СКОРЫЙ НА ПОМОЩЬ ДОКТОР

Курьяновский ФАП, построенный в прошлом году, полноценно работает уже целый месяц. В деревне появился долгожданный фельдшер. Еду знакомиться с новым сельским медработником.

Сегодня в Курьяновском ФАПе как раз приемный день, и Артем Цветков ведет прием пациентов. Пока жду своей очереди, разговорилась с пожилой женщиной.

— Такой хороший доктор! — говорит она. — И главное, очень толковый. Наконец-то и у нас свой фельдшер.

Несмотря на то, что новому курьяновскому доктору всего 31 год, за плечами большой опыт медицинской деятельности — более 10 лет он работает фельдшером скорой помощи.

— Мне интересен процесс не только оказания неотложной помощи, но ведения пациента дальше до выздоровления, — рассказывает Артем Владимирович. — Я стараюсь быть универсальным. Скорая помощь — это своего рода спецназ медицины, у нас строгий алгоритм действий. А мне давно хотелось выйти за его рамки, хочется работать творчески. Понятно, что у врача больше возможностей и знаний, но фельдшер на своем месте тоже может сделать немало. Мне нравится работать с пациентами не только в экстренных ситуациях. Эту мою заинтересованность поддержали в Ржевской ЦРБ — предложили работать в Курьяновском ФАПе. Для меня это не первое место работы в сельской местности. Сначала пригласили в Есинский офис врача общей практики. Там я замещал врача на время отпуска и ездил по вызовам, когда врач на приеме. Мне очень помогают советом опытные медики Есинского ОВОП Нина Павловна Андрианова и Валентина Федоровна Лисицина. Эти люди всю жизнь в медицине, у них богатый опыт.

О своем, немалом уже опыте Артем скромно умалчивает. В службу скорой помощи он пришел сразу после учебы в Ржевском медицинском колледже. Потом год армии — служил медбратом в радиотехническом полку при Генштабе. Семья у Артема Цветкова тоже медицинская: супруга Екатерина, с которой знакомы еще со времен учебы в колледже, на скорую пришла на год позже Артема. И оба себя в другой ипостаси уже не мыслят.

— Когда выходишь из колледжа, ты чистый лист, несмотря на полученные знания, — продолжает Артем Владимирович. — Фельдшером становишься не сразу, сначала надо работать санитаром. Но даже после стажировки — наипростейшие случаи, и только потом — неотложные. Мне повезло, я застал еще советскую школу подготовки фельдшеров скорой помощи, и у меня были хорошие наставники.

Фельдшер — доктор универсальный, особенно, если работаешь на скорой. Потому что приходится сталкиваться с самыми разными случаями. И это бесценный опыт. У нас говорят: если работал в «неотложке», уже ничего не страшно.

Приходилось даже роды принимать: два раза на дому и один раз — в машине скорой помощи. Это было лет 8 назад, в самом начале моей фельдшерской карьеры. Вызов поступил из Светителево, пациентка начала рожать в дороге, прямо в машине. Конечно, это делать не рекомендуется. Но мы были молоды и решили, что справимся. Помогали наши опытные диспетчеры, пришлось вспомнить все, что преподавал нам в колледже акушер Александр Сергеевич Макаров.

Недавно был еще один запоминающийся случай. За Чертолино есть деревня, где летом живут дачники. И те, кто остается там на зиму, очень рискуют — дорога непроезжая. У женщины, которая на свой страх и риск осталась в деревне, случился инсульт. Мы с коллегой сделали волокушу и тащили пациентку три с половиной километра, но спасли, она уже своими ногами ходит…

Своим медицинским «коньком» Цветков считает кардиограмму, интенсивную терапию — оказание эффективной помощи в первые, так называемые «золотые часы» после сердечного приступа. На скорой каждый фельдшер должен уметь читать кардиограмму. И это, естественно, наложило свой отпечаток.

Для любого медика важно брать на себя ответственность за то или иное решение в сложной ситуации. Для фельдшера скорой — в особенности.

— У нас все ситуации экстренные. Человеку плохо, родственники тоже в напряжении. И в такой обстановке на нас лежит большая ответственность за каждое принятое решение в оказании медпомощи. Ошибки допустить нельзя, это не деталь на заводе, которую можно переделать. Это живой человек, его жизнь. Ты должен сделать все, что в твоих силах.

Каждый случай — индивидуальный. Всегда будешь помнить своего первого пациента, которому проводил реанимацию и непрямой массаж сердца. Девять раз мне удалось спасти человека после клинической смерти. Это остается с тобой навсегда. Каждая реанимация — это отпечаток в сердце. Переживаешь, не можешь есть и пить, спокойно спать, думаешь об этом человеке, особенно, если спасти не удалось. И поэтому каждый раз выкладываешься полностью, на все сто, чтобы только был положительный результат.

— А Вы не боитесь выгореть, ведь это сложно, когда каждый случай пропускаешь через свою душу?

— Нет, не боюсь, за десять лет не выгорел.

— А как восстанавливаетесь?

— Только позитивом, активным отдыхом. Увлекаюсь туризмом, походами, сплавами на байдарках по рекам. Но лучшее лекарство — это общение с коллегами. Мы друг другу оказываем психологическую поддержку. И в этом общении растворяется эмоциональная напряженность. Коллектив скорой помощи — это большая и дружная семья. У нас свои законы, свои традиции. Команда сплоченная, все — лидеры по натуре, потому что должны брать на себя ответственность за жизнь человека в экстренной ситуации. На скорой случайных людей нет…

Теперь к деятельности фельдшера «неотложки» Цветкова добавился и сельский ФАП. В первые дни работы был большой поток пациентов, люди шли с экстренными случаями — высоким давлением, простудой, высокой температурой. Первое знакомство, так сказать. Однако новый доктор считает, что доверие населения ему еще только предстоит заработать. Впрочем, сарафанное радио в этой стороне работает гораздо лучше и эффективнее, чем мобильная связь (ее, к слову, в районе ФАПа нет совсем). И молва о новом докторе уже пошла. Хорошая молва.

— У меня здесь нет такой загруженности, как в городской поликлинике, поэтому есть возможность пообщаться с пациентом так, как необходимо, — продолжает мой собеседник. — Здесь у людей другой менталитет, они добрее, отзывчивее, но и принимают тоже не сразу. С бабушкой иногда нужно просто поговорить, чтобы у нее давление нормализовалось. А если сухо ответил человеку, доверие можно потерять в одну минуту. Когда ты идешь к врачу со своими проблемами, тебе придется ему доверять. Если врач разговаривает сухо, пациент начинает замыкаться, и тогда можно не понять жалобы, неправильно собрать анамнез, поставить диагноз. Много разных незначительных мелких деталей, о которых без доверия к доктору человек может не рассказать, а мелочи порой бывают так важны.

Мы беседуем в новом уютном кабинете, Артем Владимирович с удовольствием рассказывает об оснащении ФАПа. Здесь есть процедурный кабинет, кабинет для осмотра детей, необходимая аппаратура, есть даже современный дифибрилятор, электрокардиограф, все препараты. Не хватает только банальных бытовых мелочей, вешалки, например, и телефона. Пока фельдшер пользуется телефоном в территориальном участке, который в здании почты напротив. Но это дело наживное.

— Надо открыть аптечный пункт, — делится планами фельдшер Цветков. — Буду стараться расширить границы медобеспечения населения, помогать людям как можно больше и эффективнее. Хочу наладить возможность получения льготных рецептов, чтобы людям не сидеть в очередях в поликлинике. Здесь и школа, и детсад, и многодетные семьи. Так как фельдшера не было, в основном все обращались в детскую поликлинику. Это, конечно, хлопотно. Надо проводить диспансеризацию детей, чтобы все прививки они получали согласно календарю здесь, у себя в ФАПе.

Два раза в неделю к курьяновскому медпункту теперь приезжает видавшая виды есинская медицинская «буханка», которая привозит Артема Владимировича. С утра — прием, потом фельдшер идет или едет по вызовам. На его попечении здоровье 268 человек в девяти деревнях. Теперь Артем Цветков — их личный ангел здоровья. И не простой фельдшер, а со скорой помощи, в этом плане курьяновской округе несказанно повезло.

Безусловно, главный вопрос, который так и подмывало задать Артему, я все же озвучила:

— Как надолго Вы здесь задержитесь?

— По возможности, надолго, — улыбается он. — Если найдут фельдшера на полную ставку, мне, конечно, придется возвращаться в Есинку вспомогательным доктором. Тут уж ничего не попишешь. Но мне здесь очень нравится, и я надеюсь на долгое сотрудничество.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *