ВЕТЕРИНАРЫ — ЛЕКАРИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

О том, что в нашем городе есть государственные и частные ветеринарные клиники, куда ржевитяне привозят своих питомцев, знают все, а вот о существовании ветеринарной лаборатории — наверняка, немногие. Вместе с тем, ветеринарная станция и ветлаборатория представляют ветеринарную службу Ржевского района, которая обслуживает Ржевский, Зубцовский, Стрицкий и Оленинский районы и, по необходимости, не отказывает в помощи соседям из Нелидово и Осташкова.

— Ветеринарная лаборатория в Ржеве была организована после установления советской власти в 1917 году. Располагалась в небольшом деревянном доме в районе, где сейчас аптека «Камелия». Существовала она до войны и возобновила деятельность сразу после ее окончания, а когда началось серьезное благоустройство города, лабораторию открыли в новом здании по Старицкому тракту, 1. Это было в 1955 году. Ветстанция и лаборатория должны располагаться отдельно, потому мы находимся в разных частях города, — рассказывает заместитель начальника по диагностической работе «Ветлаборатории ГБУ «Ржевская СББЖ» Галина Петровна Гусарова. — Когда-то в Тверской области было более 20 лабораторий, но потом пошла тенденция к сокращению и оптимизации, и подобных нашему в области осталось семь заведений.

В наши обязанности входит проведение бактериологических, серологических, вирусологических, микологических, биохимических, патологоанатомических и других исследований для установления лабораторного диагноза болезней животных всех видов, проведение экспертизы молока, мяса, других пищевых продуктов и кормов. Получается, наши коллеги в лечебнице — клиницисты, а мы — диагносты. От того, насколько быстро и правильно поставим диагноз, будет зависеть благополучие нашего младшего брата и, соответственно, наше с вами. Как сказал академик Павлов, медик лечит человека, ветеринар — человечество. С медицинскими работниками мы в постоянном контакте. В конце года проводим обязательный анализ выявленных ими и нами заболеваний. Есть заболевания, которые от животных передаются людям и наоборот. А есть и такие, как, например, туберкулез, когда параллельно болеют и те, и другие.

В частном порядке, с мелкими домашними животными, к нам обращаются не столь часто, в основном работаем со стадами и фермами.

В состав лаборатории входят несколько отделов. Основной — это бактериологический, здесь мы проводим бактериологическую диагностику бактериальных болезней животных, птиц, пчел, то есть, выявляем так называемого «врага», который вызывает у животного заболевание. Есть отдел пищевых токсикоинфекций, простым языком — благополучия продуктов. Продукты убоя животных при определенных условиях могут быть источником возникновения не только типичных инфекционных и инвазионных болезней у людей, таких, как сибирская язва, туберкулез, бруцеллез и другие, но и различных пищевых заболеваний, к которым относят токсикоинфекции и токсикозы. В вирусном отделе выявляем вирусы, в том числе регистрируемый на нашей территории с 1964 года лейкоз. Причем с тех пор прослеживается стойкая тенденция роста данного заболевания. Еще один отдел — паразитарный, выявляем глистные заболевания. Исследуем мясо на продовольственных рынках, мясо диких животных: кабанов, барсуков, медведей. Эти животные болеют трихинеллезом, финнозом, и болезни через мясо могут передаваться человеку. Есть микозный отдел. Сейчас все чаще изучаем грибки и ушные клещи у кошек и собак. Раньше на грибки, ядохимикаты исследовали корма, сейчас — мало. Мясокомбинаты, убойные площадки закрыты, племобъединений, складов кожевенного сырья нет, фермерских хозяйств мало.

— Галина Петровна, фермерское мясо с рынка тоже проходит проверку в ветлаборатории?

— Только если возникают сомнения у мясоконтрольной станции. Перед тем как забить животное, хозяева приглашают врача на предубойный осмотр. Специалист осматривает животное, узнает, какие сделаны обработки. Если дано добро — его забивают на убойной площадке и с сопроводительным документом направляют на мясоконтрольную станцию. Там все нормально — ставится клеймо «годно в пищу». Если по органолептическим показателям возникают подозрения на наличие той или иной болезни, мясо со всеми документами и указанием, какое заболевание подозревается, направляется к нам. Мы высеваем болезнь, заражаем свое подопытное животное из вивария, наблюдаем за ним. Какие-то бактерии и микробы растут быстро, за один день, а какие-то, как, например, туберкулез, медленно. Вскрыв животное, изучаем ткани, делаем посев, если находим болезнь — сообщаем в лечебницу, они — в администрацию. И далее проводится необходимый перечень мероприятий по ликвидации распространения заболевания, включая дезинфекции, при необходимости — карантин, а мы исследуем качество их проведения.

— Случаи бешенства животных на подведомственной ржевской ветлаборатории территории когда фиксировались последний раз?

— По этому показателю каждый район отвечает за себя. За последние два года случаев бешенства в Ржевском районе не зафиксировано. На это повлияла и профилактическая работа. Уже более 10 лет мы проводим вакцинацию диких животных: волков, лис, енотов. Да, для наших лесных братьев изобретена вакцина против бешенства. Помещаем ее внутрь съедобного продукта, который раскладываем в естественной среде обитания весной и осенью. Животное съедает приманку и таким способом вакцинируется.

После нашей беседы Галина Петровна проводит экскурсию. Здание лаборатории разделено на чистую и грязную зоны. В чистой зоне не проводят работы с микроорганизмами и их хранение, здесь находится гардероб, кабинет заведующей и персонала, моечная, стерилизационная, средоварочная, помещение, где врачи ведут выписку экспертиз. В грязной зоне — приемная, бактериологический, гематологический, копрологический отделы, автоклавная, посевочная, минивскрывочная.

Отдельно на улице — крематорий и виварий для экспериментальных животных: кроликов, мышей, морских свинок, еще есть баран — донор крови, необходимой для приготовления питательной среды и постановки серологических реакций. Виварий тоже разделен на две зоны, в одной размещены здоровые животные, в другой — зараженные.

Утилизировать в крематории лаборатория имеет право только материал, который привезли к ним на исследования, со стороны животных не принимают.

— Ветеринария — сложная и одновременно интересная наука, но далеко не каждый может ее прочувствовать, понять, полюбить и работать в этой сфере. Нужны усидчивость, смелость, пытливый ум, желание постоянно учиться, самосовершенствоваться, — говорит Галина Петровна. — Все наши ветеринарные врачи любят свое дело, отдаются ему всецело. В лаборатории уже больше двадцати лет работают Татьяна Степченкова, Любовь Витренко, больше десяти лет Галина Волкова, Яна Кожухар, пять лет Алтын Миконян.

Сама же Галина Петровна пришла в ветеринарию в 1968 году. Сначала окончила техникум, а потом московскую академию. Два года работала врачом в хозяйстве, потом пришла на ветеринарную станцию, была начальником дезотряда, с 1976 года трудится в лаборатории.

— Чего бы я пожелала всем нам? Любви и уважения друг к другу, к животным, содержать которых без любви вряд ли возможно. Завели питомцев — помните о своей ответственности перед ними. Проходят предупредительные прививки против бешенства, сибирской язвы, бруцеллёза, пастереллеза, рожи, гриппа, своевременно обращайтесь и предоставляйте животных для осмотра и вакцинации. Серьезно относитесь к рекомендациям ветеринаров, ведь последствия безответственности могут отразиться на здоровье всей семьи.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *