РЖЕВ. ПОМНИМ

Память о Великой Отечественной… В ранах и ожогах, героизме и горечи, она ещё жива в воспоминаниях участников, которых становится всё меньше, ибо бежит вперёд время, и количество лет, отделяющих нас от Великой Победы, неизбежно растёт.

Нынешним и будущим поколениям о той жестокой войне будут напоминать грандиозные монументы и братские могилы; о её истории и героях расскажут книги, фильмы и экспонаты музеев. И, конечно же, сделанные на фронтах и военных дорогах фотографии, подлинные человеческие документы, достойные поэтического слова.

Кто-то о нас напишет; кто-то потом прочтет… Мимо разрывов и вспышек время войны течет. Знать бы, куда впадает черная эта река! Капли песка стекают с пальцев политрука…

Каждый фотоснимок (и не важно, случайный или постановочный) запечатлевает уникальный миг жизни, тут же уходящий в прошлое. Возможно ли выразить языком поэзии глубинную идею и грядущую ценность остановленного фотоаппаратом мгновения?

Утвердительно и ярко ответила на этот вопрос группа единомышленников: автор проекта — народный художник России Людмила Юга, дизайнеры Игорь Ульянов, Николай Погорелов и известный поэт Владимир Крусс, член Союза писателей России. В преддверии 75-летия Великой Победы они на одном дыхании создали визуальный и стихотворный проект «Ржев. Помним» «Чёрно-белые сколки войны», фактографическую основу которого составили 24 снимка военных лет. Они воплотили авторское переживание грозного лихолетья в сложнейшем жанре поэтической миниатюры, требующей предельной содержательной плотности, которую они мастерски соединили со своеобразной лирической пластичностью.

У сирот есть надежда на дом и семью. На законное место в победном строю. Победить, и остаться уже на века сыновьями страны, сыновьями полка…

В собранной фотогалерее в окнах Тверского городского музейно-выставочного центра мы видим лица солдат и офицеров — тружеников войны: они то сосредоточенные и добрые, то яростные и усталые; прямо в наши души смотрят пронзительные глаза детей и матерей. Мы ликуем от радости освобождения родной земли, восхищаемся и гордимся юными смельчаками, а среди них — «гвардеец в простой гимнастерке от роду — двенадцати лет»; вновь испытываем вскипающую ненависть к немецким захватчикам — убийцам и разрушителям. Органично слившиеся с фотографиями стихотворные катрены, пронизанные истинным патриотизмом, также впечатляют средоточием мощной духовности, стремлением показать истоки нашей победы над коричневой чумой, победы, окрашенной «кровью болот», приближенной молитвами и слезами матерей, оплаченной многими тысячами жизней «на линии мщенья и огня».

В этом комплексе переживаний и в сюжетах военных фотографий и высокой поэзии авторы уловили прочувствованную только ими эмоциональную ноту, и потому в их «Сколках» война воспринимается по-особому — как пик непревзойдённой стойкости советских воинов-победителей и как символ самой страшной беды человечества, которая не должна повториться. И она не повторится, пока сияет солнце Победы, пока стоит Россия — «до последнего воздыхания».

Александр Бойников, член Союза писателей России

Помоги мне, сестричка, за руку меня подержи… Там, немного левее — я видел, цветут васильки… Их не сразу заметишь, они затаились во ржи… Я нарву их тебе, только ты мне теперь… помоги…

Командир, мы детей оставляем с тобой… Не давай малышню в обиду. Они знают, что ты — настоящий герой и глаза лишь прикрыл, для виду…

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *