СТРОКИ ИЗ САМОГО СЕРДЦА

Завершился детский муниципальный конкурс рукописной книги «Здесь мне посчастливилось родиться». Это уже второй подобный конкурс. В первом, в 2018 году, «Когда пылал мой Ржев в огне», приняли участие восемь школ города, было представлено 55 работ, в том числе 5 коллективных. Те, кому повезло ознакомиться с ними, были единодушны — конкурс нужно продолжать! Ведь это замечательная возможность для школьников города приобщиться к традициям рукописной книжности, проявить свои творческие возможности. Но самое главное — почувствовать себя частью истории родного края, переосмыслить свою роль в его дальнейшем развитии.

И вот — новый конкурс. Организаторы (отдел образования и администрация города) выделили три возрастные категории (7-10, 11-13 и 14-17 лет) и предусмотрели две формы участия — индивидуальную и коллективную. Проявить себя можно было в пяти номинациях: «Детское литературное творчество», «Поэтические странички», «Портрет моего города», «На яркой стороне», «Прикасаясь сердцем к подвигу». Работы на конкурс принимались в музее
Боевой славы школы № 2 с 8 октября по 3 марта. Не буду перечислять все требования конкурса, но главное — чтобы книга была рукописной. Не все участники выполнили это требование, некоторые отошли от книжного дизайна, и, увы, часть работ, выполненных на очень высоком уровне, но не соответствующих критериям конкурса, жюри пришлось исключить.

На конкурс было представлено 68 работ, в том числе 7 коллективных. Ученикам помогали 32 педагога, родители. Лично для меня как для члена жюри самой главной сложностью стала разноплановость работ. И хотя организаторы конкурса постарались вооружить жюри объективными, точными и емкими критериями, подходить с ними к оценке оказалось непросто. Например, некоторые из работ по своему дизайну могли соперничать с настоящими типографскими изданиями, некоторые отличались уникальностью ручной работы, а некоторые были очень скромны, но от искренности строк, написанных неровным детским почерком, замирало сердце и подступали слезы.

Я много работаю с военной тематикой, пишу о ней, часто бываю на конференциях и семинарах, встречаюсь с ветеранами и очевидцами тех событий. И глубина осознания, прочувствованности, погружения в тему ряда работ меня очень порадовала. Ведь мы часто слышим о равнодушии современных детей, отсутствии интереса к истории не только своей страны, но даже своих семей. Возможно, в этом есть доля истины. Но гости нашего города отмечают, что юные ржевитяне демонстрируют этот интерес, понимание того, что происходило во время войны, испытывают искренние чувства по отношению к военным событиям, судьбам того поколения. Ведь им довелось родиться и вырасти на многострадальной земле, политой кровью советских солдат, многие из которых были ненамного старше их самих. Думаю, что конкурсные работы, ставшие экспонатами школьных музеев, послужат для посетителей примером любви к Родине, неравнодушия к ее судьбе.

В последнее время мы много рассуждаем о патриотизме. Истинном или ложном, напускном или искреннем. Читая наивные конкурсные строки, ощущаешь, как в душу возвращается изначальное  понимание этого слова: любовь к родной земле, готовность разделить с ней боль и радость.

Особенно хочется отметить работу учителей и помощь родителей. Чтобы современный ребенок, отложив свои привычные занятия, взялся за такое непростое дело, в него должно быть заложено  понимание, как и для чего это нужно сделать. И это, безусловно, заслуга педагогов. Но учитель мог подать идею, сгенерировать тему, пробудить интерес, а дальше важно участие родителей. В некоторых работах оно было даже излишним. А членам жюри хотелось бы видеть больше именно детского труда и их собственных мыслей. Поэтому среди работ-победителей не окажется некоторых идеально сделанных, впечатляющих по оформлению и емких по содержанию, тогда как некоторые более скромные книги, которые заставили сжиматься сердца от искренности и сочувствия, получат дипломы победителей.

Лично мне хотелось бы иметь возможность еще раз неторопливо и неспешно перечитать каждую работу. Ведь бережно сохраненные семейные истории способны передать атмосферу тех лет, рассказать нам о том, как жили, что чувствовали наши деды и прадеды.

Итоги конкурса еще подводятся. Повторюсь, выбрать лучших непросто: дети, их способности и возможности — разные. А пока приведу выдержки из некоторых рукописных книг.

«Моя прабабушка, Дубровская Тамара Николаевна, единственная, к кому мне удалось прикоснуться и увидеть вживую (имеется ввиду из того, военного поколения — авт.) Когда началась война, моей прабабушке было 12 лет, она жила в городе Кропоткин в детском доме. Детей эвакуировали в Сибирь и определили работать на военный завод. Дети работали наравне со взрослыми, они делали снаряды. Как все это было, моя бабушка описала в стихотворении, которое посвятила своей матери…» — пишет ученица 10-го класса школы
№ 2 Екатерина Почуева.

Увы, формат статьи не позволяет разместить наивное и очень трогательное стихотворение о судьбе маленькой девочки — дочери репрессированного царского офицера, о первых днях войны, тяжелом пути в эвакуацию под бомбежками, о непосильном труде, с которым не справился бы и взрослый, о добрых и злых людях, встречавшихся на пути маленькой девочки. Тяжелая, порой даже страшная судьба. Но какая же одновременно чистая и прекрасная!

Полина Ряхина, ученица школы № 13, во введении к своей скромной рукописной книге сразу же обозначила свою цель: «Данная книга — рассказ о нашем великом городе… О значении нашего города в боях за Отечество начали говорить совсем недавно, но почему? Возможно, было страшно озвучивать те потери и страдания, которые пережили люди, прошедшие «ржевскую мясорубку»?.. Наша задача — сохранить воспоминания тех людей, которые воевали и жили на этой земле…» Сделать это Полина решила, отправившись на прогулку по родному городу, разговаривая с людьми, расспрашивая встречных, узнавая новое.

Работа Алены Осиповой, ученицы школы № 2, составлена по документам, письмам и фотографиям, хранящимся в семейном архиве, по воспоминаниям ее дедушки и бабушки. Возможно, теперь книга станет семейной реликвией и однажды ее возьмут в руки внуки самой Алены.

Люба Савина, ученица 5-го класса школы № 2, написала потрясающее художественное произведение, которое обязательно должно найти своего читателя. Рассказ «Спасибо тебе, прадед» о мальчишке Гришке, беззаботно живущем в нашем времени и почти не задумывающемся о том, что пережили люди в военные годы. Он получает от учителя задание написать письмо ветерану, но относится к нему легкомысленно и, забывая его выполнить, отправляется спать. Сон, приснившийся ему, мальчик не забудет уже никогда. Наутро Гришка встанет совсем другим человеком.

То, что в конкурсе участвуют ребята, которые хорошо учатся и активны во многих мероприятиях, конечно, замечательно. Но особенно приятно, что идеей конкурса загорелись ученики, которые и учатся средне, и в общественной жизни обычно предпочитают не участвовать. Очень интересно оформленная книга о прадеде ученика шестого класса одной из ржевских школ привлекла внимание жюри тем, что сделана с большой любовью. И начинается просто и искренне: «Я люблю свою семью, свой город и горжусь своим прадедом», — написал мальчишка. И слова очень ценны и важны — этот человек знает свои корни, а значит, твердо стоит на ногах.

Коллективная работа учащихся детской Воскресной школы представляет собой сборник воспоминаний прихожан Вознесенского собора. Это настоящая исследовательская работа, трогательная, чем-то напоминающая то, что когда-то делали пионеры-тимуровцы, собиравшие воспоминания ветеранов и тех, кто пережил немецкую оккупацию. Но свидетелей тех событий становится все меньше, а значит, каждый такой рассказ сейчас поистине бесценен.

Конечно, хотелось бы рассказать обо всех конкурсных работах, но, увы, это невозможно. Поэтому в заключение приведу отрывок из работы в номинации «Портрет моего города» ученика школы
№ 5 Константина Филатова: «Мой родной Ржев… Я живу в нем, и для меня нет ничего прекрасней и ближе сердцу, чем этот уголок России…»

Каждая конкурсная работа этой номинации — признание в любви Ржеву. Будем надеяться, что ребятам никогда не придется покидать его, и здесь, на малой родине, их будет ждать хорошая работа, достаток и счастливая жизнь. Ведь именно об этом мечтали и за это воевали их прадедушки и прабабушки.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *