МИНИСТР ЗАЩИТЫ И НАДЕЖДЫ

Министр социальной защиты населения Елена Хохлова выездные приемы в муниципалитетах, судя по публикациям в Интернете и СМИ, проводит достаточно часто. В пятницу, 14 февраля, такой прием прошел в администрации Ржева. В этот день у министра социальной защиты на личном приеме побывало больше полутора десятков человек. За льготами, разъяснениями, с вопросами и заявлениями, конечно — с претензиями и жалобами. Предупредительная и вежливая с каждым, Елена Хохлова могла бы дать мастер-класс по общению с посетителями любому руководителю. Таким умением вести диалог взвешенно, спокойно и по-доброму, несмотря на откровенные провокации и наезды, на которые щедра треть, а то и половина посетителей, можно только восхищаться. За девять лет в должности Елена Вячеславовна своих качеств не растеряла.

НА КРАСОТУ ДЕНЕГ НЕ ДАЮТ

Молодая женщина, записавшаяся на прием к министру первой — мама троих детей, один из которых инвалид детства. Несмотря на наличие юридического образования, сама Алина выбрала работу в индустрии красоты. Вначале занималась наращиванием ресниц, а затем решила переквалифицироваться. Но сам курс и необходимое для этого оборудование довольно затратны, и поэтому девушка посчитала возможным воспользоваться государственной помощью в виде социального контракта. Социальный контракт — это оформляемый через социальную защиту договор на предоставление выплаты, способной помочь семье выйти из трудной жизненной ситуации и наладить материальное положение. Например, приобрести трактор или корову, или швейную машину… Выплата имеет целевой характер и, к примеру, купить на нее продукты нельзя. А вот теплицу — можно. И обязательное условие — отчет о том, как израсходованы эти средства. Традиционное направление выделяемых по соцконтракту средств — личное подсобное хозяйство, и чаще всего успешно оформляются выплаты «на свиней», как сказала Алина. Сама же она, поскольку является основным кормильцем в своей немаленькой семье, выбрала привычный и удобный для себя путь развития профессиональных навыков и составила бизнес-план на 130 тысяч рублей. Однако с получением материальной помощи возникли проблемы — взаимопонимания с руководителями государственного учреждения, занимающегося оформлением соцконтракта, не получилось, а получился конфликт. Об этом она и рассказала министру соцзащиты. Елена Вячеславовна слушала внимательно, делала пометки, задавала вопросы о семье, планах, просила аргументировать намерения. Алина отвечала спокойно и взвешенно.

— Я прошу проверить не только законность вынесенного мне отказа, но и правильность оформления и методику расчета социальных контрактов, имевших место в последнее время, — резюмировала Алина. Министр заверила: внешняя проверка, причем комплексная, по этому направлению будет проведена, и по ее итогам примут решение и относительно выплаты заявительнице.

ПЕЧНАЯ ПЕЧАЛЬ

У Людмилы, которая в одиночку воспитывает дочь и с 2001 года живет в неблагоустроенном доме в Путейце, проблема другая. Точнее, их много, но основная — не в том, что в мизерной комнатке нет ни воды, ни туалета, а для обогрева жилища приходится топить дровами печь, а в том, что эта печь вот-вот развалится. Дом находится под обслуживанием управляющей компании (вначале это было «Содействие», потом «Экогород»), однако и откачивать нечистоты из вы-гребной ямы, и решать бытовые проблемы приходится самим жильцам. Но с ремонтом печи женщине, которая работает на минимальном окладе, не справиться: печник, которого она приглашала пару лет назад для консультации, сказал, что печь подлежит перекладке и обойдется это тысяч в сто рублей. Управляющая компания брать такие затраты на себя никак не хочет.

Помочь в этом, безусловно, нужно, только как, рассуждает министр. Привлечь прокуратуру для побуждения УК к действиям или попробовать попросить помощи у благотворительной организации? А быть может, и вовсе поискать для этой небольшой семьи способ поменять свою жизнь?

— Вы не задумывались о переезде? Может быть, в сельский район, где есть лучшие условия проживания и зарплата — новые сельхозпредприятия, я знаю, делают такие предложения, — неожиданно дает совет министр. Людмила обещает подумать, хотя энтузиазма в ее реакции пока нет. Пусть неблагоустроенное, но привычное жилье, пусть малооплачиваемая, но любимая работа в детском саду — держат…

НАДО ЗАКРЫВАТЬ!

Ольга Соловьева, узнав, что в Ржеве будет прием министра социальной защиты, приехала на него из Зубцова. С вопросом, который для нее и личный, и профессиональный: о будущем Зубцовского социально-реабилитационного центра. Сам центр сейчас закрыт, поскольку здание нуждается в ремонте, а Ольга досиживает в отпуске по уходу за младшим ребенком. Идя на прием, она вряд ли ожидала, что ответ Хохловой будет таким категоричным.

— Вас надо закрывать, — сказала министр без обиняков. — Ищите другую работу, мой Вам совет. И коллективу скажите то же самое, не будоражьте людей зря. — И продолжила объяснением такой позиции: — Сегодня функции помощи семьи и детству передаются министерству демографии, это раз. И тенденция к укрупнению ведет к тому, что подобные вашему центры, которые требуют много средств на содержание, будут присоединяться к более крупным. Зачем в Зубцове такой центр на 16 мест, если рядом есть огромный детский дом, а в 15-ти километрах — СРЦ в Ржеве? Тем более что здание разрушается, без конца ремонтировать его — дорого, а строить новый — нецелесообразно при таком обилии подобных учреждений в округе. Так что ищите возможность трудоустроиться в соседних.

Ольга Ивановна полностью согласна, хотя и слегка ошарашена резким ответом. Однако ситуация складывается непростая: в коллективе есть люди, которые думают по-другому, плюс в дело вмешалась некая политическая составляющая… Но решение, дала понять министр, уже принято. И оно единственно правильное.

ГДЕ ИСКАТЬ СИРОТУ?

Молодая красивая девушка, впорхнувшая в кабинет следующей, на обиженную властями или обремененную проблемами вовсе не похожа. Хотя из дальнейшего разговора следует, что ее жизнь легкой не назовешь.

Вика — сирота, в настоящее время (будучи замужем и уже родив ребенка) ждет от государства выполнения обязательств по предоставлению ей жилья. Вопрос в том, что проживает девушка в Ржеве, а на учете состоит и оформляет все выплаты в Старице, по месту постоянной прописки. А хочет переоформить все, в том числе и покупку жилья, на Ржев.

— А меня постоянно волохают, — жалуется она.

— Вас не «волохают», — поправляет Хохлова. — Государству нужно понимать, где в настоящее время находится сирота, за которого оно отвечает и которому призвано помогать. А за вами уследить сложно: сегодня вы в Ржеве, завтра послушали подругу, которая устроилась на хорошую работу, и рванули за ней в Тверь или Москву, потом внезапно встретили любовь всей жизни и поехали с ним жить в Конаково, там разбежались и решили строить личную жизнь еще в каком-то месте…

— Да, частично это про меня, — смеется девушка.

— Ну вот, я постоянно сталкиваюсь с последствиями таких активных поисков счастья, и хорошо вас знаю, — говорит Хохлова. — И это еще оптимистичный сценарий, бывают и сложности с законом, и лишение свободы, и асоциальный образ жизни… Поэтому государство и «привязывает» вас к месту постоянной прописки, чтобы не потерять.

Как выясняется из дальнейшего разговора, без потерь здесь не обошлось. У девушки утеряна часть оригиналов документов, нет даже свидетельства о рождении. Поэтому министр социальной защиты дает ей пояснения, что делать дальше: где восстанавливать, как переоформить получение льгот по месту жительства и когда ждать предоставления жилья.

ПОМОЩЬ — АДРЕСНО

За консультацией пришла и многодетная мама Елена. Дети уже не совсем маленькие (13, 8 и 7 лет), положены ли льготы и какие, интересуется она. Елена Хохлова перечисляет: пособие на детей (1300 рублей) плюс выплаты, если доходы на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, плюс освобождение от оплаты за вывоз ТКО, на следующий год планируется дополнительно выдавать сертификат на покупку школьной формы, обеспечивать бесплатным питанием детей из семей с низкими доходами. Позиция государства — сделать помощь и соцподдержку адресной, поясняет министр, по этому конкретному случаю — свой набор выплат и льгот.

ТРИДЦАТЬ ТРИ НЕСЧАСТЬЯ

Следующая посетительница пришла не за помощью, а поругаться. Это для пожилой женщины — привычное дело, и все без исключения организации её хорошо знают. И не только местные. За последние годы она успела не раз побывать и в скандальных ток-шоу на центральных каналах, и на передовицах желтых газет, которые подобных обиженных государством людей слушают с удовольствием и тиражируют истории на потеху всей стране… О своей несладкой жизни 73-летняя ржевитянка рассказывает и здесь: как растила сына-инвалида, как «залечили до диабета и нетрудоспособности» ее дочь, как 15-летний внук провалился в бесхозный люк на обочине, как не учли для пенсии собственный трудовой стаж, потому что строительная организация не платила налоги, как в юности приходилось пасти коров и работать в полях, как сегодня следственные органы препятствуют поискам убийцы ее зятя… Кто виноват, что жизнь ее складывается именно так — ответа нет. Она же сама винит всех подряд: государство, продажных чиновников, богатых начальников, злых ржевитян, грубых министров, несправедливую жизнь. В ответ на попытку пояснить порядок начисления субсидии, в которой ей отказали, женщина отвечает в духе «родина нас предала… Вот подождите, я всем в новый состав Правительства напишу» и уходит, к облегчению всех присутствующих. Кажется, терпения выслушать и ни разу не оборвать этот бессмысленный монолог хватило только у Елены Хохловой. Остальные таким спокойствием похвастаться, увы, даже сами перед собой не смогли.

РАССУДИТ ТОЛЬКО СУД

Виталий Иванович  довольно часто появляется на подобных приемах у руководителей с целым списком вопросов, и потому начальник отдела обращений администрации просит его оставлять один-два самых важных. На этот раз таковым оказалось несогласие с размером компенсации по оплате электроэнергии. Как инвалиду Виталию Ивановичу положена льгота, как и его жене. Но квитанции за свет приводят Елену Хохлову в удивление: в них пять, шесть, а то и семь тысяч рублей!

— Да, я строю дом. Электроинструменты энергоемкие, — соглашается посетитель и настаивает, что половину суммы ему обязано компенсировать государство. Елена Вячеславовна не соглашается: за основу компенсации берется норматив, и возмещается только сумма, не превышающая такое потребление. Иначе у нас все предприятия будут оформлены на инвалидов, говорит она. В ответ посетитель ссылается на неких юристов, усмотревших прямое нарушение закона и даже мошенничество со стороны энергосбытовой компании, достает другие документы и грозится идти в суд. В ответ министр обещает подготовить агрументированный ответ и предоставить его письменно. Еще одна претензия заявителя касается поступления ЕДВ на два дня позже положенного…

Прием по личным вопросам министра социальной защиты Елены Хохловой длился около трех часов. А 21 февраля в администрации Ржева приём граждан проведёт исполняющий полномочия министра образования Тверской области С.А. Соколов. Записаться на приём можно по телефону: 8(48232) 2-10-51.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *