ДЕЛО, К КОТОРОМУ ЛЕЖИТ ДУША

Время модных профессий прошло или нет? Пожалуй, это вечный вопрос. Во все времена были и есть престижные профессии, но есть и люди, которые следуют зову своей души, своего призвания. И это прекрасно, иначе не было бы у нас талантливых музыкантов, агрономов, портных и представителей других профессий, которые доказывают, что не место красит человека, а человек место.

Ирина Саденьева — самая молодая участница ансамбля народных инструментов «Метелица», вокалистка с прекрасным голосом. А еще она — педагог Детской школы искусств Ржевского района.

Ирина Олеговна — так зовут её воспитанники двух филиалов РДШИ, одним из которых, Кокошкинским, она заведует, а в другом, Хорошевском, преподает.

Почему выбор пал на сферу культуры, спрашиваю у моей собеседницы.

— Наверное, это семейное, — отвечает Ирина. — Мама, Светлана Ивановна Антонова, всю жизнь в этой сфере, много лет работала в районном передвижном цент-ре культуры, а сейчас — педагог дополнительного образования. В ДШИ №2 мама привела меня в четыре года. Помню даже свою первую песню — «Люси».

После окончания общеэстетического отделения педагоги посоветовали идти либо на вокальное отделение, либо на хореографию. Выбрала второе и семь лет занималась у Елены Владимировны Живоченковой. Я очень многое от неё почерпнула, и до сих пор пользуюсь этим багажом знаний. Но вокал тоже не забросила. Пела на школьных праздниках в 35-м лицее, где училась, вела огоньки. Словом, творчество в моей жизни с самого раннего детства. Оно окружало меня повсюду. Поэтому вопрос о выборе профессии как-то особенно остро и не стоял.

В Тверское училище культуры им. Львова Ирина поступила в 2006 году на отделение «народный хор». Через четыре года окончила его, получив красный диплом по специальности «Социально-культурная деятельность и народно-художественное творчество».

— Годы учёбы я до сих пор вспоминаю с огромным удовольствием, — продолжает Ирина. — Ещё на первом курсе мы работали детскими аниматорами. Сначала при училище давали театрализованные представления, потом уже сами организовывали детские праздники. Это был и опыт, и дополнительный заработок, да и весело.

Часто общаюсь со своими однокурсниками. Когда собираемся вместе, вспоминаем и поём те песни, которые учили когда-то. К сожалению, наш курс уже не ходил в фольклорные экспедиции по Тверскому краю. Нам достались лишь кассеты с аудиозаписями народных песен, собранных предшественниками. Но мы расшифровывали записи фольклора, сами подбирали музыку. В народную музыку, фольклор я влюбилась раз и навсегда, это теперь неотъемлемая часть моей жизни. Поддерживаю всех, кто продвигает народную музыку и учит этому детей. Как, например, моя коллега Татьяна Николаевна Старикова, руководитель ансамбля «Ложкари»…

После окончания училища Ирина вернулась в родной Ржев. И, недолго думая, пришла к Светлане Куликовой в районную ДШИ, где проходила практику во время учёбы, и вот уже 10 лет работает здесь. Пришла не просто так, с улицы, а практически в родной коллектив, дружный и сплочённый, в котором каждый, что называется, «штучный товар», ведь работают люди здесь не из-за денег или славы, а по призванию. Ирина признаётся, что эти десять лет работы рядом с такими профессионалами дали многое.

В Кокошкино очень долго стоял вопрос об открытии филиала школы искусств. По словам директора РДШИ Светланы Куликовой, решение искали на протяжении пяти долгих лет. И когда, наконец, филиал открыли, возглавить его должен был энергичный творческий руководитель, способный организовать весь процесс обучения дополнительного образования. А тут как раз на работу пришёл молодой специалист. Словом, всё сложилось.

— В Кокошкино мы работаем в тандеме с Марией Матвеевой, она ведёт художественное отделение. Я занимаюсь с детками хореографией и хоровым пением. В кокошкинском хоре 30 человек, — не без гордости рассказывает Ирина. — Хочется охватить всю школу хоровым пением. Но препятствие тому — временные рамки, потому что у детей — пятидневка в школе, и многие зависят от графика школьного автобуса. В Хорошевском филиале также есть хор, с воспитанниками школы искусств мы занимаемся по новой программе «Калейдоскоп творчества»: поём, изучаем различные музыкальные инструменты, направления в музыке. Помимо этого, второй год мы участвуем в проекте «Патриотический тур» и в его рамках готовим большое мероприятие. В этом году в Кокошкино оно состоится 4 марта.

У нас, в филиалах школы искусств, очень насыщенная событиями жизнь. Мы с педагогами стараемся делать так, чтобы дети занимались не только одним лишь направлением искусства, а были задействованы во всех мероприятиях. Например, ещё одна наша давняя традиция — праздник для деток с ограниченными возможностями к Всемирному дню инвалида. Он всегда проходит на ура, дети и родители довольны, и наши воспитанники уже совсем иначе воспринимают ребят с ограниченными возможностями здоровья, принимают их как равных. У нас учится такой парень, посещает художественное отделение. Он активно участвует во всех наших мероприятиях, поёт в хоре, совершенно не закрепощён, и это здорово!

На занятиях ребята смотрят на тебя, ждут, что ты расскажешь нового и интересного, чему научишь, что покажешь. Работа с детьми — это постоянный поиск, как говорят мои воспитанники: надо быть в тренде. Как бы ты ни воспринимал их музыкальные предпочтения, ты должен их знать, разбираться, что называется, быть на одной волне. Я учу ребят и сама учусь у них. Это такой нескончаемый интересный процесс.

Ирина Саденьева организовывает концерты, игровые программы, сама пишет сценарии, вместе с коллегами придумывает всю театрализованную основу мероприятий и активно участвует в них.

— Наверное, на каждый новогодний праздник играете и роль Снегурочки? — интересуюсь я у собеседницы.

— А вот и нет! — смеется она. — Внешность у меня не совсем славянская, поэтому я чаще в роли режиссера или ведущей. Но вы не думайте, что педагоги остаются за кадром и сидят за кулисами. Мы сами — актёры, певцы и музыканты. На районном конкурсе «Многоцветие талантов» даже есть такая номинация — «преподаватель-артист».

Впрочем, музыка сопровождает Ирину не только в школе искусств. Еще одна стезя, которой посвящает свое время и талант героиня моего рассказа — ансамбль народных инструментов «Метелица». В этот творческий коллектив девушка органично влилась практически сразу, как только пришла работать в район. И уже сейчас выступления «Метелицы» сложно представить без её голоса.

Музыка окружает Ирину даже дома, поскольку ее супруг Максим — тоже человек творческий, известный в Ржеве исполнитель. Его голос часто звучит на различных концертах и мероприятиях. Как уживаются два таких творческих человека в семье?

— Очень органично, — отвечает Ирина. — Мы с уважением относимся к творческим процессам друг друга, когда надо разучивать текст, музыку, сценарии. Петь порой случается дома, хочется послушать звучание, и тогда у нас в квартире — музыкальная студия. Он поёт в одной комнате, я — в другой. В принципе, соседи к нашей творческой семье привыкли. Мы и под гитару попеть любим, особенно, когда собираемся на домашние праздники. Наш шестилетний сын Кирилл, наверное, тоже будет петь. По крайней мере, пытается. В такой семье, как наша, сложно остаться в стороне от творчества. Но пока его больше увлекает спорт.

О чем мечтает Ирина Саденьева?

— Быть может, открыть свою студию. Видите, мечты и те — творческие. Хотя, признаюсь, бывают кризисные моменты, минуты усталости и отчаяния, когда думаешь: всё, надо завязывать с этим творчеством. Но когда успокаиваешься, задаёшь себе вопрос: где ты ещё себя видишь? В кризисные минуты мы все можем представить себя в магазине за прилавком, благо с вакансиями в этой отрасли всегда благополучно. Но я нигде себя больше не вижу. Бухгалтер, экономист, менеджер — нет. Понимаю, что сфера культуры — моё место в жизни. Только здесь комфортно и только здесь работа будет с полной отдачей, и именно здесь я могу реализовать себя. Творчество — это моё всё.

Светлана Кудрявцева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *