С ЛЮБОВЬЮ ИЗ ЯСНОЙ ПОЛЯНЫ

Уже во второй раз музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» открывает свои гостеприимные двери для участников Летней школы учителей литературы. Мероприятие проводится совместно с ассоциацией «Гильдия словесников» при поддержке Фонда президентских грантов. Я отправила заявку на участие не задумываясь, хотя и не очень надеясь, что именно ее выберут из двухсот заявок учителей со всех концов России и стран СНГ. Но для меня это было важно: Лев Николаевич для меня не просто великий писатель и национальная гордость. Был в моем прошлом период жизни за границей, когда «Война и мир» была единственной книгой на русском языке и прочной нитью, которая меня связывала с Родиной, русским словом. В тот год я не просто прочитала роман несколько раз, а читала, не пропуская ни одного слова. Даже пресловутые переводы писем с французского, сноски, примечания прочитаны были не единожды. И каждый раз я находила в романе что-то новое — оттенки смыслов, новые переживания, свежие мысли. Со мной был Толстой, а значит, и Россия.

Оказаться на родине писателя, в том доме, где он мыслил и творил, пройтись по аллеям, по которым ходили прототипы его героев, было моей мечтой. Но еще очень хотелось оказаться в среде коллег, которые могут поделиться опытом, научить чему-то новому.

Звонок из Ясной Поляны раздался совершенно неожиданно. И был он не «от организаторов», а звонком от людей, которые искренне рады видеть меня, от души приглашают и надеются на встречу. Это было так удивительно! Еще более удивительным было предложение взять с собой ребенка. В Ясную Поляну с дочерью… Мечты сбылись!

Мы начали собираться. Из Ясной Поляны приходили ответы на любые вопросы, учитывались пожелания, обговаривались оргмоменты. Юлию Вронскую, заведующую отделом международных проектов музея-усадьбы «Ясная Поляна», мы успели полюбить еще до того, как увидели. Именно благодаря Юлии мы отправлялись в школу в глубочайшей уверенности, что нас ждут. Поехали мы на белгородском поезде из Твери. На станции «Козлова засека» (да-да, той самой!) нас встретил водитель музея и за пять минут домчал до отеля. Основная группа учителей была еще в пути: они добирались на автобусе из Москвы. А мы, получив ключи от двухкомнатного удобного номера, оставили вещи и отправились осматриваться.

Отель и административный корпус находятся в стороне от самой усадьбы. Когда-то в этом живописном месте располагались ведомственные и профсоюзные дома отдыха и коттеджи. Сейчас многие из них заброшены и огорожены заборами. Но принадлежащие «Ясной Поляне» здания и сама территория обитаемы и ухожены.

Погода с самого первого дня установилась просто великолепная. Самым первым мероприятием был поздний обед на свежем воздухе, в белоснежной ротонде. Многие из участников школы оказались хорошо знакомы друг с другом — они часто встречаются на разных «учительских» мероприятиях. Но самое главное, их объединяет «Гильдия словесников» — совершенно неформальное, свободное и живое сообщество людей, влюбленных в слово. Забегая вперед, скажу, что я ни разу не услышала жалобы на тяжесть учительского труда, не увидела усталого или равнодушного взгляда. Эти люди живут своей профессией, любят ее, своих детей. А ведь многие из них отдали школе большую часть своей жизни!

Но вначале несколько слов «о земном» — о питании. По словам одной из участниц, «нас питали, углубляли и расширяли»: изысканную кухню ресторана «Дворянская усадьба» и добротные русские блюда кафе «Прешпект» мы запомним надолго. Не успевали мы проголодаться, как нас настигали кофе-брейки со свежайшими яснополянскими пирожками, слойками и круассанами, кусками знаменитого анковского пирога Софьи Андреевны, отказаться от которых веселому и доброму человеку просто невозможно.

Прежде всего нужно было познакомиться. Для этого организаторы выбрали формат, опирающийся на книгу Петра Вайля «Стихи про меня». Нас заранее попросили подобрать стихотворение, которое рассказывало бы что-то о каждом. Кто как не филолог сможет найти среди тысяч поэтических строк именно ту, которая скажет о нем больше тысячи слов? И кто как не его коллега этот посыл услышит и поймет? Среди участников школы оказались умудренные опытом учителя-корифеи и совсем молодые, только начинающие свой путь словесники, практически со всей страны, от Калининграда до Североморска и Новосибирска. Строки  Анны Ахматовой, Александра Блока, Марины Цветаевой, Людмилы Улицкой, Федора Сваровского, Дмитрия Веденяпина, Наты Сучковой, Дона Аминадо летели над зеленой поляной от сердца к сердцу, знакомя и сближая.

Далее мы отправились на автобусе в ДК Ясной Поляны, где нас ждало знакомство с семьей Толстых. Да-да, именно с семьей в лице праправнучек Льва Николаевича Фёклы Толстой, известного журналиста, и Екатерины Толстой, директора музея «Ясная Поляна», а также очаровательной малышки — прапраправнучки Верочки. Черты фамильного сходства можно найти в каждой из них: что поделаешь, кровь! А уж про ум и интеллект и говорить не приходится. Почти все Толстые смогли добиться в избранных сферах деятельности заметных высот.

Тот факт, что работа школы началась именно со знакомства со сложным семейным древом семьи Толстых, не только облегчил нам дальнейшую работу, но и создал вокруг нас ту любовную, семейную атмосферу, которой славилась Ясная Поляна.

После роскошного ужина у нас едва хватило сил добраться до постелей. А с раннего утра мы с радостью включились в захватывающий, фееричный, непредсказуемый, необыкновенно интересный онлайн-марафон под названием «Летняя школа учителей литературы в Ясной Поляне-2020».

Живые страницы

Многие уже знакомы с приложением для интерактивного чтения «Живые страницы» — проектом, которому нет аналогов в мире. Совместный продукт компании Samsung Electronics, лингвистов группы Tolstoy Digital и школы лингвистики «Высшей школы экономики» смело можно назвать инновационным способом подачи текста. Описать «Живые страницы» в двух словах невозможно. Но я совершенно уверена, что моим ученикам будет гораздо легче и интереснее работать с текстами классических произведений именно в этом приложении.

Логично, что Фёкла Толстая знакомила нас с приложением на примере романа «Война и мир». Это огромное и даже пугающее многих своим объемом произведение становится гораздо ближе и понятнее современному читателю благодаря яркой инфографике, используемой в оглавлении, гиперссылкам, цветовой кодировке текста, push-уведомлениям о происходящих событиях, интерактивных временных шкалах, отражающих судьбы героев, игровых тестах на знание романа и многим другим «фишкам», которые близки и понятны современным школьникам. «Живые страницы» — это, как отметила одна из коллег, образовательное море педагогических ноу-хау, доказывающих, что «цифра» не расчеловечивает, а очеловечивает, и в этом многообразии каждый может найти свою толстовскую (а в нашем случае — методическую!) «зеленую палочку». Лучше и не скажешь!

Дорогим гостем стал любовно названный нами «человеком-фонтаном» за неиссякаемые знания и желание ими поделиться кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования СПб АППО, учитель русского языка и литературы Сергей Федоров. Лично для меня не-обыкновенно важным стал разговор о категории патриотизма в романе «Война и мир». Именно сейчас эта тема актуальна как никогда, и очень важно правильно понимать, что такое истинный патриотизм, и донести это до своих учеников. И именно Лев Толстой нам, учителям литературы, в этом первый и лучший помощник.

Учитель — человек!

Я с нетерпением ждала личного знакомства с председателем ассоциации «Гильдия словесников» Антоном Скулачевым. На мой взгляд, именно таких учителей — молодых, талантливых, образованных, креативных — и не хватает нашей школе. И он меня не разочаровал! Я по-доброму завидую его ученикам: уроки литературы для них, наверняка, не бывают скучными. Очень важно, что ни от Антона, ни от остальных коллег я ни разу не услышала, что нынешние дети какие-то не такие. Наоборот, каждый говорил, что их ученики — самые умные, способные глубоко и тонко анализировать текст, видеть то, что порой ускользает даже от внимания учителей!

Проведенное Антоном Алексеевичем методическое кафе «Учитель — тоже человек» позволило нам взглянуть на профессию по-иному. Мы обсудили проблемы, волнующие педагогическое сообщество — отношения учителей с родителями, возможность фотографироваться в купальниках и выбирать в магазине нижнее белье, вести страницы в социальных сетях и многое другое. Не обошли и профессиональное выгорание, о котором теперь так много и часто говорят. И хотя ни у одного из участников школы признаков этой «болезни века» я не наблюдала, мы все-таки поговорили о том, как избежать такой напасти и даже разработали вполне конкретный алгоритм борьбы с ней. Но главный «рецепт» — просто любить свою работу.

Клуб медленного чтения

Особенно хочется сказать о добровольном ночном мероприятии, на которое мы собирались практически в полном составе. Это вечерний клуб медленного чтения «Общество мертвых поэтов». Хотя, как-то так получилось, что для анализа выбрали стихотворения ныне здравствующих поэтов Дмитрия Веденяпина и Тимура Кибирова. Описать то наслаждение, которое мы получили от коллективного проникновения в замечательные тексты, отыскивания смыслов и отсылок, я не берусь. Скажу только, что это было здорово. Поэтическое чутье, знание русской и мировой поэзии, владение словом у коллег — выше всяких похвал.

А впереди предстояло самое потрясающее и долгожданное событие — поездка в усадьбу «Ясная Поляна». О ней нельзя рассказывать между прочим, походя. Как нельзя, например, поверхностно читать гениальные тексты Толстого…

Продолжение следует

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *