мне первому односельчане скажут, если те же котлеты или колбаса будут некачественными или невкусными. Слава богу, таких моментов пока не было.

А пять лет назад, еще учась на втором курсе сельхозакадемии, Сергей Петров пришел в Есинский ДК уже не как участник самодеятельности, а как хореограф. Первый состав его ансамбля «Русские узоры» сейчас уже старшеклассники.

— Это еще одна причина, по которой я не могу, да и не хочу уезжать никуда из своего поселка, — говорит Сергей. — Меня держат дети, которые занимаются в ансамбле. Не могу от них отказаться, бросить. Я здесь живу душой.

Одно время Сергей, а теперь уже Сергей Александрович, как называют его воспитанники, занимался с участниками ансамбля по соседству с классом, где работал его первый учитель хореографии Александр Паршиков. Сейчас преподает параллельно с Валентиной Демьяновой, она — педагог районной школы искусств. Трудиться рядом с профессионалами — это подстегивает, стимулирует творческий рост. Поэтому руководитель «Русских узоров» постоянно повышает свой профессиональный уровень на курсах и мастер-классах известных хореографов, изучает специальную литературу.

— На мастер-классе школы танца Бориса Эйфмана показали правильную разминку, растяжку около станка. Кстати, нас спросили, откуда мы. И когда я рассказал, что наш ансамбль из сельского Дома культуры, очень удивились и даже отметили высокий уровень хореографии. Было приятно. В том не только моя заслуга, но и моих талантливых детей, — не без гордости отмечает Сергей.

И хотя руководитель ансамбля всего-то на десять лет их старше, все равно называет воспитанников своими детьми. Старшему составу «Русских узоров» сейчас 15-16 лет. Младшая группа ансамбля — шесть второклашек. Они параллельно изучают хореографию и в школе искусств.

— Девчонки смотрят огромными глазами, впитывают все, как губки, — рассказывает руководитель ансамбля. — Они сами пришли на День открытых дверей в клуб. Помню, закатываются эти шесть моих любимых колобков и говорят: «Мы хотим на танцы». Все с характером — их не надо заставлять заниматься, все, как одна, целеустремленные. Занятия у нас в ансамбле два через два дня, даже в каникулы. Если у меня отпуск на первой работе, мы две недели подряд занимаемся, под конец второй недели, конечно, устают. Но прежде всего, они это делают для себя. Детям нравится сцена, на ней они преображаются, появляются эмоции. Это происходит не от того, что надо показать определенные заученные движения на сцене, а от души.

Не меньше Сергей гордится и своими взрослыми воспитанниками. За их плечами уже немало хореографических постановок, конкурсов, фестивалей. Недавно ансамбль «Русские узоры» стал лауреатом 3-й степени Международного конкурса «Тверь-FEST» в номинации «народный танец». А за русскую плясовую, которую Сергей исполнял вместе со своими воспитанниками Николаем Синицким, Аллой Харатян и Дарьей Веселовой, ансамбль получил первое место. Одной из самых ярких постановок Петров считает «Танец дружбы народов». В Есинке живут люди разных национальностей, поэтому появилась идея показать дружбу народов в танцевальной постановке, которая получила немало восторженных отзывов. Но самое главное, что идея вдохновила самих участников ансамбля, сумевших показать на сцене, как люди разных национальностей умеют и хотят дружить.

Руководитель «Русских узоров» не только занимается со своими воспитанниками, но танцует сам.

— От меня это, наверное, теперь не уйдет, — говорит Сергей. — Танцем пресытиться невозможно. Обожаю сцену. Мне нравится дарить зрителям положительные эмоции, и не только с помощью хореографии. У нас в ДК всегда найдешь увлечение по душе. Занимаюсь еще в театре-студии «Наши люди». Мы изучаем театральное искусство, ставим спектакли под руководством нашего режиссера Елены Румянцевой, а в скором времени в Доме культуры начнет работу театр мод. Жизнь в клубе бьет ключом…

Два через два — такой график жизни сейчас у героя моего рассказа: два дня он хореограф, два дня — технолог переработки сельхозпродукции. И на одну, и на другую работу идет с удовольствием. Повезло человеку, ничего не скажешь. Быть может, в этом и есть смысл жизни: чтобы было хорошо не только снаружи, внешне, но и внутри. Сергей уверен, что не стоит гнаться за тем, что модно или престижно. Надо быть там и заниматься тем, чего просит душа.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *