…И РАСПИСАЛИСЬ НА РЕЙХСТАГЕ

«Я твердо уверен в том, что люди, о которых я хочу рассказать, никогда — ни во время войны, ни после, не попадали «на перо» корреспондента или писателя, что ни в одной фронтовой сводке не упоминалось о них… Но если положить на вес Победы вклад, сделанный в нее людьми, о которых пойдет речь, окажется, что вклад этот огромен и достоин стоять в одном ряду с самыми яркими подвигами. Они были вооружены винтовками, но чаще держали в руках гаечный ключ, пассатижи, отвертку.

7 мая 1945 года эти люди крепкой «авиационной» краской написали свои фамилии на колонне рейхстага, на очень видном месте. Сохранилась фотография, печатавшаяся во многих журналах и газетах: Ждамиров, Печковский, Аметистов».

Это строки Евгения Долматовского из книги «Автографы Победы». Они — о работниках предприятия, которое все мы сегодня хорошо знаем как «514 АРЗ». Оно было образовано в первый год войны, когда ощущалась острая нехватка самолётов, а чтобы успешно сражаться с немецкими асами, нужно было не только получать новую летательную технику (авиационная промышленность работала, заводы строили боевые машины даже в эвакуации), но и стараться сохранить имеющуюся. Поэтому 1941 год стал временем массового создания авиаремонтных предприятий. Таковым было и начало истории «514 АРЗ», который через год отпразднует свое 80-летие.

К 20 июля 1941 года на базе стационарных ремонтных мастерских № 164 Воронежского вагоностроительного завода имени Тельмана были окончательно сформированы 19-е подвижные ремонтные мастерские (ПАМ). Это и есть начало биографии АО «514 АРЗ».

Мастерские представляли собой эшелон из 22 вагонов-теплушек. Такие вагоны, знакомые нам сейчас только по старым кинофильмам, в период Великой Отечественной войны использовались для перевозки личного состава и боеприпасов к линии фронта, а также при отправке эвакуируемых беженцев в тыл.

В вагонах авиаремонтных мастерских располагались восемь цехов, вагон-баня, вагон-штаб и вагон-кухня. Двадцать два вагона были укомплектованы специальным оборудованием, станками, инструментом — всем, что было необходимо для ремонта самолётов и авиационных моторов в полевых условиях. И 620 человек тоже жили здесь: спали в таких же вагонах, которые могли приспосабливаться под перевозку людей, на двухэтажных нарах.

В войну работали так: эшелон вставал где-нибудь в тупике, маскировался сетями и ремонтировал Ил-2, МиГ-3, Су-2, Як-1, Ла-5. Под бомбежками и обстрелом вражеской артиллерии, в условиях низких температур и повышенной влажности. Всю войну «19 ПАМ» двигались по рельсам за боевыми соединениями. С июля 1941 года по октябрь 1944-го авиамастерскими было восстановлено столько самолётов, что их хватило бы на 45 полков!

«Называю три фамилии, хотя на фотографии можно разглядеть ещё имена, — далее пишет Долматовский. — Об этих трех друзьях я просто больше знаю. Они из Воронежа. Были до войны трудягами, мастерами на все руки — и слесарями, и токарями — и пристрастились к авиации. Но рекордов не ставили, сами не бомбили, не штурмовали цели, не сбивали самолётов противника. Более того — всю войну они провели в подразделении, именовавшемся цехом.

Часть, где они служили, называлась ПАМ. Это был поезд-завод, находившийся в той близости к фронту, какую позволяли железнодорожные линии и обстановка. Но бойцы самолётного цеха сделали цех подвижным, кочующим. Собственно говоря, куда направлялись эти люди в замасленных комбинезонах, там и образовывался временный цех их завода на колесах.

Вот так рассказывает о своей фронтовой работе один из них — Михаил Печковский: «…1942 год. Воронеж уже захвачен врагом. Мы на аэродроме, окруженном лесом, севернее города. Возвращается с задания шестерка Ил-2. Слава богу, все шесть летят. Но один самолёт еле тянет, приземляется на самом краю поля, крыло опустилось чуть не до земли. Самолёт быстро оттягивают в лес, где мы хозяйничаем. Оказывается, зенитный снаряд разорвался под крылом, разворотил всё. Передний лонжерон вырван, всё крыло — как решето. Как лётчик долетел — непонятно, невероятно. И невероятная задача — вернуть самолёт в бой. Всю ночь при свете аккумуляторных лампочек мы где клепаем, где автогеном свариваем. К утру самолёт был готов к бою. Он вылетел на задание, пробомбил танковую колонну, шедшую к Воронежу, и благополучно вернулся на аэродром».

Михаил Печковский был старше всех ремонтников по возрасту. Еще он был самым неунывающим из всех. Виктор Аметистов вспоминает, что Печковский в 1942 году, когда пришлось оставлять родной Воронеж, говаривал товарищам, тяжело переживавшим неудачи:

— Ничего, мы еще побываем на Берлинском аэродроме и заглянем там, в Берлине, в кабинет Гитлера!

Это звучало как шутка, но пришло время, когда два товарища вспомнили шутку старшего и поблагодарили его за веру и мужество. Их труд был будничным и невероятно сложным. Виктор Аметистов так писал мне: «Во всех наших делах не было героизма, был повсесуточный труд на протяжении всех долгих лет войны».

В музее предприятия «514 АРЗ» хранится фотография, на которой военный корреспондент газеты «Правда» запечатлел именно их, воинов-победителей, расписавшихся на стенах поверженного рейх-стага. На снимке отчетливо видна надпись: «Сидорский, Ждамиров, Печковский, Аметистов, Бушуев, Михайлов. Воронеж. Берлин. 7.5.45». Эти люди всю войну прошли в составе 19-х подвижных авиационных мастерских.

В.К. Ждамиров вспоминал:

«Перед капитуляцией фа-шистской Германии большая группа специалистов, и я в том числе, находилась при штурмовой авиадивизии на аэродроме Надвельцево, на 64 км южнее Берлина. 7 мая 1945 года небольшая группа солдат и офицеров во главе с замполитом части Сидорским отправилась в Берлин посмотреть разгромленное фашистское логово, мрачный Берлин, где еще дымились развалины. Рейхстаг был разбит, закопчен. Над ним развевалось Красное Знамя Победы, в котором была частица нашего участия. И мы решили расписаться на его стене — Сидорский, Печковский, Аметистов, Бушуев, Михайлов и я…».

9 мая на стене рейхстага расписались О.Н. Богданов, ветеран самолетного цеха, друг Ждамирова, и еще 11 его сослуживцев.

«Идет за годом год. Порой мы сами удивляемся, да мы ли это были в период Великой Отечественной войны, или, может быть, какие-то чудо-богатыри? Нет, это были мы, личный состав ПАМ-19. Мы внесли в победу над Германией свою ПАМовскую победку, в результате подобных и бесчисленно многих победок образовалась грандиозная Победа. Почему мы, личный состав части, как и весь народ нашей страны, упорно и безотказно, не зная усталости, презирая страх, ежедневно и ежечасно, при наступлениях и отступлениях наших войск вкладывали свое умение, разум, силу, пот и кровь в эту Победу? Потому что мы верили в силу нашего строя, в свои собственные силы, потому что вдохновителем и организатором наших побед была наша Партия. Мы добивались победы над врагом путем быстрейшего ввода в строй самолетов. Наша часть на протяжении войны занимала одно из ведущих мест по всем технико-экономическим показателям в системе ВВС Советской Армии… Чтобы представить, какое значение имел ввод в строй наших 3360 самолетов, напомним и сравним, что на 6 июля 1943 года немецкий воздушный флот на всем восточном фронте состоял из 3000 самолетов», — пишет в своих воспоминаниях К.И. Миронюк. Он командовал 19-ми ПАМ в самое тяжелое время — в годы Великой Отечественной войны. Миронюк награжден пятью орденами: двумя — Великой Отечественной войны 1-й степени и одним — 2-й, двумя орденами Красной Звезды.

В музее «514 авиаремонтного завода» есть интересный документ: приказ по 2-й воздушной армии за подписью командующего С.А. Красовского о награждении 9-ти заводов премией за успешное выполнение задания командования. Первой строкой значатся 19 ПАМ и с самой большой в приказе премией в 25 тысяч рублей. За своевременное и качественное восстановление боевой авиационной техники, за образцовое выполнение задания командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленную доблесть и мужество 5 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР часть была награждена орденом Красной Звезды, а 26 мая ей вручено боевое Красное Знамя — символ доблести и чести. Оно хранится в музее до сих пор, и это очень редкий и бесценный экспонат.

История завода-воина от 19 ПАМ до АО «514 АРЗ» — завода-труженика — это история всего коллектива. На предприятии отдают дань глубокого уважения, признательности и благодарности людям, которые стояли у истоков завода. В музее предприятия, который был создан ещё к 40-летию части в 1981 году, бережно хранятся фотоальбомы со старыми фотографиями, на которых запечатлены люди, связавшие судьбу в годы Великой Отечественной войны с судьбой предприятия. Они смотрят на нас сквозь время. Это люди, которые приближали нашу Победу.

Подготовила Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *