СПАСИБО, МУЗЫКА, ТЕБЕ, СПАСИБО!

1 октября во всем мире отмечается Международный день музыки. Накануне этого замечательного праздника мы встретились с Эмилией Степниковой — человеком, отдавшим более полувека служению этому высокому искусству. Значительную часть этих долгих лет Эмилия Вацлавовна посвятила преподаванию в Детской музыкальной школе № 1, которая ныне носит имя ее учителя и первого директора школы — Якова Гуревича.

Человек, любящий своё дело, — счастливый человек. Человек, который смог осуществить свою самую заветную мечту, счастлив вдвойне. Именно это чудо когда-то и произошло с моей собеседницей.

Однажды на вечере школьной самодеятельности она услышала волшебные звуки рояля, которые произвели на нее незабываемое впечатление и пробудили далёкую мечту — поступить в музыкальную школу и научиться играть на фортепиано. Но мечте было суждено сбыться только через несколько лет, когда отец, знавший о сокровенном желании дочери, смог привезти из Ленинграда настоящий рояль дореволюционной фирмы «Дидерикс». Огромный инструмент занял большую часть комнаты в коммунальной квартире в Калининских домах, а девочка была буквально на седьмом небе от счастья и надеялась, что наконец-то начнутся занятия на фортепиано. Но, увы, к тому времени ей было уже почти 13, а в музыкальную школу, как выяснилось, принимали только до 9 лет… Казалось, всё напрасно. Помог Яков Иосифович Гуревич. Сначала он нашёл преподавателя — молодого специалиста, выпускницу Калининского музыкального училища Галину Смазнову, которая согласилась давать частные уроки. А потом, когда вскоре Галина Васильевна уехала, предложил заниматься у него лично. Это было невероятное везение, очередное чудо. Его уроки были такими, что Эмилия буквально не могла дождаться того момента, когда сможет сесть за рояль. Удивительно то, что профессионального музыкального образования у Гуревича не было (он закончил историко-филологический факультет МГУ), но в детстве брал частные фортепианные уроки. Однако это не мешало ему быть уникальным, талантливейшим педагогом, бесконечно любившим детей и музыку.

Именно под его руководством Эмилии удалось за два года освоить обширный репертуар. Она стала посещать музыкальную школу, общаться с преподавателями и учениками, участвовать в концертах и была безмерно увлечена музыкальными занятиями. Тем не менее, о дальнейшем обучении всё же не смела и думать: профессиональное образование казалось ей недосягаемым. Но Яков Иосифович проявил настойчивость, вместе с ученицей поехал в Калинин на приёмные экзамены, и очередное чудо свершилось; для Эмилии Дмитровской открылись-таки двери музыкального училища. Она попала в класс замечательного педагога Александра Львовича Бурштейна, а потом стала и студенткой консерватории, которую окончила с отличием. Так неожиданно музыка стала судьбой всей её жизни.

Эта удивительная история и стала поводом для нашей встречи с Эмилией Степниковой. Ведь в наши дни, в отличие от времени её далекого детства, музыкальное образование перестало быть уделом избранных и стало доступным практически каждому ребенку. В Ржеве успешно функционирует Детская музыкальная школа, две школы искусств с музыкальными отделениями, Дом детского творчества. В них работают опытные преподаватели, настоящие профессионалы своего дела. На пользу ли такая доступность? Что изменилось в самой системе музыкального образования, куда мы идём? Именно над этими вопросами мы и попросили поразмышлять Эмилию Вацлавовну:

— Талантливых, чувствующих музыку детей, безусловно, меньше не становится. Другое дело, что изменилась сама общественная атмосфера, мир вокруг нас. Как говорится — другие времена, другие песни. А новое время диктует и новые ценности. Да, раньше музыкальное образование считалось чуть ли не элитарным. Но, если говорить о роли музыки во всестороннем, гармоничном воспитании детей, то ее влияние трудно переоценить. Музыка помогает ребенку раскрыться, тоньше почувствовать окружающий мир, стать лучше и добрее, приобщиться к культуре в широком смысле слова, расширяет общий кругозор, дарит массу положительных эмоций, украшает нашу жизнь. И что еще очень важно — развивает мозг, совершенствует интеллект. Во время пения или в процессе игры на музыкальном инструменте у человека подключаются зрительные, слуховые, двигательные области головного мозга, активизируются и другие его функции.

Именно такой подход к музыке — достижение последних десятилетий. Раньше музыка рассматривалась в основном как источник эстетического наслаждения. А сейчас и зарубежные, и отечественные учёные всё чаще говорят о ее роли в развитии интеллектуальных способностей, памяти, внимания, моторики, скорости реакции, координации движений. Взять, например, работы Татьяны Черниговской — советского и российского учёного в области нейробиологии и психолингвистики, доктора биологических и филологических наук, профессора Санкт-Петербургского университета имени М.В. Ломоносова. В циклах её лекций, которые можно при желании послушать в интернете, как раз и показана связь музыкального образования с развитием мозга.

Еще одной важной стороной воспитания подрастающего человека является среда обитания. А Детская музыкальная школа — это особый мир, отличный от улицы. И попадая в такой мир, дети меняются буквально на глазах. Они невольно подтягиваются, стараются вести себя более интеллигентно.

Что же касается увлеченности занятиями, то и в прежние времена, считает Эмилия Вацлавовна, ученики к своим занятиям в музыкальной школе относились по-разному. Но тогда стать профессиональным музыкантом считалось большой честью. Возможно, это одна из причин, почему раньше дети относились к занятиям в музыкальной школе более серьезно, нежели сейчас:

— А сейчас важна мотивация. Именно её зачастую и не хватает. Не секрет, что престиж среднего и высшего (но не начального!) музыкального образования, к сожалению, упал. Как и образования в целом. Не всегда даже талантливые дети видят перспективу в музыкальном образовании. Причин здесь много, это тема отдельного разговора. Но не всё так печально. Хорошим стимулом для юных музыкантов являются, например, концерты, конкурсы. Я вижу, как нацеленность ученика на участие в них творит чудеса. А концертов и разнообразных конкурсов сейчас очень много. Есть и очень высокого уровня. В последнее время появились дистанционные конкурсы с использованием видеозаписей. Вообще, цифровые технологии, возможности интернета вносят много нового и полезного в развитие музыкального образования.

Что же касается нежелательных тенденций в существовании благороднейшей и красивейшей профессии музыканта, ее значимость и привлекательность на самом деле не изменились. По мнению Эмилии Вацлавовны, рано или поздно всё обязательно вернется на круги своя:

— Да, сейчас в мире подчас другие ориентиры, ценности, но музыка — она вечна. Это не просто вид искусства, музыка — одно из средств самовыражения человека, это душа человека, облечённая в музыкальные звуки. В моё послевоенное детство страна переживала необыкновенный духовный подъём, вызванный Великой Победой. Люди тянулись к радостям обычной мирной жизни: к знаниям, творчеству, искусству. Сейчас, наверное, человек больше нацелен на обеспечение своего материального положения, и это тоже можно понять. Но бывает досадно видеть, когда талантливый ребенок, способный многого достичь на музыкальном поприще, по решению семьи выбирает иную дорогу. Сейчас, правда, я отношусь к этому более спокойно и уверена — всё, что заложено в ребенке музыкальной школой, не пропадет даром. Приобретенные в процессе обучения качества обязательно помогут и в жизни, и в любой профессии. Да и музыка останется с человеком навсегда. А уж если Богом заложен неоспоримый талант, то рано или поздно человек вернётся в музыкальный мир, потому что просто не сможет без него жить.

Отношение самой Эмилии Вацлавовны к музыке, к её обожаемому инструменту и профессии педагога-музыканта не менялось никогда. Ведь музыка — её мир, в ней заключена её душа. Как поётся в песне: «Спасибо, музыка, тебе, спасибо!».

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *