СПАСТИ ОТ ЗАБВЕНИЯ

Наша беседа с директором колледжа имени Петровского, членом центрального Совета Союза десантников России, председателем Тверской региональной организации ветеранов ВДВ и войск специального назначения «Ржевский союз десантников» Борисом Жуковым началась, как это обычно бывает, с вопроса.

И первым его задал Борис Викторович:

— Оля, Вы знаете, в чью честь на привокзальной площади у здания вокзала Ржев-Балтийский установлен памятник?

— Конечно, — ответила я. — В честь десантников, тех, кто служил и служит в воздушно-десантных войсках.

— Может быть, думаете, что это ржевские десантники сами себе памятник поставили?..

Пока я мешкала с ответом, Борис Викторович продолжил:

— Ежегодно 18 февраля наши студенты, коллектив десантников-ветеранов собираются у памятника, чтобы почтить память тех ребят, кто в 1942 году десантировался в мончаловские леса на оккупированную немцами территорию. — Признаюсь честно, я и сам не знал о подвиге десантников, пока осенью 2011 года об этом не рассказал мой заместитель, подполковник в отставке Николай Венгерец. А исторический факт для наших мест более чем значимый. Так, в ночь на 17 февраля в район деревни Окороково Ржевского района на помощь окруженной, замерзающей, умирающей от холода и голода 29-й армии был направлен 4-й парашютно-десантный батальон 204-й воздушно-десантной бригады. Отделялись от самолета не в проходы рампы, а с крыла. На него нужно было добраться по тросу, за который держались до поступления команды. Зимой, в метель, в полном зимнем обмундировании! Военнослужащие подбирались на добровольной основе. Некоторые парни пошли на этот шаг, еще не имея прыжковой практики. Выброска проходила с ТБ-3 двумя эшелонами, всего 25 самолетов. Это более 400 бойцов и командиров во главе со старшим лейтенантом Белоцерковским. Летчики должны были ориентироваться по сигнальным кострам, но земля горела, огней было множество, и десантники рассеялись по территории. Отдельные участки площадки десантирования находились под воздействием решетно-пулемётного огня противника. В журнале боевых действий есть информация, что точно в заданный район были выброшены 209 человек.

Десантники берут противника своим неожиданным появлением, эффектом внезапности, выносливостью, стойкостью духа. С позднего вечера 17 февраля им удалось вывести из окружения порядка двух с половиной тысяч наших бойцов. Последние группы десантников, прикрывавшие отход, вышли из оккупированной территории вечером 22 февраля.

— Бойцы заслужили право на вечную жизнь в памяти будущих поколений…

— Спецоперация такого масштаба, какая была проведена в Ржевском районе, — первая в истории Великой Отечественной войны, первая — и результативная. Все десантники шагнули в бессмертие… Оставить такие сведения без внимания — значило бы предать забвению подвиг наших отцов. Да, понятие Ржевская битва у нас на слуху, вот только мы забываем, из чего оно слагается. А это — каждый бой, каждый человеческий поступок, в экстремальных условиях. И, конечно, я захотел, чтобы потомки поколения победителей об этом знали.

— Тогда Вам и пришла идея поставить памятник?

— Душа горела, хотелось сделать что-то как можно быстрее, успеть к 18 февраля 2012 года, к 70-летию высадки. Подумывал об информационном баннере, но однажды Александр Парфенов упомянул о памятнике, и меня как будто осенило: его и надо сделать! Причем, установить в таком месте, чтобы был на виду. Обратился к Александру Щетинину. Он как глава городской администрации согласовал место у железнодорожного вокзала Ржев-Балтийский. А само место предложил инициативный ржевский архитектор Вячеслав Шепелев, я был с ним полностью солидарен.

— Почему железнодорожный вокзал?

— Немцам нужно было удержать ржевский железнодорожный узел, станцию Мончалово, эти стратегические объекты были очень важны.

Рассматривались варианты установки памятника на Зубцовском шоссе, в деревне Мончалово, но, уверен (и, думаю, со мной согласятся многие), памятник стоит на своем месте.

Изначально предполагалось сделать временное сооружение, привлечь внимание и позже создать содержательную композицию. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Возможно, когда-нибудь в память о бессмертном подвиге десантников удастся установить основательный гранитный монумент.

— Один в поле не воин…

— Это да. Многие, узнав об идее установить такой памятник, проявили живое и искреннее участие. Повезло с грамотным проектировщиком (Григорий Буга), замечательным строителем (Виктор Морозов). Морозову удалось раздобыть композитные материалы, сплав алюминия с пластмассой. Их и использовал для изготовления памятника Валентин Родэ. Серьезную поддержку оказал Герой России, полковник воздушно-десантных войск Андрей Шевелев. Бывший начальник ЛПУ «ЛенТрансГаз» Василий Белянский воспринял наш замысел как свое дело, львиная доля материальной помощи была от него, значительное участие принял Владимир Шаровка. Большую «золотую» звезду на парашюте установил Виктор Константинов. Наверное, ни в Ржеве, ни в Ржевском районе нет ни одного дела, связанного с патриотическим направлением, где бы не участвовал этот человек. Предприниматель Александр Некрасов ежегодно организует у памятника десантникам салют в виде спускающихся с неба парашютов. Добровольно ухаживать за памятником вызвался почетный работник науки и образования Тверской области Александр Дрожжин; вместе с группой ребят они следят за порядком.

Спасибо большое и низкий поклон всем! Без участия общественности ничего бы не сделали. К намеченному сроку мы не успели, но 2 августа 2012 года памятник был торжественно открыт.

— Место на вокзале — знаковое. Вряд ли кто может пройти мимо, чтобы не обратить на памятник внимание.

— За восемь лет тысячи человек узнали о подвиге десантников в мончаловских лесах. В газете «Ржевская правда» как-то была заметка транзитного пассажира со словами благодарности тем, кто помнит про подвиг десантников, кто сумел найти способ рассказать об этом другим.

Решимость человека прыгнуть с парашютом уже говорит о многом. А тем более, когда ею движет чувство долга, чтобы постоять за родных, отдать жизнь «за други своя». Замечали, на обелиске высечены фигуры солдат, среди них есть парашютисты. И ведь это не собирательный образ — это десантники мончаловского леса…

Твердо уверен, с подрастающим поколением необходимо разговаривать о войне, о том, что довелось испытать и бойцам Красной Армии, и мирному населению.

К нашей общей гордости, многие выпускники нашего колледжа идут служить в воздушно-десантные войска. Максим Бурковский, Антон Колосов служили в ВДВ, под Наро-Фоминском служат Александр Табак и Александр Селезнев. Приятно получать письма от парней со словами благодарности за сформированную готовность служить в ВДВ.

— Борис Викторович, в декабре прошлого года по инициативе ветеранов-десантников прошла конференция «Употребление термина «без вести пропавший воин» как военно-историческая и духовно-нравственная проблема». Вы высказались в отношении термина очень критично.

— А как иначе? Без вести пропавший — отвратительное и унизительное определение. Обидно, что большая часть парашютистов ржевского десанта значится в списках без вести пропавших. Они — герои, а на деле оказались «пропавшими»… Факт их гибели никто не видел, значит, запишем «пропал», потом, быть может, разберемся. А в итоге забываем. Судьба многих десантников, кто в феврале 1942 года отважился на подвиг, известна. О них следует говорить «не вернулся из боя».

— Не ошибусь, если предположу, что у ржевских десантников есть планы и на ближайшее будущее.

— Иначе и быть не может, девиз «Никто, кроме нас» постоянно в действии. О результатах нашей работы известно многим. Мы изготовили передвижную выставку, посвященную героям Советского Союза, открыли мемориальные доски ржевитянам-героям Сергею Тюрикову и Константину Дунаевскому. К 23 февраля сменим надпись на камне, который установлен на въезде мемориального кладбища. Отныне там будет написано: «Безвестно павшим в Ржевской битве воинам. Простите нас». Сейчас отряд юных десантников совместно с Ржевским Союзом десантников работает над проектом «Золотые звезды ржевитян». Вышли с инициативой к Городской думе о переименовании улицы Декабристов: считаем, она может и должна носить имя летчика Дунаевского, прославленного парня, который родился и вырос в Ржеве, на этой самой улице. Наступивший 2020 год ознаменован важнейшими событиями: 75-летие Великой Победы, 90-летие со дня образования ВДВ, и мы готовимся достойно отметить эти юбилейные даты.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *