ВОЕВАЛ ПОДО РЖЕВОМ

К 75-летию Победы

В маленьком городе Андреаполе, в краю лесов и болот, который в народе называют «медвежий угол», живут супруги Локтевы. Екатерина Ивановна, заслуженный работник образования Московской области, замечательный человек и очень интересный собеседник. Ее муж — летчик, полковник авиации в отставке Александр Локтев, начинал службу в Андреапольском гарнизоне.

Екатерина Ивановна — ровесница Победы. Тридцать лет проработала учителем русского языка и литературы в гимназии N№11 города Железнодорожный Московской области. А в последние годы на своей малой родине занимается просветительской деятельностью: проводит интересные встречи в литературном салоне центральной библиотеки, знакомит читателей с жизнью и творчеством поэтов, писателей XIX-XX веков, а также местных авторов.

Андреаполь — и мой родной город, где прошла большая часть жизни, где живут родители. Они-то и познакомили меня с этой удивительной женщиной, которая рассказала историю о своем отце, Иване Васильевиче Кузнецове, участнике Ржевской битвы.

За свои ратные подвиги он был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией» и другими. За активную жизненную позицию ветерану войны и труда было присвоено звание «Почетный гражданин Андреаполя».

Иван Кузнецов родился 25 октября 1919 года в красивом местечке Стихарево Сережинского района Калининской области. В его документах хранится маленький желтый листок — вырезка из газеты с народными приметами месяца рождения, вот одна из них: октябрь-грязник — ни колеса, ни полоза не любит…

— Трудовую деятельность отец начал в 13 лет, — рассказывает Екатерина Ивановна, — когда в 1932 году стал работать простым колхозником в колхозе «Красный вихрь», а через 5 лет ему доверили должность счетовода. Перед армией он заведовал избой-читальней Ветошкинского сельсовета. Все те события на переломе двух эпох, которые переживала страна, не прошли мимо него.

В 1939 году его призвали на службу. Уходил кандидатом в члены КПСС, а в январе 1941 года стал членом партии. В учетной карточке есть запись о том, что И.В. Кузнецов служил в Среднеазиатском военном округе заместителем политрука
100-го горно-строительного полка. Приходилось даже делать марш-броски по пустыне от Чарджоу до Кушки. О событиях тех лет отец позже прочел в журнале «Молодая гвардия» за 1982 год и только тогда понял, почему весь город вышел им навстречу. Красноармейцы предотвратили нападение разрозненных банд, борьба с которыми описана в книге Н. Данилова «Жаркая Кушка».

Несмотря на сложность политической обстановки, Иван Васильевич мечтал вернуться к мирной жизни. Но судьба распорядилась по-другому, и в декабре 1941 года Кузнецов уже был заместителем политрука 8-го гвардейского корпуса 150-го отделения стрелковой отдельной бригады в действующей Красной Армии.

На долю Ивана Васильевича выпали кровопролитные сражения под Волоколамском и Ржевом. Он был в самом их пекле.

— 15 сентября 1942 года под Ржевом, на том месте, где сегодня находится немецкое кладбище, его серьезно ранило, — продолжает Екатерина Ивановна. — В справке эвакогоспиталя №1270 города Бухары, куда вывезли отца, написано: «тяжелое осколочное ранение левого коленного сустава». Ногу сохранить удалось благодаря его собственной настойчивости. Замотанный в гипс от груди до пяток, он добивался, чтобы ее не отняли. И это удалось. Но война для него была закончена.

Из Узбекистана его отправили домой. В товарных вагонах добрался до Андреаполя и затем пешком, с остановками — до Бологово.

Путь Ивана Васильевича лежал в деревню Красная Горка, к братьям и сестрам, к маме Наталье Никитичне. Его отец, участник Первой мировой войны, умер еще в 1936 году.

С 1943 года И.В. Кузнецов работал в п. Бологово райинспектором, председателем райплана, заведующим отделом животноводства райисполкома, заведующим райторготделом… В 1962-м, когда объединись два района, Сережинский и Ленинский, стал бухгалтером-ревизором ОРСа леспромхоза в Андреаполе, затем инструктором Андреапольского райисполкома, секретарем районного архива… Свой трудовой путь он завершил в районном обществе охотников в 70 лет.

И везде оставил о себе добрую память как об ответственном, добросовестном, скромном и порядочном человеке, умеющем понимать и уважать людей.

— Нога в колене у него не сгибалась, по ночам болела, — вспоминает Екатерина Ивановна. — Отец мужественно переносил эти боли и ежедневно по полтора часа самостоятельно делал массаж ноги. «Боюсь потерять возможность к передвижению», — говорил он. С весны до осени пропадал на приусадебном участке, выращивая картошку и овощи. В конце лета на своем инвалидном «Запорожце» ездил по заветным лесным уголкам, чтобы запасти на зиму грибы и ягоды. Вязал корзины из ивовых прутьев и раздаривал своим соседям.

И еще была страсть у Ивана Васильевича — краеведение. Им написана «История поселка Бологово» (центра бывшего Сережинского района), хранящаяся ныне в Андреапольском районном архиве.

И.В. Кузнецов всегда был в курсе всех событий, имел свой взгляд на многие вещи, но никогда не опускался до голой критики власти. Говорил: «Чтобы хорошо жить, надо много работать».

Рассказывал о войне в целях патриотического воспитания молодежи в школах, в детском доме. Знал наизусть стихи, любил военные песни, участвовал в перезахоронении солдат войны, ездил по местам боевой славы, возил своих внуков и правнуков в места, где воевал. Из Ржева ему ежегодно присылали приглашения для участия в торжественных мероприятиях. Он не мог окончательно пролистнуть страницу истории своей страны, в которую были вписаны строчки и его кровью. В нескольких школьных тетрадках с пометкой «важно» он оставил нам свою Книгу памяти о не вернувшихся с войны земляках. В ней по всем деревням бологовского края перечислены имена и фамилии их жителей с годом рождения и годом ухода на фронт. И против каждой фамилии указаны дата и место гибели (он обязательно сверял со всесоюзной Книгой памяти) или, что встречается нечасто, вернулся.

Сегодня не то что людей, деревень многих уже нет, поэтому труд Кузнецова представляет историческую значимость. Иван Васильевич ценил жизнь и умел жить наполненно.

Тот урок мужества, который И.В. Кузнецов старался преподать молодому поколению, прежде всего, был усвоен его внуками и правнуками. Правнучка Алена (будущий юрист) для научно-творческой конференции написала работу «И помнит мир спасенный», используя военную биографию своего прадедушки. Она рассказала о его подвиге в жестоких боях под Ржевом, когда отступать было некуда, ведь за спиной была Москва. В этой работе есть фотографии и стихотворение, которое Иван Васильевич нашел в газете «Фрунзевец» еще в 1942 году и читал его в 2008-м во время очередного перезахоронения:

Мы цепью лежали на взгорье,

Готовы погибнуть в бою.

Но каждый в небесной лазури

Звезду заприметил свою…

Ивану Васильевичу Кузнецову суждено было прожить нелегкую долгую жизнь. Судьба не раз испытывала его на прочность. Но он никогда ни на что не жаловался. Жил в труде и по совести. И оставил нам светлую память о себе. А наш долг — помнить об этом и знать судьбу каждого, кто подарил нам мир.

Елена Сооляттэ

Фото из архива Е.И. Локтевой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *