В КОРОБКЕ С КАРАНДАШАМИ

Прийти в кабинет, где работает художник-оформитель, значит, оказаться в мире творчества с запахом гуаши, акварели, чернил, клея, мире идей, задумок, эскизов и уже готовых афиш, стендов, плакатов, лозунгов. На рабочем месте творца — баночки и коробочки с кисточками, перьями, маркерами, колеровочной пастой, фломастерами и карандашами. Глядя на все эти необходимые художнику предметы, сразу вспоминаешь добрую советскую песенку о том, что в коробку с карандашами помещается, что угодно: горы и океаны, гномы и великаны, и кот с большими усами, там живет зеленая елка с хлопушками и шарами…

Недавно мне довелось побывать в гостях у женщины, которая уже более 43-х лет занимается любимым делом, из них 41 год работает во Дворце культуры художником-оформителем. Художественный талант у Натальи Пронкиной с детства. Когда-то многие советские девочки вели песенники и дневники, и Наташа записывала любимые песни и девичьи мысли в тетрадку, оформляя каждую ее страницу. После окончания школы ее ученические работы ещё много лет хранились в учебном заведении, и на уроках учителя использовали ее рисунки как наглядное пособие.

Что оформительская работа станет делом жизни — юная Наташа не предполагала, девушка хотела быть педагогом, но жизнь распорядилась иначе. И об этом наша героиня не жалеет. После окончания школы на Сахалине девушка устроилась работать в библиотеку родной школы, оформляла и проводила для читателей викторины и конкурсы. С рисованием проблем не было, но взяться за написание стендов с названиями выставок не решалась и обращалась за помощью к пионервожатым. Какое-то время ей помогали, но скоро ввиду загруженности перестали. Сказали: рисовать умеешь — и написать сможешь. И она попробовала. Все получилось с первого раза. И потом уже сами пионервожатые к ней обращались.

Спустя какое-то время ее вызвали в райком комсомола и поручили очень ответственное дело — написать двенадцатиметровый лозунг к приезду делегации из Белоруссии. Первый лозунг в жизни и сразу такой длины! «Добро пожаловать, братья-белорусы!» — написала Наталья на белом фоне красными буквами. Первый блин не был комом, и гора испорченной бумаги вокруг начинающей художницы-самоучки не появилась. Ее работу оценили по достоинству.

Единственная сложность, с которой моя визави столкнулась в начале творческого пути — равномерное размещение текста афиш, плакатов и лозунгов по длине. Особенно, если заготовка длиной несколько метров. Выход нашла быстро: измерила заготовку, посчитала количество букв в тексте, определилась с их шириной, учла расстояние между ними, и все стало понятно.

Потом вышла замуж за военного и вслед за супругом уехала с ним в поселок Сокол Сахалинской области. Зачастую женам военнослужащих не приходится выбирать ни место работы, ни должность, и она пошла работать художником в Дом офицеров. Следующее место службы мужа — Андреаполь, где Наталья — снова художник в Доме офицеров. В 1979 году Пронкиных перевели в Ржев. Узнав, что Дворцу культуры нужен художник, Наталья пошла к директору. Но сначала Агния Ивановна Шершнева принять молодую женщину в штат отказалась. Семьи военных редко подолгу живут на одном месте: сегодня здесь, а завтра — пришел приказ, и сотрудник уехал.

— Это был октябрь, до ноябрьских праздников оставалось совсем мало времени, учреждению требовались лозунги на сцену и балкон: 12 метров и 8 метров в длину, вероятно, поэтому меня на работу и приняли, — вспоминает Наталья Александровна.

В конце 70-х, в 80-х и 90-х годах деятельность Натальи Пронкиной была сосредоточена на подготовке к важным государственным праздникам: 1 Мая, 9 Мая, 7 ноября, Новый год, 23 февраля, 8 Марта… Со временем к этим дням присоединились многочисленные фестивали, конкурсы, концерты, спектакли…

— В советское время была своя специфика использования цветов. Главные — красный, белый, черный, реже — синий. Времена ушли, но даже сейчас, когда пишу афишу, рука и глаз невольно к ним тянутся, — рассказывает Наталья Александровна. — Однажды в Андреаполе заместитель командира по политической части поручил мне оформить стенд. Сделала на свой вкус. Хотелось, чтобы получилось ярко, красиво, и я использовала желтый, зеленый цвета. Всем, кто видел, очень понравилось. Кроме замполита. Двухметровый стенд пришлось переделывать в красно-бело-черный.

За четыре десятилетия во дворце культуры Наталья Александровна работала под руководством нескольких директоров: Агнии Ивановны, Аллы Алексеевны Игнатьевой, Любови Адельшевны Османовой, Владимира Геннадьевича Иванова. С 2002 года — под руководством Ольги Анатольевны Кресницкой.

Творческой профессии невозможно научиться раз и навсегда, самосовершенствование — процесс постоянный. В начале творческого пути в качестве примеров для оформления Наталья Александровна использовала открытки, журналы, календари. Сейчас есть опыт, и в сети интернет информации предостаточно:

— С интернетом работать проще и быстрее. Когда у меня много работы — это интересно, есть сложная задача — хорошо. Сделайте работу хобби и тогда не придется работать — про меня. Но к своим работам всегда относилась критично, самокритика помогает развиваться. Художник-оформитель должен уметь видеть конечный результат своего труда, представлять, уметь смотреть глазами зрителей.

Почти на каждое мероприятие рисую по несколько эскизов и уже представляю, что выберет Ольга Анатольевна. Мы с ней давно сработались, хорошо друг друга понимаем.

Конечно, бывают моменты, когда никак не приходит нужное видение картинки, сидишь-сидишь, думаешь-думаешь — никак. А потом вдруг осенило, и сходу несколько вариантов подряд рождается. Картинка, как будет выглядеть сцена к тому или иному мероприятию, формируется в голове. Для меня главное — сделать вовремя и качественно.

— Если говорить о времени, сколько Наталья Александровна работает во Дворце культуры, то ее по-доброму можно назвать «динозавром». Опыт этого специалиста велик и многогранен, — отмечает директор ДК Ольга Кресницкая. — О таких, как она, говорят с большим пиететом, такие люди — выходцы советской школы, а значит, качественный подход к делу, стойкие ценности, четкость, порядочность, ответственность, отзывчивость, альтруизм и знание профессии, — все о них, о нашей Наталье Александровне.

— С приходом в нашу жизнь новых технологий невольно возникают опасения, что профессия художник-оформитель — вымирающая. Многое теперь заменяют напечатанные на заказ баннеры, — немного волнуется художник. Волнение оправданное. Но согласитесь, что живые рукописные афиши, плакаты, реквизит к спектаклям смотрятся выразительнее, от них словно исходит живое тепло.

— Я с большим удовольствием и особым интересом оформляю спектакли Образцового детского театра «Мальчишки и девчонки», — продолжает Наталья Александровна. — Если в чем-то затрудняюсь, Ольга Анатольевна рассказывает о своем видении, и мы вместе ищем лучший вариант.

Декорации к спектаклям помогают и артисту, и зрителю лучше понять режиссерский замысел, обогащают и расширяют восприятие.

Отлучившись на пару минут в кладовую, художник-оформитель достает оттуда двухметровые ярко расписанные пилы, молоток, почти метровые цветные карандаши, бумажный полный яств стол, на ее шкафу «живет» большой красный телефонный аппарат, за шкафом — красавец-гренадер и улыбающийся усатый кактус в мексиканской шляпе… Проще сказать, что за эти годы не нарисовала или не смастерила Наталья Пронкина.

А ее уличные афиши зазывают зрителей на танцы, вечера, конкурсы, концерты, которые проходят во Дворце культуры.

— Все наши сотрудники стараются делать свою работу максимально профессионально, и очень жаль, когда зал не полон. Желаю нашему учреждению интересных мероприятий и благодарных зрителей!

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *