БОЛЬШАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Зачем тебе это надо, спрашивали одни. А какой вопрос ты будешь задавать Путину, интересовались другие. На большую ежегодную пресс-конференцию Президента РФ представители нашего издания раньше не ездили, нынешний год стал первым. Мне было интересно посмотреть, как организовано это мероприятие главы государства и отличается ли от региональных, да и самого Владимира Владимировича хотелось увидеть не через экран ТВ.

Последнее, кстати, могло и не получиться. Как выяснилось уже на месте, большой зал рассчитан на 900-1000 человек, тогда как аккредитацию прошли почти 2 тысячи. Тем, кому не хватало мест, светило провести всю конференцию в пресс-зоне перед монитором. Ну и какой смысл был ехать, сказали тверские коллеги, и постарались, пробившись-таки в зал, занять места. Спасибо им, бывалым, наши стулья оказались прямо по центру, и если бы не большие телекамеры, Президент был бы виден, как на ладони.

От Тверской области было довольно много участников — почти двадцать человек: и телевидение, и сетевые издания, и печатные (ГТРК-Тверь, Твериград, «Тверские Ведомости», районные газеты «Кимры сегодня», «Торжокская неделя», «Бежецкая жизнь», «Ржевские новости»).

Само мероприятие проходило в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной. За два часа до начала предстояло пройти три кольца проверок и досмотров с собаками, металлоискателями и специально обученными людьми, отстоять многонациональную очередь на получение бейджей — и можно пить кофе и занимать места в зале. Это, как я уже упомянула, было непросто, и вопрос, не проще ли организаторам было найти более просторный зал, чем создавать ажиотаж и давку из статусных людей, для меня остался незакрытым. И для нескольких коллег — тоже. Есть версия, что таким образом с представителей СМИ стряхивали звездную пыль.

За десять минут до полудня журналистов попросили освободить проходы, выключить звук на мобильных телефонах и радиоаппаратуру. «Заканчиваем прямиться и занимаем места», — сказал организатор в микрофон. «Что заканчиваем?» — не поняли слева. Прямиться! И правда, люди вокруг постоянно выходили в прямые эфиры: на лестнице, в очереди, с места, у елки, в большую камеру или с телефона. Вот такие мы, новые СМИ. Все сразу в эфир, горяченьким.

Президент появился почти вовремя, разве что на 2-3 минуты позже. Всем бы так. Энергичный, подтянутый и заставляющий забыть о своем возрасте.

Относительно возможности задать вопрос я изначально иллюзий не испытывала. В прошлом году, например, их прозвучало 53 за четыре часа. Две тысячи аккредитованных журналистов, причем не только российских, но и зарубежных — там и у областных шанс небольшой, что говорить о районных!

А если бы получилось, поблагодарила бы ВВП за внимание к Ржеву, пригласила бы еще раз на открытие мемориала Советскому солдату и задала бы вопрос об образовании: о сегодняшней программе, в которой не только дети, но и их родители мало что понимают и вынуждены буквально с первого класса нанимать репетиторов. О том, что в таких городах, как Ржев, теперь нет филиалов вузов — они «экономически невыгодны». А поскольку не каждая семья может дать своему ребенку высшее образование в другом городе, наметилась тенденция, что когда выпускник школы поступает в вуз, с ним вместе переезжает и вся семья. И вряд ли назад, на малую родину, вернется. То есть, происходит отток из провинции самой активной и перспективной части населения! Часть демографической проблемы.

Вопросы о демографии и об образовании, кстати, были, но несколько другие. Больше спрашивали про экологию, медицину, геополитику. Кто-то из журналистов озвучивал проблемы региона, кто-то откровенно пиарился.

Первый же вопрос был о наболевшем: об изменениях климата. Владимир Путин сказал, что в глобальном плане никто не знает причин этого явления, и в истории нашей планеты такие явления уже имели место. Небольшой наклон земной оси может иметь планетарные последствия. Причем для нашей страны с ее протяжённой на север территорией последствия потепления более заметны: так, рост температуры у нас выше среднемирового уровня в 2,5 раза. Может начать таять вечная мерзлота, а на ней у нас расположены целые города. Безусловно, надо действовать, сказал Президент:

— Изменения климата проявляются, в том числе, и в росте количества различных природных катаклизмов: пожаров, наводнений и так далее. Это тоже всех нас касается напрямую. Поэтому мы будем предпринимать усилия, чтобы минимизировать последствия от этих изменений.

Задать свой вопрос стремились многие — именно ради этой возможности представители СМИ ехали из самых отдаленных регионов. Журналисты шумели, вскакивали, привлекая к себе внимание. Старались вызвать интерес нетривиальными табличками. Многим это удалось. Например, красивую брюнетку с нарисованным на плакате возле фамилии Путина сердечком Президент с пресс-секретарем Песковым заметили, хотя сидела она в предпоследнем ряду. Девушка оказалась из Екатеринбурга и попросила президентской помощи в строительстве новой ветки метро. Коллеги задавали вопросы о минских соглашениях, ситуации с Украиной, отстранении решением WADA российских спортсменов от участия в крупных соревнованиях, продлении Договора о стратегических наступательных вооружениях СНВ-3, личности и перезахоронении Ленина, звании Героя России Рамзану Кадырову. Журналист телеканала «Грозный» предложил Президенту проложить через территорию Чечни дорогу в Грузию и связать Грозный высокоскоростной железнодорожной магистралью с Краснодаром и Черноморским побережьем, и тот дал понять, что идея здравая… Полная версия пресс-конференции для тех, кто не смотрел ее в прямом эфире, есть на сайте kremlin.ru. Приводить все это в газете невозможно технически, да и бессмысленно; здесь обозначим лишь несколько тем.

Владимир Путин внимательно слушал все задаваемые вопросы, хотя в иных суть уловить было довольно сложно. Быстро реагировал и шутил.

— Владимир Владимирович, Вы очень давно не приезжали на Камчатку с официальным визитом. Не связано ли это с недоступностью авиабилетов на Камчатку?

— Не связано, я как раз попадаю в льготную категорию. Но дело даже и не в этом, а в том, что просто пока не складывалось.

Одним из первых прозвучал «мусорный» вопрос. Потом была обозначена тема здравоохранения:

— Очереди к врачам растягиваются на месяц в регионах, а зарплата врача может быть настолько низка, что те массово увольняются. Вы неоднократно говорили, что все реформы должны иметь быстрый и максимально полезный эффект. Но преобразования, которые происходят, косметические, и никаких радикальных решений, способных переломить ситуацию к лучшему, просто нет. Нужна какая-то иная модель управления здравоохранением в стране? Или всё же государству нужно найти ресурсы, чтобы поддерживать то, что есть?

— Модель лучше не трогать. Она у нас развивается, в целом, удовлетворительными темпами, но проблема, безусловно, существует. С точки зрения заработной платы. Первое — просто увеличить тариф ОМС или внутри тарифа ОМС что-то изменить. Но внутри тарифа менять уже почти нечего, 70 процентов и так идёт на зарплату. Если мы что-то изменим, то тогда денег вообще не останется ни на лекарства, ни на оборудование. Поэтому второй способ — увеличить тариф ОМС. Но это ляжет в конечном итоге на всю экономику, приведёт к удорожанию товаров в целом и к росту инфляции. Наверное, это тоже не самый лучший вариант.

В области первичного звена здравоохранения дополнительно к текущим расходам на медицину и национальному проекту «Здравоохранение» выделяем 550 миллиардов рублей на приведение в порядок основных фондов, приобретение техники и транспорта. Предполагается привести в нормативное состояние или построить 10 тысяч учреждений, приобрести 37 тысяч транспортных средств и до 10 тысяч единиц различного оборудования.

Вторая часть, которая заложена в основном в национальные проекты, там тоже есть деньги на первичное звено, но основные средства идут на борьбу с онкологией. И надеюсь, что и в этом плане будет положительный результат.

Несколько раз озвучивалась тема празднования 75-летия Великой Победы.

— Владимир Владимирович, не жалеете Вы о том, что в сводной колонне победителей не будет военнослужащих из всех бывших республик Советского Союза, включая Украину и Грузию?

— Я жалею, что нет Советского Союза. Участие в параде — это их выбор. Но если кто-то не приедет в силу сегодняшних особенностей наших межгосударственных отношений, думаю, это было бы большой ошибкой. Потому что это будет означать, что они не проявляют должного уважения к тем людям, которые боролись и отдали свою жизнь за независимость их собственной Родины… Ведь в документах нацистской Германии прописано: часть славянского населения использовать на работах, большую часть — за Урал. На вымирание. Речь шла не о сохранении государственности, а о сохранении восточнославянского этноса — русских и тех же самых украинцев! Когда я слышу, что, может быть, было бы хорошо Ленинград сдать и так далее, мне хочется сказать: вы придурки, нет?! Вас бы никого не было, кто так сегодня рассуждает!.. И, конечно, присутствие на параде в Москве потомков тех, кто отстоял нашу государственную независимость и сохранил наши народы, — это символический и важный жест.

— Почему государство не раз меняет правила пенсионной системы и несколько лет замораживает пенсионные накопления граждан? Может быть, стоит закрепить долгосрочные правила, которые уже не будут меняться и которые будут поддерживать доверие граждан к пенсионной системе? И правда ли, что грядёт новая пенсионная реформа?

— В области пенсионного обеспечения все решения приняты, закреплены законом, и никаких изменений там не планируется, никакой новой пенсионной реформы не готовится и даже не обсуждается. Что касается некоторых предложений Минфина в этой сфере, то это относится только к накоплениям, которые фактически можно считать инвестициями. Вопрос идёт просто об их защите.

— Пенсионеры переживают: индексация выше уровня инфляции в федеральном законе о пенсиях прописана только до 2024 года. Что будет дальше? Не придется снова повышать пенсионный возраст в стране?

— Нет. Не предвидится и даже не обсуждается. А все, что было сделано до этого, никак не затронуло действующих пенсионеров — только в том, что государство в более ускоренном темпе должно повышать доходы пенсионеров. Например, в следующем году пенсии должны вырасти на 6,6 процента, а инфляция, как я сказал, сейчас — 3,25. И это в известной степени выполнение тех обещаний, которые были даны раньше. Индексации будут, безусловно, продолжаться.

Многосотенная журналистская аудитория живо реагировала на происходящее. Иные вопросы сопровождались аплодисментами, тогда как ответы — гулом неодобрения. Так, например, получилось с вопросом крымчанки о лечении больных детей и сборе средств эсэмэсками, когда Президент произнес «у нас здравоохранение бесплатно, так же, как и образование» в первых же строках ответа, а потом перешел на тему демографии.

…15-я по счету пресс-конференция длилась больше четырех часов. Сидевший слева коллега из Читы насчитал 69 вопросов, тогда как в 2008-м Путин ответил на 106. Конечно, все высказывания главы государства сразу разошлись цитатами и еще долго будут тиражироваться, потому что сказанное на этом уровне слово, по сути, является публичным заявлением. Но никаких знаковых фраз, например, о следующем президентском сроке или возможном преемнике, 19 декабря 2019 года не прозвучало.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *