ДИАГНОЗ НЕУТЕШИТЕЛЕН

В первые дни нового года в Ржеве случилось экстраординарное событие. Заведующего травматологическим отделением Ржевской ЦРБ Михаила Викторовича Смелова прямо на дежурстве избил неизвестный мужчина.

Этой осенью доктор Смелов отметил свой 55-летний юбилей и дал интервью нашей газете. Разговор получился интересным, нашел отклик у ржевитян, ведь за 33 года своей профессиональной деятельности доктор спасал жизни людей, возвращал им здоровье после серьезнейших травм.

История, случившаяся в ночь на 2 января, запутанна и туманна. Вот сообщение, появившееся 7 января на официальной странице следственного управления СК РФ по Тверской области: «В ходе мониторинга СМИ выявлена публикация, в которой сообщается о том, что в ночь на 2 января 2020 года в травматологическом отделении ЦРБ города Ржева Тверской области было совершено нападение на заведующего. Как сообщает СМИ, мужчина зашел в кабинет дежурного врача и несколько раз ударил медицинского работника по лицу и голове. С целью установления всех обстоятельств произошедшего, изложенных в публикации СМИ, следователем Ржевского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области организовано проведение доследственной проверки, по результатам которой будет принято процессуальное решение».

Непонятно, почему следственный комитет узнал о случившемся «в ходе мониторинга средств массовой информации», а не от сотрудников полиции, которые были вызваны на место происшествия? Но оставим действия правоохранителей пока в стороне. И проследим, что происходило в травматологическом отделении Ржевской ЦРБ в ту ночь.

Итак, доктор Смелов находился на суточном дежурстве. В районе четырёх часов привезли женщину с травмой колена, рентген показал, что перелома нет. Доктор порекомендовал обратиться для уточнения диагноза и дальнейшего лечения в поликлинику и вернулся в ординаторскую. Следом за ним зашел мужчина. Дальнейшее Михаил Викторович помнит весьма смутно — почти сразу последовал удар. Очнулся доктор уже на полу, чувствуя боль, — мужчина продолжал его бить. Смелов поднялся и попытался выйти из ординаторской. Мужчина шел следом, толкал, угрожал. Дежурные сёстры, увидев доктора, вызвали полицию. Мужчина в это время спокойно оделся и вышел на крыльцо, где простоял достаточно долго. Всё рассказанное Смеловым подтверждается записями с видеокамер. Полиция приехала через 30-40 минут. Чувствовал себя Михаил Викторович все хуже и хуже. Помнит, что к ним подходил какой-то мужчина, вроде бы, друг нападавшего, полицейские куда-то выходили, потом возвращались. Смелов вернулся в свой кабинет, лег — его тошнило. Сотрудник полиции принес подписать протокол. Доктор понял, что нападавший им уже известен. Прозвучала странная фраза, что будут выходить на контакт. Всякие контакты с нападавшим доктор категорически отверг. Этого человека он видеть не хочет и опасается его по сей день. Впрочем, Смелов не уверен, что правильно понял сотрудника полиции. Самочувствие доктора ухудшалось. Пришедшие на дежурство коллеги осмотрели Михаила Викторовича и срочно госпитализировали. Нанесённые травмы до сих пор держат его на больничной койке.

В последующие за нападением дни вокруг Смелова воцарилась какая-то странная тишина, словно ничего и не произошло. Полиция «не беспокоила». 6 января наши коллеги из «РиТ» после разговора с доктором разместили информацию, которую и «отмониторили» сотрудники Следственного комитета. История получила широкую огласку, и 7 января наконец-то состоялся разговор с дознавателем…

Мы навестили доктора в отделении. Видеть этого сильного энергичного мужчину в таком беспомощном состоянии больно. Защищённым он себя не чувствует, намерения нападавшего до сих пор не ясны. В больнице нет никакой охраны, и, случись что, рассчитывать будет не на кого.

Во время нашего разговора в кабинет заведующего зашла старшая медицинская сестра Елена Самсонова. Без Смелова в отделении обойтись сложно. И хотя заведующий с трудом сосредотачивается на текущих делах, заниматься ими ему все же приходится.

— Мы все в ужасе! Доктор столько сделал для отделения. Скольким людям он помог! Сколько искренних слов благодарности звучало в этих стенах! Как вообще можно поднять руку на человека, тем более — на врача? В отделении в ту ночь было 12 больных. Хоть бы о них этот человек подумал! Если бы им понадобилась срочная помощь? А если бы кто-то тяжёлый поступил? Это звериный поступок, не человеческий, оправданий ему найти не могу! — не могла сдержать эмоции Елена Константиновна.

И ещё она высказала очень здравую житейскую мудрость о том, что все мы — люди, со своими характерами, манерой общаться, кому-то нравимся, кому-то — нет, кто-то не нравится нам… Но разве это повод распускать руки?

Врач, в первую очередь, должен сделать для жизни и здоровья пациента всё, что в его силах, в пределах его компетенции и возможностей. А вот широко улыбаться при разговоре с родственниками после многочасовой операции он всё-таки не обязан. Хотя пациенты Смелова отлично знают, что доктор всегда найдет время и силы на то, чтобы поговорить, объяснить, ободрить их близких. Возможно, в силу своего характера не так душевно, как хотелось бы некоторым, но тут уж ничего не поделаешь, как сказала медсестра Самсонова, все мы разные.

Коллеги Смелова, травматолог Александр Вишняков и хирург Роман Мартикайнен, присоединившиеся к нашему разговору, также возмущены и расстроены. Они тоже вернулись в свой родной город, чтобы жить здесь и лечить людей. А теперь, по признанию этих сильных и молодых мужчин, идут на дежурство, как на фронт — без уверенности, что благополучно вернутся домой. Александру Вишнякову и молодому доктору Елене Ивановой сейчас приходится брать на себя огромную, почти непосильную нагрузку. Это очень расстраивает Михаила Викторовича. Им и так в последнее время, после того, как одновременно уволились два врача-травматолога, приходилось несладко. Отделение постоянно находится под угрозой закрытия из-за отсутствия достаточного количества врачей. До того как Смелов вышел из строя, справлялись, но что будет дальше? Сможет ли он восстановиться и вернуться к работе?

К сожалению, информация о случившемся вызвала совершенно непредсказуемую реакцию некоторых пользователей соцсети «ВКонтакте». Рядом со словами поддержки и сочувствия, пожеланий скорейшего выздоровления и историями о том, как доктор буквально с того света вытаскивал их родных и близких, появились многочисленные комментарии, одобряющие действия хулигана! В адрес доктора сыпались какие-то голословные обвинения, причем зачастую — с закрытых страниц. У многих нормальных людей это вызвало настоящий шок. Очень расстроены и медики. Вставший на защиту Смелова наш земляк доктор Страхов высказался достаточно категорично и нелицеприятно для некоторых ржевитян, но как иначе?

В своем юбилейном интервью доктор Смелов признавался в любви к родному городу, на вопрос, не возникало ли у него желание уехать в поисках лучшей жизни, отвечал категорическое нет и искренне надеялся, что и его сын, студент мединститута, тоже свяжет свою жизнь с Ржевом. Сейчас у Михаила Викторовича появились сомнения. Совсем рядом Московская область, которая с распростёртыми объятиями принимает наших опытных, с большим практическим стажем докторов, предлагая им совсем другие зарплаты при гораздо более комфортных условиях труда. Какие только усилия приходится прикладывать руководству ЦРБ для того, чтобы «заманить» в Ржев докторов. И после такого «события» сделать это, похоже, будет ещё сложнее. Надеемся, что последует честное и объективное расследование, которое расставит все точки над «i». А Михаил Викторович обязательно выздоровеет и вернется в строй. Но вопросы, как в дальнейшем защитить медиков и откуда такая реакция в соцсети, останутся.

— Безопасность наших сотрудников и пациентов, конечно, нужно обеспечивать, — считает главный врач Ржевской ЦРБ Анатолий Бегларян. — Но, скажем откровенно, полного ограничения доступа посторонних в лечебные учреждения быть не может — ведь больных сопровождают родственники, а в поликлинику должны беспрепятственно проходить все желающие…

Хотя сама мысль о необходимости защиты медиков от их же пациентов кажется просто дикой! Врачей уважали и берегли всегда, даже в самые страшные и кровавые годы революций. Наверное, в наше время не стоит идеализировать и медиков. Как и в любой профессии, в медицине встречаются и случайные люди, и непрофессионализм, и врачебные ошибки. Но для борьбы с ними существуют цивилизованные методы, не выходящие за рамки правового поля. Доктор Смелов готов ответить на любое обвинение, но перед кем — перед фейками в социальных сетях? Нельзя опускаться ни до бездоказательной анонимной клеветы, ни, тем более, до откровенного рукоприкладства.

А если взглянуть на проблему еще шире, то становится по-настоящему страшно жить. Ведь у каждого есть истории, когда нас обсчитали в магазине, плохо отремонтировали машину, доставили неудобство в маршрутке, испортили прическу в парикмахерской, плохо подмели тротуар, доставили невкусную пиццу. И что тогда — бить, оскорблять и унижать друг друга? В кого же мы превратимся?

* * *

Не нужно быть доктором, чтобы поставить неутешительный диагноз: наше общество больно. Больно тяжело, и порой кажется, что неизлечимо. Но пока еще есть люди, которые стараются по мере своих сил служить этому организму, лечить его, поддерживать. Их, увы, немного, их силы, терпение, энергия иссякают. Они уходят, а кто придет им на смену? Многие ли способны не только окончить медицинский институт и стать хорошим врачом, но и вернуться в родной город, тащить на себе огромную, почти непосильную нагрузку, спасая жизни, да еще подвергаться при этом оскорблениям и даже физическому насилию?

Жизнь горька и непредсказуема. Тем, кто злорадствовал по поводу избиения доктора Смелова, однажды понадобится помощь, но оказать-то ее будет некому и негде, ведь если так будет продолжаться, то одна из лучших районных больниц области станет историей, а её заброшенные корпуса будут смотреть на мир глазами выбитых окон.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *