А НАД ЗЕМЛЁЙ БУШУЮТ ТРАВЫ

Кого-то тянет в тишину и спокойствие родных стен, кому-то не сидится на месте, и он с завидной периодичностью отправляется в гости, в далекие путешествия или непродолжительные экскурсии. А у ребят-поисковиков иные мотивы поездок, дело их жизни — поиск бойцов Красной Армии, павших в годы Великой Отечественной войны.

С 2019 года отряд «Памяти 29-й армии» искал место падения самолета летчика-
истребителя Ивана Ивановича Мещерякова. Согласно одним данным, 8 февраля 1942 года после смертельной воздушной дуэли его ЛаГГ-3 упал в Ржевском районе недалеко от железнодорожной станции, по другим данным — это произошло в районе деревни Денежное. По подсказке местных жителей на разведку к месту предполагаемого падения истребителя выехали в январе 2020 года, благо зима выдалась теплая. От деревни Бели, пока дорога была более-менее сносной, ехали на своей машине, а дальше, еще километров пять в направлении бывших хуторов Парамониха и деревни Елизаветино, в тракторной телеге. По прибытии пришлось поискать само место падения. И вот наткнулись ребята на неглубокую яму, в которой нашли некоторые фрагменты самолета. По найденным клеймам определили — это выпущенный горьковским заводом N№ 21 имени Орджоникидзе истребитель ЛаГГ-3. Но вопрос, управлял ли Мещеряков именно этим ЛаГГ-3, оставался открытым.

Следующая, уже основательно подготовленная экспедиция с участием ГАЗ-66, УАЗ-452 и «Mitsubishi Pajero», состоялась в июне. Поднимать самолет поехали поисковики ржевского отряда «Память 29-й армии», «Авангард» (Селижарово) и «Звезда» (Тверь).

Расстояние в пять километров преодолевали пять часов. Колея набита лишь одна, съездов ни влево, ни вправо нет, по обеим сторонам так называемой дороги — канавы. Без ГАЗ-66 вряд ли добрались бы. Разбить лагерь на ближайшей к месту падения самолета поляне удалось лишь к 12 часам ночи.

Утром были готовы приступить к работам, но место облюбовали кабаны, и поисковикам пришлось отбивать территорию. Яму, залитую водой, требовалось осушить. Водяная помпа подвела, и воду вычерпывали вручную ведрами. Прощупав углубление щупом, а он проходил на глубину два метра, поняли — яма забита элементами конструкции, включая древесину (ЛаГГ-3 сделан из дельта-древесины). Пока копали (до 2,5 метров), нашли много этого материала, алюминиевые фрагменты штурвала, педального управления самолетом, приборную панель, пробитую пулей (что стало возможной причиной гибели летчика), деталь с рояльной петлей — на ней, как правило, набивали номер самолета. Он читался как: № 11-2. Поисковикам сразу было понятно, что номер не полный (11 — серия, 2 — номер самолета в серии). Позже нашли дубли номера самолета — 3121112. В серии таких было до 100 единиц. В хвостовой части истребителя обнаружили вещмешок, в нем — три банки тушенки и две плитки шоколада «Спорт» — носимый аварийный запас летчика. На фрагменте «полетки» летчика — обрывки записей о боевых вылетах: 19, 23, 25 и последний, 27 июля. Но ни мотора, ни останков летчика не было…

Еще одна находка стала для поисковиков очередной загадкой. Внутри единственного сапога они обнаружили берцовые кости… Во время работ к ним подошел егерь и, не зная этого факта, поведал: якобы, ранее, при подъеме одного из наших самолетов, летчика, зажатого в кабине, достали и похоронили на Старицком кладбище. Было это еще во время войны или уже после — неизвестно.

Вот что рассказал поисковик отряда «Память 29-й армии» Дмитрий Никитин:

— Ввиду услышанного и того, что летчика мы не нашли, можно думать, что его захоронили в Старицкой братской могиле. Я нашел летчика, который 29 июля не вернулся с боевого задания. Его самолет мог упасть в том месте, куда мы выезжали. Об этом говорят и документы из его полевой сумки.

Сержант Шульга Николай Данилович, 1923-29.07.1942 годы. На самолете ЛаГГ-3 погиб в воздушном бою. Похоронен в районе Зальково — Дешевка Тверской области.

Предположительно самолет был в составе 193-го ИАП. По номеру ЛаГГ-3 специалисты по авиации времен Великой Отечественной войны Борис Давыдов и Кирилл Чекмарев установили, что данный самолет 3121112 был отправлен с завода лётом 10 октября 1941 года. У специалистов возникли сомнения, мог ли самолет продержаться до 1942 года, ведь наша авиация в то время несла большие потери. Позже нашлись подтверждающие документы, этот самолет был в восстановительном ремонте с 21 января по 23 июня 1942 года. Наша задача — установить, кто же вылетел на нем на боевое задание. Нужно ехать в архив министерства обороны и поднимать документы 193-го ИАП за июнь, июль и август 1942 года. Сейчас по косвенным данным можно сказать, что за штурвалом ЛаГГ-3 № 112 был Николай Данилович Шульга. По имеющимся заявкам с немецкой стороны на 29 июня 1942 года с учетом совпадения по времени боя с данными наших документов: самолет ЛаГГ-3 был сбит на высоте 200 метров.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *