КРЕПКА, КАК СМЕРТЬ, ЛЮБОВЬ

Хотел бы рассказать не историю смерти, а историю одной жизни, одной настоящей и преданной любви на всю жизнь.

Зима в этом году выдалась теплая и позволила нашему поисковому отряду работать и в январе, и в феврале. 23 февраля, обследуя новое для нас место в сельском поселении Победа, щупом попадаю в траншее в пустой ботинок. Кружим поблизости и находим троих бойцов, но все они в обуви. Можно уходить, но что-то не отпускает и вынуждает продолжать поиск. Еще три метра в сторону — провал, и мы понимаем: вот он, тот, кого искали.

Рядовой со смертным медальоном — Николай Алексеевич Огородов, 1918 года рождения, Кировская область. Незаменимая Алена Маньшина (наша большая помощница по поиску родственников) очень быстро установила, что прямых родственников у него в живых не осталось. Но так как их было четыре брата, то живы внучатые племянники. К сожалению, им оказалась не интересна судьба двоюродного деда, от общения они отказались. Все братья Огородовы не вернулись с войны, и наш Николай числился пропавшим без вести с июля 1942 года. Так редко нам улыбается удача и удается
установить имя, да к тому же, солдат был один, это значит, что при желании родных останки можно было отправить для захоронения на родину. Я был расстроен…

Как оказалось, самое интересное ждало нас впереди. Алена продолжила поиски и узнала, что все эти годы его помнили, мечтали узнать хотя бы что-то о месте гибели. У Николая была супруга Таисия Ивановна. В 1942 году у них родился сын Сергей, который, к сожалению, не прожил и двух лет. Огородов учился на курсах младших командиров кавалерии, к ним приезжал сам товарищ Буденный. 27 июля 1942 года Николай пишет домой письмо, рассказывает, что их досрочно выпускают, а о месте распределения он узнает по факту. Это было его последнее письмо, дальнейшая связь пропадает. В июле 1946 года жене придет извещение: «Ваш муж Николай Огородов, находясь на фронте, пропал без вести в июле 1942 года». Многие будут считать Таисию, которая останется жить с родителями мужа, вдовой дезертира, ведь извещение — не похоронка…

После войны в деревню возвратился сосед-фронтовик, прошедший всю войну. Узнав, что жена его не дождалась, он уходит из семьи. Таисия и Иван — два одиночества, покалеченные войной, сошлись и стали жить вместе. У них родились дочери Валентина и Галина. В память о своем Николае Тая оставила фамилию Огородова и дала ее их первой дочери. Иван не был против, скорее всего, он уважал жену за такую преданность. Спустя 12 лет второй муж Таисии умер от ранения, полученного на войне…

Дочерям женщина рассказывала о своей первой любви, о том, как они познакомились, как жили, перечитывала, а потом и рассказывала наизусть его письма. Они вместе направляли запросы в военкомат и архив, но долгие годы приходил один и тот же ответ: «Николай Огородов пропал без вести».

Таисия Ивановна ждала и надеялась всю жизнь, всю жизнь берегла в сердце любовь к мужу. Она умерла в ноябре 2019 года. Не дожив до новости, что его нашли, три месяца…

Трудно представить, что пережили ее дочери, узнав, что мы нашли Николая Алексеевича. Их переполняли слезы радости, ведь это была мечта жизни их матери, а значит, и их мечта. Конечно же, они решили забрать останки бойца и захоронить его на родине, рядом с супругой и их маленьким сыном.

Все эти годы, казалось бы, чужие люди ждали его, помнили, надеялись, что вернется.

Эта история тронула нас всех, в наше время трудно такое представить. Я читаю письма, в которых Николай обращается к любимой на «Вы» и просит не беспокоиться о нем. Непродолжительная совместная жизнь — и такая сильная и преданная любовь. Их души были созданы друг для друга, а война только на время спутала все планы. Только на время…

Осознание своей причастности к таким историям вдохновляет, дарит непередаваемые эмоции, дает силы к дальнейшим поискам.

Михаил Богданов, командир отряда «Пионер»

* * *

В середине июля забрать останки рядового Огородова из села Боровка Котельничского района Кировской области в Ржевский район приезжала делегация районного отдела культуры. Вместе с поисковиками отряда «Пионер» они побывали на поле боя, где почти 78 лет в безвестии лежал пропавший солдат. В гильзу от пушки-сорокопятки набрали земли, крепко пожали поисковикам руки и повезли останки Николая Огородова и найденные при нем лопатку, фляжку, карандаш и свисток на родину. Там в торжественной обстановке, в присутствии дочерей Таисии Ивановны, красноармеец обрел свое последнее пристанище рядом с супругой и их сыном…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *