КАК СОЗДАТЬ В РЖЕВЕ ВУЗ

С момента, когда в Ржеве перестали существовать оба филиала тверских университетов, идея о возрождении высшего образования в нашем городе витает в воздухе. И в виде надежд старшеклассников и их родителей, и в виде предложений от людей, которым по силам эту ситуацию изменить. Самым прямым вариантом виделось бы воссоздание филиалов, причем не только ТвГУ или ТвГТУ, а любых других государственных вузов. Однако те же самые причины, которые побудили филиалы закрыться (причем не только в нашем, а и в других городах страны) — законодательного характера, они мешают открыть их сейчас, когда потребность в такого рода заведениях уже осознана.

Эту тему поднимали не единожды в течение послед-них лет. Она регулярно озвучивалась депутатами ЗС Виктором Константиновым и Романом Крыловым; получала обсуждение в ходе рабочих визитов в Ржев главы региона, причем по инициативе Игоря Рудени; она звучала из уст глав и заместителей главы Ржева и даже становилась предметом тематического разговора руководства «Электромеханики» с представителями конкретных учебных заведений машиностроительного профиля (МАИ, НИТУ «МИСиС», МГТУ им. Баумана, и РГТУ МАТИ, и МГТУ «СТАНКИН»). И, к сожалению, пока ничто перечисленное конечного результата не возымело: старшеклассники по-прежнему уезжают из родного города, чтобы в большинстве своем не вернуться. И нередко за ними сейчас уезжают родители, находясь в самом расцвете трудовой деятельности. А это для города чревато самыми серьезными демографическими и экономическими проблемами.

В том, что вуз в Ржеве до сих пор не заработал, вины тех, кто брался за решение этой проблемы, нет. Просто самый простой путь (филиал) оказался неподходящим, а поиски других вариантов требуют времени. Одним из таких вариантов является «связка» учебных заведений с предприятиями: по этому пути сегодня идут некоторые техникумы и колледжи. И в отношении высшего образования именно этот вариант может оказаться тем самым, спасительным.

Теме возрождения высшего образования в нашем городе была посвящена состоявшаяся на минувшей неделе в школе искусств им. Розума встреча с педагогической общественностью, в которой участвовали глава города Роман Крылов, председатель Думы Андрей Константинов и экс-ректор ТвГУ и бывший зампреда правительства Тверской области Андрей Белоцерковский, который сегодня возглавляет Центр стратегического инновационного развития высшей школы ТвГУ.

Обозначив важность поднятой тематики, Роман Крылов предоставил основное слово именно ему.

— Большую часть жизни я занимаюсь именно образованием и наукой, очень уважаю своих коллег по этой деятельности и убежден, что образование играет ключевую роль как в судьбе каждого человека, так и в судьбе целых территорий. Судьба — это результат большого количества принимаемых нами ежедневно решений. А то, какими они будут, определяется системой нравственных ценностей и знаний, заложенных в каждом из нас. Образование формирует картину мира. А решения, принимаемые людьми, от которых зависят ключевые вопросы на той или иной территории, конструируют ее будущее. И какие-либо недостатки корректировать можно тоже при помощи образования.

График миграционного сальдо, показатель демографической статистики, в малых городах имеет два отрицательных пика. Первый приходится на возраст 17-18 лет — выпускники уезжают поступать и вернутся в лучшем случае процентов 10. Второй пик — это 28-30 лет, когда люди меняют место жительства потому, что желают состояться как профессионалы и не могут этого сделать дома. Вот именно на эти пики и надо воздействовать, создавая на каждой территории, для которой мы хотим видеть будущее, возможности для развития именно этих категорий населения. Значит, на них должны быть сильные учебные заведения и предприятия с возможностью кадрового роста и реализации сотрудников. И это можно объединить.

По словам Андрея Владленовича, имеющиеся в нашем городе возможности в виде наличия сильных промышленных предприятий и запроса на высшее профессиональное образование позволяют именно здесь начать реализацию модели образовательного центра с использованием дистанционного (а по сути, хорошо нам знакомого заочного, но уже с использованием современных технологий) обучения. Да, у него есть ряд недостатков по сравнению с дневными факультетами вузов, но вместе с тем расширяются и его возможности, и это подтвердил период пандемии. Быстро перестроиться на электронные технологии смогли именно вузы.

В Тверском госуниверситете создана и опробована образовательная платформа, которая может стать основой для создания новой модели образовательного центра разного рода, но прежде всего — инженерного и IT-направления, в которую включатся и другие вузы — партнеры ТвГУ.

Определенные затруднения может вызвать интеграция новой модели в образование школьное, поскольку как раз физико-математический уклон в нашем регионе развит недостаточно. Но это не те сложности, из-за которых от модели, подобной которой на практике в стране еще нет, стоит отказываться. Начать следует, а если практика станет успешной, прецеденты в других регионах не замедлят себя ждать.

— Из разговора с выпускниками этого года я узнал, что многие предпочли в качестве будущей профессии именно физико-математические специальности. И очень жаль, что эти ребята уезжают. Потому что нацеленный на успех молодой человек, медалист, будет востребован на любой территории, и если мы не создадим для таких ребят условия здесь, развивать они будут другие города, а не родной Ржев, — заметил Роман Крылов.

Елена Ямщикова, заместитель главы Ржева по социальной политике, рассказала: из 306 выпускников школ нынешнего года 28 — медалисты, 12 являются призерами региональных олимпиад, и это говорит о потенциале ржевской молодежи. Однако данные об оттоке населения пугающие, и это — еще один аргумент не откладывать реализацию перспективных намерений в долгий ящик.

— Действительно, в Ржеве хорошая система школьного образования, и это позволяет выпускникам легко поступать в вузы. То есть, Ржев, готовя для государства хороших, успешных специалистов, ничего не получает взамен. Надо это изменить. Потому что города, где закрыли филиалы вузов и ничего не предложили, обречены медленно угасать. Можно прямо сейчас начинать стирать их ластиком с карты, — констатировал Белоцерковский.

Андрей Константинов резюмировал итоги встречи:

— Самое главное, что сегодня прозвучало — это идея самой формы образовательного центра. Да, мы максималисты, мы хотим здесь иметь филиалы РГУ, Бауманки, хотим Ржевский государственный университет… Сегодня идет работа над созданием стратегии развития Ржева. Что будет определяющим для этого: промышленность, образование, наша история? Хотелось бы, чтобы все эти и другие направления получили развитие. В ходе опроса более тридцати процентов горожан сказали о нехватке комфортной городской среды. Мы понимаем, как изменить действительность в этом направлении и уже многое для этого делаем. Но почти столько же опрошенных, причем всех возрастов, говорили и об отсутствии возможности получить качественное образование! И изменение нынешней ситуации (с подключением школьного образования и возможности реализации специалистов в Ржеве) станет для города очень большим шагом вперед в реализации стратегии. Иначе эти 29 процентов будут искать для себя другое место проживания.

Когда молодые люди ищут лучшего для себя — это совершенно нормально. Намерение создать это лучшее здесь звучало в ходе разговора не единожды. Будут ли они реализованы — сейчас сказать сложно, но учитывая потребности нашего города, это было бы очень важным шагом для его будущего.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *