И ЛЮБОЙ ДИСТАНТ НАМ ПО ПЛЕЧУ

Если бы лет сорок назад сказали школьникам, что учиться можно будет, не выходя из дома, слушать учителей, лежа на диване, и отправлять домашки и контрольные, просто нажав на кнопку, они не поверили бы… Решили бы, что это сценарий фантастического фильма про далекое-далекое будущее. И вот это «будущее» уже наступило. Дистанционное обучение стало реальностью. Жаль, правда, что поводом для широкого внедрения высоких технологий в образовательный процесс стала пандемия коронавируса. Но давайте не будем о печальном. Не важно, почему, но наши дети учатся дистанционно. Наступил он, час-Х, и шестого апреля в нашем регионе началась четвертая четверть, а в нашу жизнь прочно и, пожалуй, надолго вошло понятие «дистант». Как же все происходит у нас, в Ржеве?

Официальная информация

На весенних каникулах в учреждениях образования была проведена санитарная обработка. Но 6 апреля все школы области, в том числе и тринадцать ржевских, двери ученикам не открыли.

По официальной информации отдела образования администрации Ржева: «В соответствии с приказом министерства образования Тверской области от 27.03.2020 г…, отдела образования администрации города Ржева № 96-1 от 03.04.2020 г., в школах и организациях дополнительного образования образовательный процесс организован с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Во всех общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования приняты нормативно-правовые акты по переходу к дистанционному обучению; проведён мониторинг доступности к техническим средствам среди обучающихся и их родителей, необходимым для дистанционного обучения; проведена корректировка расписания занятий и рабочих программ по всем учебным дисциплинам. Образовательными организациями определены интернет-платформы для ведения онлайн-уроков, видеоуроков, индивидуальных консультаций и т.д. Основными сервисными платформами являются: «АиС. Сетевой город. Образование», «Учи.ру», «Российская электронная школа», «Яндекс.Учебник», «ЯКласс».

Контроль за организацией обучения детей осуществляется с использованием дистанционных технологий с помощью Google-таблицы, онлайн-ресурсов, электронного журнала, приложений Zoom, WhatsApp, Viber, Skape, социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и других. Данные программы позволяют получать и отправлять изображения, видео- и аудиосообщения, документы и файлы».

Нам не удалось получить конкретные цифры по городу, но на сайте правительства Тверской области размещена информация, что в Твери 97% учащихся перешли на дистанционные технологии обучения, в остальных муниципалитетах — 60% учатся дистанционно, 40% — по модульной системе.

Как  всё  было?

Мы были бы не мы, если бы российский сегмент интернета с утра не запестрел веселыми шутками, забавными мемами и юмористическими прогнозами. Но смех был почти сквозь слезы.

И первый день дистанционного обучения никаких особых сюрпризов не принес. Те ученики, которые и в обычные школьные дни отличались собранностью и ответственностью, еще до начала занятий сами пытались найти способ связаться со своими учителями и понять, как действовать. Те же, кто привык «не напрягаться», не стали этого делать и сейчас. Родители, которые активно участвовали в школьной жизни своих детей, при дистанционном обучении оказались в гуще событий. А иные, как и следовало ожидать, включились в процесс только после того, как из школы стали поступать сигналы, что их чадо не выполняет домашних заданий и не появляется на онлайн-уроках.

Нужно сказать, что еще на каникулах все школы проверили готовность своих учеников к дистанционному обучению. Чтобы в него включиться, как минимум нужно иметь компьютер и выход в интернет. А также доступ к электронным дневникам (в Тверской области это в основном «Сетевой город»). У пользователей, имеющих возможность сравнить его с другими, оценка этого ресурса весьма неоднозначна. И вполне ожидаемо было, что «Сетевой город» не справился. В течение всей недели большую часть времени электронный журнал был не доступен ни для учителей, которые должны были выкладывать там задания и проверять выполнение, ни для учеников, которые должны были эти задания получать и отсылать их на проверку.

На помощь пришли соцсети и приложения-мессенджеры. Благо у большинства классных руководителей налажена связь с родителями через Viber или WhatsApp, а дети давно уже общаются, например, в группах классов «ВКонтакте». И нужно отдать им должное, этот вид связи не подвел. Задания выдавали, ответы получали, экстренные объявления передавали мгновенно.

Учитель в  океане  интернета

Необходимость воспользоваться электронными образовательными платформами большинство учителей, конечно, не застала врасплох: XXI-й век на дворе, многие уже использовали новые технологии в образовательном процессе. Например, «Я-класс», детище вездесущего «Яндекса», оказался очень удобен разработанными тестами и проверочными работами, системой оценивания, внятной, хорошо изложенной теорией. Сейчас вновь зарегистрированным классам предоставлена бесплатная апробация, но когда она закончится, за пользование ресурсом придется либо платить, либо довольствоваться минимальным набором возможностей.

«Инфоурок», напротив, совершенно бесплатно предоставил возможность проводить онлайн-уроки, обеспечивая при этом достойное качество связи. Проблема со входом была только в первый день, ее сразу же устранили, и всю неделю онлайн-кабинеты работали безотказно. Хотя видеосвязью даже здесь было лучше не пользоваться. Ведь и скорость домашнего интернета у многих оставляет желать лучшего.

Эту же проблему отмечали и пользователи платформы «Учи.ру». Ученики жаловались на отставание звука от картинки, а порой, и полное его отсутствие. Иногда «висел» даже «заграничный» Zoom, на который сделали ставку некоторые учителя. Но разве российского педагога остановят такие мелочи?

Что сделал бы в ситуации, когда собравшиеся на урок ученики слышат завывания и видят вместо учителя на экране какое-то странное расплывшееся чудовище, например, американский или европейский учитель? Пожаловался руководству и сидел бы сложа руки и ожидая, пока все проблемы будут за него кем-то решены. Слабак! Российский педагог не таков! Он справляется своими силами, используя все возможности: просидит у компьютера столько, сколько нужно, призовет на помощь бывших и нынешних учеников, своих собственных детей и внуков, а если понадобится, то и потусторонние силы, но найдет способ провести урок. Хоть бы и на платформе, изначально предназначенной для общения игровых сообществ, вроде Discord, а проведет!

Наши учителя с возложенной на них нереально сложной задачей справились с честью. Во всяком случае, большинство из них. Как всегда, «за кадром» останется, ценой каких слез, бессонных ночей и нервов, обид домашних, глаз, ослепших от проверки, едва различимых на экране домашних компьютеров, каракулей любимых учеников. Учителя — скромные люди. Хочется верить, что их труд будет оценен по достоинству. Например, педагогов в своем интервью на этой неделе уже поблагодарил губернатор И. Руденя. Что ж, уже неплохо.

Хотим  в  школу!

Иным ученикам дистанционное обучение поначалу казалось продолжением каникул. Но уже на второй день в ученических группах запестрели сообщения «лучше б в школу ходили». И действительно, нагрузка на детей возросла. Во-первых, увеличилось время у компьютера. Все бы ничего, если бы они сократили время на игры, прекратили «залипать» на забавных видео и фильмах с сериалами. Но это вряд ли.

Во-вторых, возрос контроль со стороны родителей. А в-третьих, невыполненная домашняя работа, особенно в старших классах, при удачном стечении обстоятельств могла бы остаться незамеченной, а на дистанционном обучении такое невозможно. Учитель сразу же даст сигнал — где работа?

И, самое главное: дети скучают друг по другу, по нормальному человеческому общению. Малыши этого даже и не скрывают, а нигилисты-старшеклассники и ершистые подростки, открыто в этом не признаваясь, подолгу не спешат покидать беседы и онлайн-уроки сразу после виртуального «звонка».

Еще одним положительным моментом является то, что дети поняли, что «выжить» легче дружным классам. Таким, в которых крепки связи между ними, где классный руководитель — друг и помощник, где избраны работоспособные родительские комитеты и есть активные родители.

Папа, мама, школа, я — вместе дружная семья

В первые дни дистанта не обошлось без обид и жалоб. Родителей попросту напугали, зачем-то убеждая их в том, что теперь вся нагрузка и ответственность за обучение детей ляжет исключительно на их плечи. Когда же пришло понимание, что все вместе будут поровну делить все трудности и вместе радоваться победам — напряжение спало. И начался нормальный учебный процесс. Более того в процесс дистанционного обучения очень активно включились отцы! Им проще было налаживать связь, регистрировать своих чад, регулировать аудио- и видеооборудование. Хочется верить, что родители и учителя в результате столь плотного контакта и необходимости совместной работы станут лучше понимать друг друга в дальнейшем. Ведь все, что ни делается, должно быть к лучшему.

Что, пожалуй, настораживает, так это тот факт, что некоторые обрадованные возможностью снова вернуться в школу родители порой слишком активно помогают своим детям. И тогда плохо успевавшие в классе ученики вдруг решают задачи университетскими методами, а те, кто раньше писал классные сочинения на 2, вдруг удивляют учителей идеальными эссе строго по заданной теме.

Учителя пытаются объяснить, что это медвежья услуга, но все же нужно быть готовыми к тому, что не все оценки, выставленные за время дистанционного обучения, окажутся объективными.

Дистанционное обучение еще только началось, впереди еще, как минимум, две недели. А значит — много интересного.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *