ПОЕЗДКА В ГОРОД ЯНТАРЯ

Продолжение. Начало в № 36

В один из дней моего путешествия я решила отправиться к Королевским воротам, входившим в состав фортификационной линии города-крепости Кенигсберг. В их закладке 30 августа 1843 года принимал участие король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Забавно, что эти ворота в 1960 году были признаны памятником фортификационного искусства и взяты под охрану государства, а Кенигсбергский замок был объектом несоветской культуры.

Чтобы добраться до ворот, доехала на автобусе до Музея янтаря и пошла по улице Литовский вал. Оказывается, эта улица — одна из немногих (если, не единственная), которая сохранила своё название даже после переименования самого города. На валу сосредоточена огромная часть былой оборонительной мощи города, заложенной ещё в XIX веке. Тут-то я и прочувствовала эту многовековую историю города. Да еще и большая часть Литовского вала всё время находится в тени. Это освещение подчёркивает историческую атмосферу на улице. Если убрать современный транспорт и дома, то Литовский вал станет некой машиной времени, где навсегда поселился XIX век.

На этой улице располагается бастион Грольман, здание которого представляет собой огромную подкову. Через дорогу — оборонительная казарма Кронпринц, которая подземным ходом соединялась с бастионом, что позволяло незаметно менять гарнизон и снабжать его боеприпасами. Пушки били с двух этажей бастиона через Литовский вал, стены, сложенные из специальных закаленных кирпичей, выдержали даже залпы советской артиллерии.

Сегодня историческим сооружениям на улице постепенно придают новую жизнь. В них располагаются музеи, кафе, магазины и многие другие объекты современной жизни.

Пройдя по Литовскому валу, на пересечении с улицей Фрунзе, я увидела Королевские ворота. Красивые, мощные, выстроенные в псевдоготическом стиле и внешне напоминающие маленький замок. После войны ворота долгое время не реставрировались и были в заброшенном состоянии. Поворотным событием в истории сооружения стало празднование 750-летия Кёнигсберга в 2005 году. Королевские ворота отреставрировали  и они стали главным символом юбилея. К тому времени барельефы ворот были повреждены: у скульптурных изображений Фридриха I, герцога Альбрехта и Отакара II не было голов. Жители прозвали барельефы — «три безголовых короля» (хотя один из них, Альбрехт, королём не был).

Дошла я и до других фортификационных сооружений. Музей истории города «Фридландские ворота» располагается в одноименном памятнике архитектуры XIX века. Фридландские ворота входили в состав оборонительных сооружений Кёнигсберга XIX века. Через них проходила дорога, ведущая к городу Фридланд (сейчас — г. Правдинск Калининградской области). До Первой мировой войны через ворота можно было попасть в город или выехать из него, а с 1920 года они стали входными воротами в парк «Южный». В 1950-60-е годы помещения использовали как овощехранилище. Сегодня благодаря интересной, мультикультурной истории города, которая насчитывает около восьми веков активной жизни, музей представляет экспозиции, раскрывающие события от эпохи Тевтонского ордена до первых переселенцев Калининградской области после Второй мировой войны. В каждом зале применены разные приемы и методы построения экспозиции. Пространства, созданные с помощью художественных и мультимедийных средств, коллекции экспонатов позволяют окунуться в жизнь города с его развитой инфраструктурой в разные периоды времени.

Закхаймские ворота — ещё одна часть укрепления Кёнигсберга. Когда сооружение утратило свою защитную функцию, оно стало своего рода триумфальной аркой для въезда в город: через Закхаймские ворота пролегала крупнейшая дорога А1 маршрутом Берлин — Кенигсберг. После войны ворота долго стояли заброшенными, в советское время использовались как склад, баскетбольная площадка, здесь проводились даже дискотеки. Сегодня это — арт-пространство и кафе, а рядом, в пристроенном двухэтажном здании, живут люди.

Конечно же, нельзя, побывав в Калининграде, не посетить его главное культурное и историческое место — Кафедральный собор. Он расположен в самом сердце города, на уничтоженном английской авиацией в 1944 году острове Кнайпхоф. Драматическая история разрушения и возрождения, а также мемориальное захоронение Иммануила Канта у северной стены сделали собор символом города, его архитектурной доминантой и главным местом притяжения для всех, кто приезжает в Калининград.

Величественный собор, грациозно возвышающийся на острове, построен в стиле кирпичной готики и является одним из немногих готических сооружений в России. На стенах можно увидеть исторические элементы — эпитафии с изображениями и текстами на латинском и немецком языках.

До начала церковной реформации XVI века собор являлся главным католическим храмом Кенигсберга (был посвящен Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и святому Адальберту). За время своей богатой истории собор был и лютеранским храмом Пруссии.

Здесь расположен единственный органный комплекс России и Музей имени великого философа, в собрание которого входят разнообразные экспонаты, связанные с историей Кёнигсберга-Калининграда, с жизнью и научной деятельностью Иммануила Канта.

Остров Канта — историческая нежилая островная часть  Калининграда, расположенная в окружении реки Преголя. Прогуливаясь по острову, встречаешь много скульптур из бронзы, мрамора, металла, гранита и необычайно много растений — всё это Парк скульптуры. Авторы — известные мастера изобразительного искусства второй половины ХХ века. В настоящее время в парке представлены 23 работы, объединенные темой «Человек и Мир». Дендроколлекция парка отражает богатство растительного мира региона. Здесь есть растения из Европы, Северной и Южной Америки, Японии, Китая…

Конечно, за короткий отпуск мне не удалось посетить все достопримечательности Калининграда. И это повод вернуться и продолжить путешествие, которое оставило так много незабываемых впечатлений.

Валерия ВИНОГРАДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *