ЛЮБОВЬ И ТРУД РЯДОМ ЦВЕТУТ

— Конечно, я с ними разговариваю, а как же? Здороваюсь: «Доброе утро, мои хорошие!» — говорю. А от них такой ответ, такое тепло, такая энергия идет! С самого младшего возраста они с нами: вот тут роддом, вот ясли, поодаль подростки сидят, а вот тут уже выпускники, им скоро в большую жизнь!

И в этой большой жизни «выпускников» Сергея Лисичкина и его помощников увидим мы все. И не только мы, но и наши соседи по региону. Увидим, порадуемся их красоте, будем фотографировать на смартфоны и любоваться… Уже любуемся, и не первый год подряд. Знаете, о чем речь? О цветах, которые Сергей Николаевич и его семья выращивают у себя на приусадебном участке на тихой улочке Ржева, совсем недалеко от центра.

Обычный старенький одноэтажный домик, неприметный в окружении возводимых по соседству коттеджей. На окнах — бурно цветущая герань, у входа свисают кашпо с красочными петуниями. Такое у многих, но того, что дальше, на огороде, пожалуй, больше нигде не увидишь. С улицы и предположить нельзя, что на участке, в трех теплицах общей площадью 200 квадратных метров, рождается, растет и расцветает под умелыми трудолюбивыми руками такая красота. Мы ее еще застали, успели сфотографировать; а уже через неделю теплицы опустеют, «выпускники» переедут на клумбы в Ржеве, Старице, Оленино, а на их месте зародится и будет расти другая жизнь.

Поводом встретиться и написать о цветах и людях стало то, что в апреле в редакцию пришел высокий крепкий пожилой мужчина и попросил старых газет. В обмен на них он оставил ящик с рассадой белых, дурманяще пахнущих цветов, которые очень быстро прижились на клумбах и подоконниках сотрудников «РН». А вообще с Сергеем Николаевичем Лисичкиным наша газета знакома давно. С ним был дружен в бытность редактором Сергей Васильевич Смирнов и еще тогда рассказывал читателям о человеке, который выращивает цветы с 1971 года. Почти полвека!

— Сначала цветами увлекалась мама, я ей помогал. Роз кустов по сто сажал, хризантемы, гладиолусы. Долго занимался розами, цветочных магазинов тогда еще не было, продавали на рынке. Помню, за одно лето я сразу «Москвич» купил! Ох, и ругали меня коллеги-бабки, которые по семь рублей за цветок просили, а я по пять: масштабы-то разные! — говорит Сергей Николаевич, провожая меня в теплицу. А там сегодня всеми цветами радуги переливаются однолетники.

— Всё, что можно часто встретить в цветочных магазинах — подчас выращено на голой химии. А у меня натуральные удобрения: торф, перегной, зола. Сам готовлю плодородную землю, перемешиваю, и уже руками чувствую, готова ли земля… Вот, молодые сейчас жалуются, государство работы не дает. А что ее просить у государства, бери да делай. Кто-то выйдет на пенсию и сидит, но такое не по мне. Я в 2000-м на пенсию вышел и продолжаю работать: на земле. Телевизор — что его смотреть? Вот в теплицы свои вышел — тут и жизнь настоящая, и здоровье, и силы, чтобы жить дальше (периоды в жизни разные бывали, когда только это и спасало), — продолжает Сергей Николаевич. — Земля — она всегда сил прибавит, прокормит и работу даст. И нынче, когда ситуация в стране непростая, люди, как в 90-е, к земле обратились: спрос на рассаду помидоров тому подтверждение…

То цветочное изобилие, что мы видим сейчас — результат сложной кропотливой работы, которая начинается еще осенью. Именно тогда семья (а основные хлопоты сейчас лежат на молодом поколении Лисичкиных, а точнее — на снохе Анне) составляет план закупок и заказов и начинает формировать площади под цветочную рассаду в соответствии со спросом. Именно так: не просто выращивать наиболее ходовые цветы в произвольном количестве, а в точности готовить красоту под заказ, именно тех сортов и расцветок, которые нужны конкретному заказчику. А они — клиенты солидные: службы благоустройства муниципалитетов, руководители предприятий, заботящиеся об озеленении территорий, известные предприниматели, для которых важно, как выглядит их торговая точка или двор домостроения…

— Сальвия, бархатцы — они идут в основном на озеленение больших по масштабу площадей, — говорит Анна. — Петуния — каскадное или балконное растение, причем многолетнее.

Услышав, что семена и едва проросшую рассаду (сеянцы) Лисичкины заказывают в Нидерландах, я сильно удивилась. Чем не угодили отечественные поставщики, спрашиваю. Оказывается, опыт такого сотрудничества насчитывает более десяти лет. За это время «Ржевзеленстрой», так официально называется хозяйство, работал и с российскими фирмами. Но и по всхожести семян, и по качеству цветов, которые из них вырастают, и даже по цене зарубежные поставщики оказались более стабильными и предсказуемыми партнерами. И от добра, как говорится, добра не ищут, поэтому большая часть того, что расцветает здесь, родом из Страны тюльпанов.

Заказать, оплатить, привезти — самое начало дела. Потом нужно рассадить гранулированные семена или сеянцы по микроскопическим ячейкам, и это дело настолько кропотливое, что справляется с ним не каждый. Анна — умеет. И, как видно, относится к этому делу со всей душой. Цветы — они живые, они все чувствуют, и «для денег» не растут, поднимаются и расцветают только в труде и любви.

А цветоводы переживают за своих «выпускников», даже когда те уже переехали на клумбы. Анна волнуется: будет ли летом служба благоустройства поливать новую клумбу на склоне Соборной горы? Иначе ведь цветы сгорят на солнцепеке! Успеет ли город подготовить клумбу на Советской площади, под которую уже готова цветочная рассада — ведь 20 мая на дворе, пора её высаживать!

Приоткроем секрет: в нынешнем году на обновленной Советской клумбы будут в виде российского триколора. Для них уже готовы к отгрузке цветущие белые анютины глазки и красные сальвии. А когда горожане уже будут любоваться цветочной красотой, в опустевшие теплицы Лисичкиных заселятся новые растения, чтобы подрастать под заботливыми руками цветоводов и потом радовать собой новых хозяев.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *