ВДВ — ВОЛЯ, МУЖЕСТВО, СТОЙКОСТЬ

2 августа 1930 года. Окраины Воронежа. Опытно-показательные учения Военно-воздушных сил Московского военного округа. Именно в то время и в том месте для выполнения тактической задачи высадилось десантное подразделение — это был первый в СССР парашютный десант. С тех пор 2 августа считается днем рождения советских воздушно-десантных войск.

В этом году ВДВ отмечают серьезный юбилей — 90 лет. Сами десантники расшифровывают аббревиатуру как «войска дяди Васи», но, наверное, не каждый обыватель знает, что в шутке есть весомый смысл. «Дядя Вася» — генерал армии, Герой Советского Союза, командующий ВДВ с 1954 по 1959 и с 1961 по 1979 годы Василий Маргелов. До 1950-х годов десантные войска были лишь пехотой. Ее до прихода основных сил сбрасывали в тыл, чтобы сдерживать противника. Под началом Василия Филипповича десантные войска стали самостоятельным боевым подразделением, научились десантировать технику с экипажем внутри, на вооружение в ВДВ были приняты новые самолеты Ан-8 и Ан-12. Благодаря Маргелову десантники превратились в армейскую элиту с высоким боевым духом и высокой боевой подготовкой.

— Маргелов — гуру советских десантников, — рассказывает председатель Ржевского союза десантников Борис Жуков. — Его вклад в развитие и становление ВДВ неоценим. Задумав в 2007 году создать в нашем городе Ржевский союз десантников, мы хотели объединить в своих рядах десантников, кто живет в близлежащих городах и районах. У истоков ржевского Союза стояли Александр Парфенов, Николай Венгерец и я. Юридический статус организации оформили в 2008 году. Сейчас у нас около 320 человек. Среди них и молодые ребята, кто недавно отслужил в армии, и десантники с жизненным опытом. Среди членов Союза есть активисты: Владимир Потемкин, Николай Иванов, Евгений Кондаков, кто на практике реализует все наши инициативы: помогает нуждающимся ветеранам ВДВ, занимается воспитанием подрастающего поколения, историко-исследовательской деятельностью. В настоящее время мы заняты проектом «Золотые звезды ржевитян», хотим увековечить память двух героев Ржева: Константина Дунаевского и Сергея Тюрикова. Также мы категорически не согласны с термином «без вести пропал» на войне, считаем, что о наших воинах, судьба которых пока не известна, необходимо говорить «безвестно павшие».

— Девиз «никто, кроме нас» звучит гордо и, как мне кажется, немного вызывающе по отношению к другим родам войск…

— Так когда-то сказал Василий Маргелов. Кроме десантников никто не мог выполнить боевую задачу и нанести удар с тыла самостоятельным родом войск. Мы считаем, девиз точен и полностью оправдан.

— Борис Викторович, самая известная в народе традиция десантников — купание в фонтанах. По одной из версий, она связана с покровителем военно-воздушных сил пророком Ильей и омовением 2 августа в родниковой воде. В ней отражается небо и, окунаясь в фонтан, десантники будто окунаются в родную стихию…

— Озвученная Вами версия — домыслы. Настоящий десантник в фонтане купаться не станет.

— Как ржевские десантники отметят 90-летний юбилей ВДВ?

— 2 августа к 12 часам соберемся на Привокзальной площади, возложим цветы к памятному знаку, воздадим почести десантникам, отдавшим в 1942 году жизни при выводе из окружения бойцов 29-й армии. Присоединяйтесь, ржевитяне!

ВДВ — СЕМЕЙНАЯ ТРАДИЦИЯ

Максим Бурковский — выпускник-краснодипломник колледжа им. Петровского. Родился и вырос в Ржеве, с детских лет любил наблюдать, что и как делает в гараже отец, поэтому и учиться пошел на автомеханика, потом призвали в армию.

— В школе был участником Поста № 1, в колледже состоял в поисковом отряде «Романтик», не единожды выезжал с экспедицией «Ржев. Калининский фронт». Нужное и важное дело ведут поисковые отряды, исполняя перед павшими за мир и свободу воинами священный долг. Говорить о патриотизме — излишне, его нужно проявлять в действиях и поступках, только так можно считать, что ты отдаешь победителям дань памяти и служишь своему Отечеству, — очень серьезно говорит Максим.

В ВДВ служили его отец и дядя, и он еще мальчишкой решил пойти по их стопам. В военкомате сразу сказал: хочу в ВДВ. К службе парнишка успел себя подготовить, два раза прыгал с парашютом.

— За это спасибо Борису Викторовичу Жукову. Прыжки укрепили мое решение служить в ВДВ. Всего с парашютом я прыгал 16 раз…

Страшно — всегда. Если не страшно, значит, с тобой что-то не в порядке. Открывается дверь, и ты шагаешь в безграничную пустоту и неизвестность. Отсчет три секунды — кольцо… две секунды — купол. Посмотрел на купол, по сторонам — нет ли кого рядом, и управляй парашютом — пари. В свободном падении летишь 5 секунд. Советую, не смотреть, как выходит купол, ведь первые секунды, пока он не наполнился, это маленький мешочек, и когда на него смотришь, страх усугубляется. А когда он раскрылся, очень красиво. На высоте 600 метров летишь меньше полутора минут, а в воздухе кажется долго, время будто замирает. Прыгнув первый раз, думал: «Слава богу, выпрыгнул, здорово, что приземлился целым и невредимым». В дальнейших прыжках ты просто оттачиваешь свои действия.

Срочную службу Максим проходил в Наро-Фоминске в воинской части 71298.

— Не считаю, что год службы — мало. За это время, при желании, можно научиться многому. Идти в армию для галочки, чтобы получить военный билет — считаю бессмысленно, — рассуждает он.

После срочной службы год служил по контракту, демобилизовался ржевитянин Бурковский ефрейтором. Несмотря на то, что хотел пойти по военной стезе, настраивался на контрактную службу, уезжать из родных мест, от семьи Максиму оказалось тяжело. Поэтому, как только закончился срок контракта, продлевать его не стал:

— Вышло так, как должно было быть. Я ни о чем не жалею. В армии получил нужный опыт и советую всем парням: есть желание — идите служить, хотите — пробуйте служить по контракту.

Сейчас Максим работает на железной дороге, строит планы на будущее. Со дня на день у него свадьба.

— Мужчина должен быть ответственен за свои слова и поступки, будь то личная или общественная жизнь. Этому учили меня родители, этому я буду учить своих детей, — рассуждает десантник. — Если мне нужно принять ответственное решение, сделать выбор в сложной ситуации, главный ориентир для меня — семья. У нас традиция все делать вместе, и семья для меня — главное. Поздравляю всех десантников с праздником и желаю всем семейного счастья, чистого неба над головой, и чтобы в жизни все было хорошо!

ВДВ — РОМАНТИКА И ПРОЗА СЛУЖБЫ

Владислав Иванов служил гораздо раньше Максима, в 1993-1995 годах. Это был последний призыв, кто служил полтора года.

В армию уходил после окончания училища, имея специальность «автокрановщик». Почему ВДВ? Парня привлекала романтика воздушно-десантных войск. Вместе с другом хотели испытать себя, проверить силу мужского характера. Но другу не хватило двух сантиметров роста, а Владислав строгую комиссию прошел.

Прибыл новобранец в Ставрополь, в в/ч 54801 — сейчас это 247-й гвардейский десантно-штурмовой Кавказского казачьего полка полк. Почетное звание «гвардейский» полк получил в 2013 году. Это второй случай в русской армии, когда часть ВДВ в мирное время получает столь высокий титул. В 1986 году военнослужащие тогда еще бригады были задействованы в ликвидации последствий аварии в Чернобыле, позже, в 1988-89 годах, ликвидировали последствия землетрясений в Армении и Грузии, участвовали в разрешении конфликтов в Закавказье, в боевых действиях в Чечне.

По прибытии всем выдали военную форму.

— Все, кроме сапог (они оказались малы), было велико, но делать нечего, надели, что есть, — рассказывает Владислав. — Сказано было — бери, потом поменяешь, но поменять довелось не сразу.

Жестокой дедовщины в части не было, но свое преимущество перед молодыми старослужащие нет-нет да демонстрировали: и поездки на машине с подушкой в руках случались, и крокодильчиков они сушили (стойка в позе, похожей на планку).

— Помимо развлечения для наблюдателей, для нас это была еще и дополнительная физподготовка, — с улыбкой дополняет Владислав.

Месяца два к прыжкам с парашютом новобранцев готовили на тренажерах, потом было три самостоятельных прыжка с высоты 800 метров.

В 1994 году, когда рядовому Иванову служить оставалось немногим более трех месяцев, его перевели в Чечню. О том, что там происходит, парни слышали из рассказов вернувшихся сослуживцев. Было тревожно… Владислав служил в артиллерийском дивизионе. Сначала он стоял на аэродроме в Ханкале, потом под Шали. Рассказывать о тех непростых месяцах Владислав не любит, ссылается на то, что прошло много лет… А ржевская пресса в 1997 году написала о награждении ржевитянина медалью «За отвагу».

Возможно, какие-то факты и события тех лет уже стерлись из памяти, но через всю жизнь пронес Владислав дружбу с сослуживцами Алексеем Толкачевым и Евгением Ивановым.

Когда Владислав вернулся из армии, время было непростое, с трудоустройством и заработком сложно. Он работал на мебельном производстве, в пожарной охране, несколько лет работает в городском суде.

— 2 августа мы, десантники, отмечали всегда. С появлением Ржевского союза десантников наши встречи стали организованные, торжественные. Спасибо Борису Викторовичу, его целеустремленности.

Конечно, я считаю, что армию мужчине нужно пройти. Ну, а если служить доведется в ВДВ, уверен, всю жизнь будете с гордостью произносить: «Я — десантник!». В канун 90-летия ВДВ желаю всем десантникам и их семьям, чтобы любые высоты были вам подвластны, любое дело по плечу, идеи воплощались и вели к успеху, а голубой берет оставался талисманом на счастье.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *