ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ

В школьные годы, будучи любознательным и очень активным мальчишкой, он мечтал стать военным летчиком. Об этой романтической профессии с увлечением читал в книгах и журналах. Занимаясь в авиамодельном кружке Дома пионеров, мастерил различные летательные аппараты. По утрам каждый день делал зарядку, развивая свои мышцы специальными упражнениями. Но через несколько лет почувствовал непреодолимую тягу к рисованию и черчению. И после школы поступил в архитектурный…

Мой собеседник — Геннадий Долгополов, преподаватель ДШИ №2 им. А.Г. Розума. 30 января Геннадий Алексеевич отметил свое 70-летие.

Геннадий Долгополов — коренной ржевитянин. Родился в семье рабочих. Отец трудился слесарем по ремонту паровозов в депо, мать, уроженка Смоленской области, в Ржеве работала швеей на швейной фабрике, была ударником коммунистического труда. Все домашнее хозяйство лежало на ее плечах. В свободное время мама вязала крючком воротнички, салфетки, покрывала, абажуры, которые вызывали восхищение у всех, кто заходил к Долгополовым. А в праздники в доме пахло мамиными пирогами, приготовленными в русской печке.

В семье было пятеро детей, плюс бабушка и дедушка — родители мамы. Дед был военным моряком на легендарном крейсере «Варяг», участником многих сражений в годы русско-японской войны. Он рассказывал, как однажды японцам удалось взорвать корабль. Из 110 членов экипажа спаслись только четверо, среди них и дед Геннадия Алексеевича. Он был человеком добрым, простым в общении и все делал с душой. Шил сапоги, ботинки, подшивал валенки. Казалось, никогда не уставал. И всегда пел песни — про Стеньку Разина, «По диким степям Забайкалья», про Хас-Булата удалого. Дед по линии отца, Иван Иванович Долгополов, был строителем Виндавской железной дороги, связавшей Москву с Ригой, а когда состарился, работал стрелочником. В его семье было 9 детей, пятеро сыновей погибли на войне. Третий, Алексей, вернулся живым.

— Во время войны, — вспоминает Геннадий Алексеевич, — мой отец с двумя помощниками отбыл в командировку в Пермь с важными документами. Под Торжком началась бомбежка. Отец принял решение: спастись от осколков бомб и пулеметных очередей можно, пересев в стоящий рядом нерабочий паровоз, если залезть в его топку, не пробиваемую пулями и осколками. Так они и сделали. Взрывы были такими сильными, что паровоз упал на бок, но папа и его помощники не пострадали. Задание было выполнено — документы доставлены в указанное место.

5 марта 1943 года отцу было приказано прибыть в Ржев. Нужно было восстанавливать железнодорожное хозяйство, строить жилье. Папа сутками работал до тех пор, пока не были построены первые бараки. Люди радовались хоть какому-то жилью, даже без печек. Труд Алексея Ивановича в сложные послевоенные годы был отмечен почетным знаком «Ударнику Сталинского призыва». В паровозном депо он проработал больше 40 лет.

Мама, бабушка и младший брат Геннадия Алексеевича были в эвакуации в Мордовии, вернулись в Ржев в апреле 1943 года. После освобождения города от фашистов Долгополовы жили в блиндаже в Нижнем Бору. С началом строительства пионерского лагеря там же были построены два больших барака для семей железнодорожников.

— Туда из роддома в конце января 1950 года мама пришла пешком и принесла меня в тридцатисемиградусный мороз! — вспоминает Геннадий Алексеевич. — Она боялась, что я могу замерзнуть, но я не замерз.

Первыми игрушками маленького мальчика были обрезки досок и брусков, которые лежали вокруг недостроенного барака. Гена представлял, что это грузовик, на котором можно возить все, что захочется.

— Мы сами придумывали себе игры, соревновались в ловкости и силе, кто дольше пропрыгает на скакалке, попадет мячом в цель, кто точнее выстрелит в мишень из лука. А еще мастерили деревянные пистолеты с бойком и резинкой для стрельбы горохом и рябиновыми ягодами, воздушных змеев, вертолетики и парашюты.

Нас радовала любая погода во все времена года. Летом — утреннее солнышко. Если жаркий день приносил грозу, мы ждали тёплого дождя. Многие ребятишки с радостью бегали по лужам и даже обмазывали себя и других жидкой грязью, а потом всё смывали под дождём или водой из бочки. А однажды, где-то в году 1956-57-м, в июле выпал снег, а потом выглянуло солнышко, и он растаял.

По примеру старшего брата, увлеченного черчением и рисованием, Геннадий выпиливал из фанеры полочки, вазочки, шкатулки, шкафчики. Братья также смастерили трансформаторы, понижающие напряжение, и сами сделали два электровыжигателя по дереву. И много рисовали, для экономии бумаги — с обеих сторон. Кроме ребячьих забав, у каждого в доме были обязанности: наносить воды, дров, сходить в магазин, выполоть сорняки, нарвать травы для кроликов.

В 1958 году Геннадий пошел в школу. Учиться ему нравилось. В Доме пионеров записался в изокружок, где занимался до конца 10 класса. Затем призвали в армию. После службы решил поступать в Московский архитектурный институт, куда попасть было непросто. Но Геннадий поступил. В студенческие годы активно занимался спортом: участвовал в соревнованиях по лыжным гонкам, беговым конькам, бегу на марафон-
ские дистанции и велогонкам. Был старостой группы, редактором институтской стенгазеты, а по вечерам работал секретарем подготовительных курсов. Все успевал и был в числе лучших. В 1974 году в колонном зале Дома Союзов проходил слет победителей соревнования лучших учебных групп московских вузов, на котором выступал Леонид Брежнев. Геннадий хорошо рассмотрел генсека с четвертого ряда. Каждому участнику выдали тогда по солидному блокноту и памятному значку.

По окончании института Геннадий Алексеевич работал в Запорожье архитектором района. Затем переехал в Тверскую область. Работал главным архитектором Бежецка, с 1980 по 1983 год — главным архитектором Ржева, затем — начальником проектного бюро на ПО «Электромеханика». За 5 лет осуществил порядка 500 различных проектов. Разрабатывал ограждение мостов через Волгу из металла. Проектировал немало индивидуальных построек, сельхозобъектов и сооружений, выполнял проекты перестроек и реконструкций храмов и памятников. Геннадий Алексеевич также проектировал мебель и оборудование. Разработал уникальный по простоте универсальный мобильный мольберт, который может использоваться не только художниками. изготовил его своими руками. Пытался дальше продвинуть изобретение, но, увы, преградой стали финансовые препоны.

Однажды, занимаясь проектами дач, задумал построить и свой собственный садовый домик. И вопреки всем трудностям, наперекор обстоятельствам, он один, без применения механизмов, осуществил свою мечту. Согласитесь, нужно быть очень сильным: отказывая себе во многом, жить без отдыха, спать во времянке, но все же дойти до заветной цели. Делать любое дело обдуманно, надежно, всегда добиваться желаемого результата, жить по совести учил его отец, который сам был человеком трудолюбивым, строгим, но справедливым.

К сожалению, семейная жизнь у Геннадия Алексеевича не сложилась. Дважды был женат. Две любимые дочери и работа — единственная отдушина. В ней он просто тонул, забывая о семейных и физических трудностях.

— Я с полным основанием могу сказать, что правильно выбрал свою профессию, — откровенно признается мой собеседник, — а вынужденные переходы-переезды пополнили жизненный и творческий опыт, расширили кругозор. Многое в творческой практике дало самообразование, которым я занимаюсь постоянно.

Есть в жизни моего героя еще одна важная страница, о которой хотелось бы рассказать. В сложные 90-е, когда предприятия стояли и зарплату не платили, чтобы как-то жить, пришлось сменить профессию. Стал преподавать художественные дисциплины в частной школе «Гончар», а затем в ДШИ №2. Так началась его педагогическая деятельность, в которую Геннадий Алексеевич ушел с головой, найдя для себя много нового, полезного и интересного.

Десять лет педагогической работы и больше тысячи учеников. Он учил детей не только изобразительной грамоте, но и трудолюбию, умению думать, сравнивать и выбирать правильное решение, делать работу аккуратно и экономно. Учил доброте и милосердию, выручке и взаимопомощи, прислушиваться и уважать мнение других, видеть и наблюдать, отличать хорошее от плохого, красивое от безобразного. И тем самым формировал у учеников желание и стремление к выбору замечательной профессии — художник.

Геннадий Алексеевич разработал методическое пособие и авторскую программу по обучению детей 10-14 лет основам архитектурного проектирования. Подготовил рукопись книги для тех, кто мечтает о художественной профессии.

На досуге делает акварельные и карандашные зарисовки, выращивает на огороде овощи, пишет историю своей семьи, в которой отражена история нашей Родины. И много читает.

Оглядываясь на пройденный путь, Геннадий Алексеевич уверен, что сделано немало, несмотря на сложнейшие трудности и испытания, выпавшие на его долю. И это только благодаря тому, что он никогда не сидел сложа руки, трудился не по приказу, а по совести, всегда уверенно шел своей дорогой — нелегкой, но увлекательной и интересной.

Елена Сооляттэ

Фото из архива Г. Долгополова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *