ДЕВЯТАЯ, ТАК ДЕРЖАТЬ!

В этом году школа № 9 отмечает 55-летие. Более полувека она остается родным домом для учеников, учителей, выпускников. В школу приводят своих детей, внуков, а теперь, пожалуй, уже и правнуков те, кто с новеньким портфелем и скромным букетом в руке, затаив дыхание, однажды переступил ее порог.

Старожилы помнят, как на окраине города, на тихой Пионерской улице, в 1965 году распахнула свои двери новая, светлая и уютная трехэтажная школа. Её первым директором стал Василий Андреевич Беляев, замечательный учитель и человек удивительной судьбы. Всего лишь год он был директором новой школы, но успел заложить краеугольный камень  будущих традиций, которые со временем сделают девятую школой новаторской, творческой и воплощающей в жизнь самые смелые мечты. Ведь именно от директоров, которые встают у руля школьного «корабля», зависит, куда он поплывет по бушующим волнам образования.

С 1966 по 1975 год школой руководили Алексей Федорович Волков, Дмитрий Яковлевич Золотов, Нина Ивановна Жданова. А в 1975 году бразды правления взял в свои твердые руки Юрий Федорович Кузовкин, который более 30 лет жизни отдал школе. Быть директором — задача не из легких. Помимо всех хозяйственных забот и хлопот, на его плечи ложится архиважная задача — работа с очень непростым учительским коллективом. Коллективом в большинстве своем — женским. Вряд ли кто усомнится, что Юрий Федорович с этой задачей справился блестяще. «Мои боевые подруги!» — до сих пор любовно обращается он к своим бывшим коллегам. И кто, как не он, сможет рассказать о тех, с кем столько лет нес этот одновременно тяжелый и радостный крест — обучение и воспитание юных душ.

— В первую очередь, — рассказывает Юрий Федорович, — хотел бы вспомнить Нонну Михайловну Гусеву, бессменного завуча. В формировании учительского и ученического коллектива — львиная доля её заслуг. Ведь когда открывается новая школа, этот вопрос становится первостепенным. Нонна Михайловна блестяще справилась с задачей. Она, окончившая с золотой медалью школу и с отличием филфак Ленинградского государственного университета, была замечательным учителем русского языка и литературы, наставником и примером для своих коллег. Пожалуй, одной их самых ярких и талантливых ее воспитанниц стала Людмила Васильевна Воронина, которая продолжает трудиться в школе до сих пор, оставаясь оплотом лучших традиций преподавания словесности.

Ближайшая подруга и единомышленница Нонны Михайловны — учитель географии Елена Петровна Тенькова, тоже очень много сил и времени отдавала школе. Одна из её учениц, Галина Валентиновна Игнатьева, вернулась в школу и уже много лет преподает русский язык и литературу.

Если говорить о филологах, то нельзя не вспомнить Маргариту Александровну Котову, которая сама изумительно владела словом и настоятельно требовала этого и от своих учеников. Для многих она открыла удивительный мир литературы, привила любовь к своему предмету. Именно она приняла на себя обязанности завуча после Нонны Михайловны и достойно справилась с возложенными задачами.

Наша школа быстро крепла, набирала авторитет, увеличивалось количество учеников. И во многом это была заслуга учителей начальной школы. Хочу вспомнить Марию Васильевну Тикунову, которая в тот период была, пожалуй, одним из сильнейших учителей начальных классов. Вместе со мной в школу пришла Валентина Алексеевна Садикова, которая долгое время работала учителем начальных классов, а потом стала завучем. Знаю, что многие её ученики вспоминают свою учительницу с особой теплотой, благодарностью и любовью. Именно на этапе начального образования закладывается дальнейшая судьба каждого ученика. Поэтому роль учителей начальной школы в системе образования очень велика! И коллектив начальной школы сложился за минувшие годы достойный. Замечательные учителя с огромным опытом — Галина Ивановна Терентьева, Марина Александровна Боброва, Елена Юрьевна Смолькова — остаются хранителями накопленного опыта, передают его своим молодым коллегам.

Учитель английского языка Валентина Николаевна Лаврентьева работала в школе со дня её основания и до своего выхода на пенсию. Это человек необыкновенной ответственности, искренне переживающий за любое порученное дело.

Хочется вспомнить Игоря Зиновьевича Ладыгина, который не только преподавал русский язык и литературу, но и был организатором внеклассной и внешкольной работы. Ему принадлежит за-слуга формирования театрального ученического коллектива. Многие ученики сохранили о нем самые восторженные воспоминания.

Важно понимать, что любая хорошая традиция, которая закладывается старшим поколением учителей, не прерывается, а продолжается и развивается. Молодым всегда было на кого равняться. Например, в нашей школе работали замечательные математики, пользовавшиеся заслуженным авторитетом у учеников, — Валентина Васильевна Евтеева, Антонина Сергеевна Платонова, Тамара Васильевна Антонова, Наталья Александровна Грачева. Ирина Николаевна Головина, ответственный и сильный учитель химии, на смену которой пришла Ольга Николаевна Родина — настоящий ас в своем деле, профессионал, многие ученики которой посвятили свою жизнь деятельности, так или иначе связанной с химией. Физик Инна Николаевна Иванова — учитель с огромным авторитетом, вместе с О.Н. Родиной ставшая соросовским лауреатом по результатам опроса их выпускников, обучающихся в престижных столичных вузах.

Многие выпускники возвращаются в родные школьные стены уже в качестве учителей, как, например Марина Викторовна Боброва, Ирина Евгеньевна Столбова, Ольга Викторовна Бронштейн, Татьяна Борисовна Субботина. В свое время вернулась в школу Людмила Васильевна Зуева, словесник высочайшего уровня, выпускники которой из года в год показывают очень высокие результаты.

Не могу не сказать об учителях физкультуры Владимире Викторовиче Алексееве, Евгении Павловиче Столбове и Александре Петровиче Котусове. Все они полностью разделяли нашу общую твердую позицию: прежде чем требовать, нужно создать условия. И мы их создавали. Спортивное поле с одинокими воротами со временем превратилось, в немалой степени благодаря шефскому краностроительному заводу, в настоящий спортивный городок, физкультурный зал получил хорошее оснащение. И спортивные успехи наших учеников были вполне закономерными. К возложенным на них обязанностям наши учителя физкультуры подходили ответственно.

В 1989 году учителя и ученики перешли в новое здание: современное, удобное, комфортное. Подготовка к переезду еще более сплотила нас; поменялось здание, но не изменились установки и традиции. И, наверное, поэтому пресловутые 90-е мы пережили довольно спокойно, не оттолкнули ребят, не перестали заниматься с ними внеурочной деятельностью. Во многом в те годы помог ДК «Электромеханика», с которым у нас всегда были крепкие связи. А потом появилась Елена Викторовна Салманова — организатор и пропагандист патриотического воспитания. Именно тогда у нас началось внедрение методики коллективной творческой деятельности, которая подразумевала коллективное планирование, выполнение и обсуждение, а как сделать еще лучше. И в этом мы были новаторами! В 1996 году нам предложили стать коллективными членами лаборатории теории и практики воспитательных систем при Тверском институте усовершенствования учителей. Таким образом, наш авторитет укрепился не только на городском, но и на областном уровне. Так что в новый век мы вошли с высоко поднятой головой.

Хотелось бы вспомнить добрым словом Лидию Константиновну Татаринову, учителя математики, стараниями которой был создан школьный музей. В этой непростой работе Лидии Константиновне помогала дочь Ирина Анатольевна Татаринова, тоже наша выпускница, которая теперь уже много лет работает в школе и в настоящее время является заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

К сожалению, я не имею возможности перечислить всех учителей и сотрудников, которые успешно работали и работают на благо школы и ее учеников. Хотя, безусловно, каждый достоин слов благодарности и глубокой признательности.

С 2013 года школу возглавляет Ольга Вячеславовна Бобкова. Она смогла сохранить коллектив, обрести в нём авторитет и поддержку. Это очень важно. Я внимательно слежу за всем, что происходит, радуюсь успехам, сопереживаю. И вижу, что школа продолжает идти заложенным, выверенным за столько лет курсом, и это не может не радовать. Самое главное — чтобы неуклонно продолжало развиваться и крепнуть сотрудничество учителей, учеников и родителей. А пожелание у меня только одно: так держать!

Записала Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *