ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ?

В нашу эпоху зубастого капитализма эта расхожая фраза ни у кого не вызывает особых эмоций. Любой способ заработка приемлем, а человек, умеющий «делать» деньги, уважаем в обществе и вызывает полное одобрение окружающих.

А вот в непростых условиях развитого социализма попытки нетрудового, теневого заработка назывались мошенничеством, а в некоторых случаях — кражей. Красть считалось грешно и недостойно. А воровать у государства — еще и чревато очень серьезными последствиями. Кто-то возразит, что неотвратимость возмездия и тогда никого не останавливала. Мол, воровали и мошенничали и в советское время, и при царе, да, наверное, и при первобытно-общинном строе. Так уж человек устроен: сложно ему пройти мимо того, что плохо лежит. Возразить что-либо тут сложно. Как ни печально это констатировать, а русский человек найдет чем поживиться на любой должности, на любой службе, даже там, где, казалось бы, украсть уж точно нечего!

Случилась в восьмидесятые годы в Ржеве история курьезная, но достаточно печальная по своим последствиям для ее участников.

Помните, у Владимира Войновича в его «Жизни и необычайных приключениях солдата Ивана Чонкина» был такой селекционер-любитель Гладышев, который имел собственную теорию о «круговороте дерьма в природе».

— Мы привыкли относиться к дерьму с этакой брезгливостью, как будто это что-то плохое. А ведь, — вещал деревенский самородок, — если разобраться, так это, может быть, самое ценное на земле вещество, потому что вся наша жизнь происходит из дерьма и в дерьмо опять же уходит…

Гладышев гнал из дерьма самогонку, а наши герои, Иван Молодецкий и Андрей Шибаков, нашли иной путь обогащения на этом «натуральном продукте».

Ранее судимый за хулиганство и нарушение общественного порядка Молодецкий после возвращения из мест лишения свободы устроился в Ржевскую дистанцию гражданских сооружений Октябрьской железной дороги на должность подсобного рабочего на ассенизаторскую машину. Работа была не тяжелая, но достаточно скучная, малопочтенная и, на взгляд любившего пожить на широкую ногу Молодецкого, малооплачиваемая. Но талантливый человек, а именно таким считал себя Иван Антонович, талантлив во всем. Огляделся он вокруг, пораскинул мозгами и нашел способ, как из своей дурнопахнущей профессии извлечь вполне реальную выгоду. Да еще в денежном эквиваленте. Ведь деньги эти, в прямом смысле слова, по замыслу Молодецкого не запахнут.

Понятно, что груз, который откачивали и возили на своей машине-бочке, «налево» не продашь. Но есть другая дорога, верный способ заработать. Долго уговаривать Шибакова, который всего пару месяцев ездил на ассенизаторской машине ГАЗ-59, не пришлось. Работа ему успела надоесть до чертиков. А кому не хочется подзаработать? Правда, второй водитель, пожилой и положительный человек Иван Антошкин, от сомнительного предложения отказался и даже посоветовал своему напарнику «не валять дурака». Но Шибаков его не послушал.

Первые приписки они сделали, когда обслуживали жилые дома. Жильцы, поначалу встречавшие ассенизаторов у своих выгребных ям, быстро ретировались от удушающего «аромата», расходились по своим делам и работу ассенизаторов не контролировали. Таким образом, от дома по ул. Косарова откачали всего одну бочку, а в справке, подписанной жильцами, аккуратно переправили единицу на четверку. В бухгалтерии справку приняли. Первый блин оказался совсем не комом. Ту же махинацию они провернули с нечистотами из домов с улиц Коммуны, Калинина и Октябрьская. Всего удалось приписать 9 бочек. Заработок наших ассенизаторов составил 10 рублей 69 копеек. 5 рублей забрал водитель Шибаков, 5 рублей 69 копеек — изобретатель метода подсобный рабочий Молодецкий.

Но рейсы в жилые дома случались нечасто. Они совершались по договорам, которые железная дорога иногда заключала с домоуправлением. Но единожды познав вкус денег, остановиться сложно. Легкий заработок понравился нашим героям, и решились они на страшное — покусились на добро государственное! Главной их профессиональной задачей являлся вывоз нечистот с вокзалов Ржев-I, Ржев-II, станции Оленино, Осуга и прочих.

Контроля за плохо пахнущей ассенизаторской машиной со стороны работников железной дороги не было никакого. Да и то сказать, кому интересно стоять у выгребной ямы и следить за тем, сколько рейсов совершили и сколько бочек вывезли.

Поначалу ребята осторожничали, действовали аккуратно. В путевом листе приписывали лишь бочку-другую. И все сходило с рук — ответственные работники железной дороги подписывали их лист, что называется, «не глядя».

Но очень скоро Молодецкий и Шибаков вошли во вкус. Слишком уж просто и легко все получалось. Жадность-то их и сгубила.

Первой тревогу забила начальница вокзала Ржев-II. Ей на подпись принесли путевой лист, в котором значилось, что со стрелочных постов ассенизаторским автомобилем было откачано 27(!) бочек нечистот. Начальница работала давно и хорошо знала, что откачать там можно от силы 4-5 бочек. Откуда же взялись остальные? Она отправилась в бухгалтерию и увидела, что в собственноручно подписанном ею на прошлой неделе путевом листе из туалета на товарном дворе было вывезено аж 13 бочек! Причем она точно помнила, что когда подписывала лист, там стояла цифра 3. То есть, получается, что ассенизаторы приписали единицу, увеличив количество своих рейсов сразу в три с лишним раза.

Бдительная женщина, недолго думая, обратилась в милицию. Первые же финансовые проверки показали, что оснований для возбуждения уголовного дела более чем достаточно. Наши ассенизаторы чувствовали полную безнаказанность и потеряли всякую осторожность. Им стало казаться, что никто не станет копаться в скучных путевых листах, высчитывая и сверяя количество вывезенных бочек. Более того, они нашли способ еще больше увеличить свой доход за счет нового вида «услуг». Они включали в путевые листы рейсы по подвозу воды для промывки вокзальных латрин.

На эту наглую махинацию сразу же обратил внимание дежурный станции Оленино. Увидев в поданном на подпись путевом листе три рейса с водой, он поинтересовался, откуда именно брали воду Молодецкий и Шибаков? И получил невнятный ответ. Подписывать липовый путевой лист он отказался, а в разговоре со следователем пояснил причину своей недоверчивости. Во-первых, всего из вверенного ему туалета станции даже в лучшие времена можно откачать от силы 5, а уж никак не 15 бочек, как было указано в путевом листе. А во-вторых, ржевитяне бывали в Оленино нечасто и попросту не могли знать, где можно набрать воды. Пруд же, на который ссылались водитель и подсобный рабочий, находился аккурат рядом со зданием милиции, и брать оттуда воду им бы никто не разрешил.

Следствие по столь пикантному делу длилось целых пять месяцев. Стоит отдать должное терпению и усидчивости следователей, которые скрупулезно изучили всю документацию, сверили все путевые листы за последние годы, опросили множество свидетелей.

Забавно, но не знакомый с уголовным Кодексом и несудимый Шибаков полностью признал свою вину и смиренно дожидался окончания следствия, очевидно, не до конца понимая, под какую нехорошую статью он попадает. В своих показаниях ссылался на то, что устроился на эту работу недавно, не знал ее специфики и до сих пор до конца не понимает, как именно работала мошенническая схема Молодецкого.

Но зато все отлично понимал опытный, уже отсидевший Молодецкий. Вину свою он поначалу не признавал вовсе. Когда же увидел математическую точность, с которой велось расследование, вину признал частично, но сослался на свою малограмотность. Мол, не понимал, как правильно там все нужно было оформлять, пишу и читаю с трудом. Поначалу он даже утверждал, что имеет всего четыре класса образования, но в пришедших на него по запросу документах оказалось, что он окончил в одном из сел Николаевской области девятилетку и даже неплохо учился.

Поняв, что убедить следователей в том, что он по малограмотности путал цифры, не удастся, Молодецкий пошел по старому проверенному и известному каждому уголовнику пути — решил притвориться психически больным. Следователям ничего не оставалось, как назначить судебно-психиатрическую экспертизу. И хотя они были уверены в ее результатах, приходилось следовать букве закона. Экспертиза установила, что «обвиняемый Иван Антонович Молодецкий, 1953 года рождения, психическими заболеваниями не страдает и в момент совершения преступления в каком-либо временном болезненном расстройстве психической деятельности не находился и был вменяем».

Картина для Молодецкого и Шибакова складывалась нерадостная.

Проведенный следователями точнейший расчет не
оставлял сомнений «в крупном размере хищения государственного имущества по предварительному сговору группой лиц путем обмана (мошенничества)». Общая сумма ущерба, нанесенного государству действиями Молодецкого и Шибакова, составила 168 рублей 74 копейки. Из них 89 рублей 68 копеек присвоил Молодецкий, а 79 рублей 6 копеек — Шибаков.

Их действия попадали под часть 2 статьи 93 УК РСФСР, которая предусматривала наказание до шести лет лишения свободы. Для судимого Молодецкого такое обвинение было ожидаемо, он с Уголовным кодексом был знаком, а вот Шибаков воспринял обвинение очень тяжело. Он даже подумать не мог, что мошеннические действия с такими-то, деликатно выражаясь, нечистотами, могут повлечь за собой столь суровое наказание.

Впрочем, «уроженец города Ржева, русский, беспартийный, военнообязанный, ранее не судимый, имеющий среднее образование, женатый и имеющий на иждивении малолетнего сына шофер Андрей Юрьевич Шибаков» и на нынешнем, и на предыдущем месте работы характеризовался положительно. Поэтому до суда он был отпущен под подписку о невыезде. Шибаков возместил материальный ущерб, и хочется надеяться, что карающая десница советского правосудия не была к нему слишком сурова.

А вот неугомонный Молодецкий, тоже поначалу отпущенный до суда под подписку о невыезде, умудрился напиться и устроить дебош в одной из рюмочных, после чего мера пресечения ему была изменена и он был помещен под арест. Правда, материальный ущерб он тоже каким-то образом возместил. Но ни на одном из предыдущих мест работы, а также из колонии, где он отбывал свой первый срок за хулиганство, положительно не характеризовался. Вряд ли это произвело лестное впечатление на судью. Так что, скорее всего, получил он полный срок и отправился применять свои бизнес-способности в места не столь отдаленные, где в то время таких «ловчил» и без него хватало.

Фамилии вымышлены. Все совпадения случайны.

Наталья ЗОЛОТАРЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *