Наталья Васильевна Иванова, преподаватель ДШИ № 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых: МИР ПРИНАДЛЕЖИТ ТОМУ, КТО ЕМУ РАД

— Наталья Васильевна, редакция газеты «Ржевские новости» от души поздравляет Вас с юбилеем! Будьте здоровы и счастливы! Всех благ Вам, творческих успехов и благодарных учеников.

— Спасибо.

— Расскажите о себе, о семье, в которой родились.

— Семья моя — самая обычная, мало отличалась от других семей, живущих по соседству. Родители — дети войны. Отец — Василий Иванович Иванов — человек думающий и работящий, выстроил свой трудовой путь от простого подмастерья до заместителя директора Ржевского мебельного комбината. Мама — Алевтина Семеновна Иванова — так же, как и отец, в молодости не смогла получить полного образования. Но всю жизнь училась, работала, много читала и многое умела. Нам со старшим братом повезло жить и воспитываться в семье, где любят и заботятся друг о друге.

В этом году мы поздравляли родителей с 60-летием совместной жизни.

Первые уроки дисциплины, уважения к старшим, трудолюбие — это все из семьи.

Нас всегда терпеливо выслушивали, не баловали, но внимательно относились к нашим желаниям.

— Для Вас музыка стала профессией. Но была ли альтернатива?

— Альтернатива была. Хотела стать юристом. Валентина Ивановна Шарова, директор средней школы № 4, где я училась 8 лет, до последнего уговаривала меня вернуться и продолжить обучение в 9-м классе. Но я связала свою жизнь с музыкой. Почему? Мне всегда казалось, что музыка, как воздух, она повсюду, только услышать и оценить ее может не каждый. Для меня преподаватель-музыкант — это посланник из духовного мира. Он является проводником в прекрасный мир образов и гармонии.

— Что значат для Вас годы учебы в музыкальной школе, музыкальном училище?

— В музыкальную школу, а в то время у нас в городе она была одна, меня, как и многих других мальчишек и девчонок, пригласил Яков Гуревич (педагог, просветитель, общественный деятель Ржева и Тверской области). И мой папа, не имея музыкального образования, учил со мной программу по классу скрипки (класс преподавателя Анны Ростоцкой). Для меня до сих пор загадка, как он безошибочно слышал неточности моей игры, иногда я их делала специально, чтобы проверить его. Детство было интересным, порой, конечно, хотелось все бросить, гулять со всеми во дворе, ничем не заниматься. Но каждый раз слышала от родителей, что дела надо доводить до конца. В результате, завершив обучение в музыкальной школе, я продолжила образование в Ржевском музыкальном училище, сознательно выбрав другой инструмент — гитару. Начиная осваивать курс игры с «нуля», вдруг осознала, что это моя профессия на всю жизнь. Старалась заниматься и впитывать знания, чтобы было чем поделиться с учениками. Годы, проведённые в музыкальном училище, раскрыли меня, показали, на что я способна, познакомили с новыми людьми, дали общение с прекрасными преподавателями-профессионалами. Училище я окончила с красным дипломом, получила распределение в Конаково. Но… поступила в Московский институт культуры на дирижерско-оркестровый факультет.

— Расскажите о первых годах работы в ДШИ № 3.

— Коллектив встретил меня дружелюбно, ведь со многими я уже была знакома. Помимо преподавательской работы, занималась активной концертной деятельностью в составе известного в Ржеве и Тверской области ансамбля «Веснянка» (руководитель Ольга Соколова). И это тоже большая школа жизни. Неважно, как ты себя чувствуешь, есть у тебя настроение, нет его — ты должен встать и идти выступать на сцене, доставлять людям радость, установить с ними точку соприкосновения, подарить минуты сопричастности к миру музыки. И сам от этого испытываешь счастье!

— Помимо основной работы в школе, Вы и сейчас активно ведете концертную деятельность, увлекательно рассказываете подрастающему поколению о знаменитых музыкантах. Как рождается сценарий такого мероприятия?

— Как сказал Пикассо, вдохновение должно застать вас за работой. Я уже не помню, когда написала сценарий первый раз, но это захватывающее действо. Почти на каждое слово приходятся минуты размышлений, сомнений. В какой-то момент вдруг понимаешь: то, что хотела сказать, приобрело четкий смысл и понятные гармоничные очертания. Но мало написать сценарий, надо воплотить его в жизнь. Каждое коллективное творческое дело требует определенной организации, это многоступенчатый процесс. И я рада, что у меня есть такая работа, которая окрыляет, не дает стоять на месте.

— Современные дети — какие они в Вашем представлении? Стала ли работа в школе сегодня сложнее?

— Дети — всегда дети! Во все времена. У меня много чудесных учеников! Я учу их, они учат меня. Горжусь ими! Они интереснее, смелее нас. Я всегда за то, чтобы не расплескать их открытость, чистоту, наивность. С опытом ты быстрее устанавливаешь контакт, знаешь, с какой стороны подойти к решению той или иной музыкальной задачи. Опыт — это не возраст, это то, что накапливается,  что прилипает и что отсеивается. Радуюсь, если вижу, что они любят свой инструмент. Для меня это главное.

— Работа в Ржевской епархии — еще одна важная страница Вашей жизни.

— Каждого из нас Господь ведет своей дорогой. В любой организации все зависит от главы. Епископа Ржевского и Торопецкого Адриана любят и почитают все работники. Всегда с заботой и вниманием относится владыка к своим сотрудникам. И это создает особенную атмосферу в коллективе. Я курирую вопросы культуры. И на этом поприще у меня много друзей и единомышленников, всегда готовых сотрудничать и помогать. Спасибо всем большое! Мне кажется, вместе у нас неплохо получается…

— Остается ли время на какие-то увлечения?

— У меня жизнь не делится на работу, дом, увлечения… Странно, наверное, но я увлечена всем! Мне нравится жить сегодня, здесь и сейчас! Решать рабочие задачи, учиться новому, делиться ощущениями, открывать для себя и людей нечто удивительное… Можно чуть-чуть увеличить сутки?

— Было бы здорово обогнать время. Но, увы, его всегда не хватает. Особенно в путешествиях. А Вы любите путешествовать?

— О да! Когда я начинаю восхищаться очередным прекрасным городом или страной, мои друзья говорят, что мне надо работать в рекламной туристической компании. Некоторые сразу планируют побывать в этих местах. В путешествиях у меня нет мелочей. Мне важно увидеть, какого цвета солнце при закате, как пахнут местный чай и приправы, улыбаются жители или грустят, что выращивают, какого темпа жизни придерживаются и так далее. Очень люблю Россию! Природа нашей страны такая разная, люди гостеприимные и «вкусностей» не счесть! Каждая поездка наполняет меня новой энергией. Но в запасе еще есть место для новых впечатлений и знаний…

— Кого из композиторов, поэтов, писателей Вы считаете великими? Какую книгу можете перечитывать несколько раз и каждый раз открывать для себя что-то новое?

— Трудная задача! Пожалуй, так: Альфред Шнитке. Слушать его музыку — это вовсе не значит приятно провести время. Вас ждет примерно тот же эффект духовной работы, внутренних переживаний и даже эмоциональных стрессов, что и при чтении, к примеру, Достоевского, книги которого я тоже люблю перечитывать и каждый раз нахожу в них что-то неожиданное, на что раньше не обращала внимание. Люблю творчество Анны Ахматовой. Читая ее стихи, можно только удивляться тому, насколько они кажутся современными и актуальными.

— Мудрое изречение, которое помогает в жизни в сложных ситуациях?

— «Мир принадлежит тому, кто ему рад». Это мой трофей из путешествия, надпись в индийском автобусе. Мир состоит из множества маленьких радостей. Успевайте их замечать!

Мы играем мелодию не для того, чтобы побыстрее до-браться до последней ноты. Радость доставляет сам процесс игры на инструменте. То же самое касается жизни.

Беседовала Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *