«Я ВАМ ЖИЗНЬ ЗАВЕЩАЮ…»

В апреле в Тверском городском музейно-выставочном центре, что на ул. Советская, было запланировано проведение выставки тверского отделения Союза художников, посвященной 75-летию Великой Победы. Но из-за пандемии коронавируса мероприятие отложили на более поздний срок. В рамках этой экспозиции будут представлены картины народного художника России, известного графика Людмилы Юга, которые посвящены Ржевской битве. Уверена, новый проект тверского мастера заинтересует ржевитян.

Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете… Где травинку к травинке Речка травы прядет, — Там, куда на поминки Даже мать не придет.

В советские годы о боях под Ржевом почти не говорили, информация была засекречена. Историки рассматривали их не как одно сражение, а как несколько операций, не связанных друг с другом. На карте стояла судьба Москвы.

Чтобы прочувствовать то место, где шли бои, Людмила Юга и ее муж, фотохудожник Николай Погорелов, много раз ездили в Ржев. Посетили и краеведческий музей, и музей, который создали поисковики. Людмила Георгиевна подробно ознакомилась с экспозицией, посвященной боям, прикоснулась к письмам бойцов и не смогла промолчать.

— Сказать, что увиденное поразило меня, значит, не сказать ничего, — говорит она. — Это настоящий ад, через который прошли русские люди, выстояв и победив. Поразила целая витрина алюминиевых, медных крестиков, которые были зашиты у солдат в гимнастерках, воротничках, когда матери, отцы провожали их на войну. Все-таки мы можем говорить об атеизме в то время. Но когда у самолета выключаются двигатели, все сразу становятся верующими и говорят: «Господи, помоги». На войне всегда присутствовал Господь, который помогал нашим воинам.

Я вам жизнь завещаю, — Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой Отчизне С честью дальше служить.

Войну Людмила Георгиевна писала с документальной точностью. Работала в смешанной технике: сангина и монотипия. В каждой пронзительной картине — доблесть и сила воинов, которые сплотились для борьбы с общим врагом.

Работы достаточно крупные (70 на 90 см) и уже при первом взгляде впечатляют, вызывают целый ряд ассоциаций. В центре внимания художника — портреты бойцов, батальные сцены и тихие сюжеты, напоминающие о том, что мир бесценен.

— И эта последняя капля воды, которую пьет боец, или смотрит в воду, в которой отражается космос, небо. Вот этот лист. Здесь видны горящие деревни, вздыбленная земля и те самые травы, та самая вода, которая окружает человека. Ради чего бойцы бились? Они бились за свой дом, за землю, за эти травы, за это болото. Они не были завоевателями, они охраняли свою землю, — говорит Людмила Георгиевна.

Мы различья не знали: Те, что живы, что пали, — Были мы наравне. И никто перед нами Из живых не в долгу, Кто из рук наших знамя Подхватил на бегу.

Каждый из рисунков сопровожден строчками из бессмертного произведения Твардовского. Эти изображения и эти стихи не просто гармонично дополняют друг друга, они немыслимы раздельно. Здесь нет пафоса и патетики, только суровая правда и эмоции, вызывающие слезы скорби и ощущение преклонения и благодарности перед безмерным подвигом того поколения.

— Это непросто, но я попыталась поставить себя на место бойцов, которые оказались перед лицом смерти, — продолжает Людмила Юга. — Что видели они перед последней атакой, вжавшись в землю: небо, травы. А еще, наверняка, чувствовали и побеждали в себе ужас.

Сто тонн снарядов за один день сбрасывалось врагом на ржевском направлении и уничтожало все вокруг, именно поэтому столь велики цифры потерь. Как же так? Получается, что все возможности человеческого интеллекта и достижения прогресса были направлены только на то, чтобы исковеркать железом самое тонкое и уязвимое, что создал Бог, — человеческое тело. За что, зачем?

Внимательный зритель, конечно, обратит внимание, что на первый план на этих рисунках выходят травы. Почему? Возможно, как символ живого и непреходящего на земле.

Ликовать — не хвастливо В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, счастье свое — В память воина-брата, Что погиб за нее.

— Природа намного сильнее человека, — считает художник. — Человек взрывает, убивает все вокруг, но проходит время, сквозь землю пробиваются ростки, и зеленые растения покрывают, как ковром, израненную землю. Также прорастает в наших душах, несмотря ни на что, память о погибших в той ужасной войне. Травы — это и образ, и аллегория.

По мнению Людмилы Георгиевны, главное сейчас, когда историю пытаются переиначить и переписать, — напомнить еще раз нам всем о Победе, о том, какой ценой она далась, о роли в ней нашей страны и заслуге русских людей. И еще. Под Ржевом на передовой находились люди самых разных национальностей, несмотря на то, что их дом находился далеко отсюда. Например, известный факт, что в Ржевской битве полегло более 10 тысяч казахстанцев, воинов 100-й и 101-й отдельных стрелковых бригад. И этот факт отражен на одной из картин.

— Художник своей гражданской позицией и доступными ему выразительными средствами должен поддерживать память о тех событиях, визуализировать их для нынешнего поколения, — считает Людмила Юга. — Иначе, если мы забудем все это, то будем в лучшем случае «Иванами, не помнящими родства».

И мы должны помнить, просто не имеем права забывать, какой ценой завоевана Победа.

Елена Сооляттэ

Фото Николая Погорелова (использованы материалы журнала «Реноме»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *