ПОЯСА НА ДОЩЕЧКАХ

Из глубины веков пришёл к нам ритуал плетения из нитей — ткачество. В любом музее вы можете увидеть старинный сарафан, тканый пояс и узорный придверный коврик. В углу стоит станок и, быть может, вам расскажут, как создается волшебство переплетения нитей. А может, и мастерица есть, которая покажет, как ткали бранный пояс и плели нательный. Увидите вы сволочок, бердо, уток… Вот и в нашем городе живет такая мастерица, которая показала воспитанникам клуба «Текстильщик» мастер-класс по плетению пояса на дощечках.

Зовут эту мастерицу Мария Мастрюкова; она давно увлекается реконструкцией быта и традиций Средневековья. Мария была членом ржевского военно-исторического клуба «Ратоборец» с 2006 года, а сегодня является участницей клуба исторической реконструкции «Время Александра Невского». Большая часть работы по воспроизведению исторических костюмов лежит на Марии, вручную она прошивает каждый стежок на платьях, головных уборах и аксессуарах, вышивает, плетет тесьму, пояса и многое другое. Благо, по словам мастерицы, количество свободного времени позволяет осваивать народные промыслы самостоятельно; в интернете сейчас можно много полезного найти.

Ткачество «на дощечках» — термин этнографический. В древности дощечки делали из дерева, кожи, рогов и даже металла.

Самые ранние из сохранившихся изделий этого вида ткачества относятся к культуре Древнего Египта. Деревянные дощечки применялись для ткачества поясов в различных областях России вплоть до начала XX века.

Для тканья использовались дощечки с двумя и четырьмя отверстиями, в которые заправлялись нити основы. При вращении дощечек осуществлялась замена верхних нитей основы нижними, в образованный зев прокидывался уток (поперечные нити ткани, переплетающиеся с продольными (основой)). Таким образом, нити основы соединялись между собой витым переплетением, а с нитями утка — вертикально-горизонтальным. Заправка дощечек нитями различных цветов и разное направление их вращения дают возможность создавать узоры диагоналями, полосами, буквами. Чем больше используется дощечек — тем шире и красивее получается тесьма или поясок.

Сегодня в данной технике ткачества можно использовать другие доступные материалы: в качестве дощечек — дерево, пластик и даже картон; разнообразие нитей в магазине дает возможность разгуляться фантазии и мастерству. Схемы для пояса можно нарисовать самим либо позаимствовать из интернета.

Волшебство преображения пряжи в привычную бытовую вещь поражает и завораживает. Даже сейчас современные дети, знакомые с высокими технологиями, как и, наверное, когда-то их далекие предки, с величайшим удивлением наблюдают, как из клубка в их руках появляется поясок. Но есть ещё один секрет в этом мастерстве — магия цвета. Смешение цветных ниток и возникновение узора захватывает воображение даже взрослого человека. Вот был клубок, и тут же побежала строчка, и виток, и ромбик, и спираль.

Каждый объект предметного мира, созданный руками, наряду с бытовой функцией приобретает символическое, даже сакральное значение. В старину, создавая ткань, мастерица ощущала себя сопричастной процессу творения мира, как бы повторяя действия Бога-Творца. Полотно представлялось отражением, образом Вселенной. Сам процесс изготовления ткани превращался в ритуал; орудия, применяемые для прядения и ткачества, становились ритуальными предметами, отдельные элементы ткани — нить и узел — наполнялись магическим смыслом.

У славян образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайн природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь».

Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества — с целью предначертания будущего новорожденному или же корректировки уже предопределенной судьбы.

Постепенно значение оберега переходит с нити на изделие. Обереговые ювелирные украшения (кольца, браслеты, ожерелья) первоначально изготавливались плетеными и витыми. Обереговые значения плетеного и бранного пояса, а также вышивки на рубахе известны издавна.

Все искусство находится в неразрывной связи с природой. Геометрический стиль также связан с природными явлениями. Элементы орнамента отражали языческие представления о мире и несли функцию заклинания, защиты и ограды. Мотивы орнамента, зашифрованные молитвы, заклинания определенным богам чаще всего связаны с аграрной магией. Круг и квадрат с крестом являлись символом солнца, крест обозначал также четыре стороны света, распространение чего-либо на четыре стороны света. Треугольник — символ семени. Квадрат с точкой в цент-ре — засеянное поле, колесо с шестью спицами — громовой знак. Плетеная коса — вода, текущая по земле. Ромб с крючками одними исследователями расшифровывается как символ солнца с лучами, другими — как мотив поля с растительными завитками, символизирующими высшую степень развития растения, цветущее поле или сад.

Сидишь, перекручиваешь дощечки, перекладываешь уток из стороны в сторону, наслаждаешься процессом,  время летит незаметно. А в душе — состояние покоя и гармонии — то, чего в современном мире остро не хватает.

Наши мастер-классы длились около двух часов, и результат у каждого — свой: кто-то уже закончил целый пояс из шерстяных нитей, а у кого-то родилась маленькая часть тесьмы из ириса. И все это благодаря взаимопомощи, ведь одному раскручивать запутанные нитки было очень сложно, и мастерица Мария каждому уделяла много внимания.

Валерия ВИНОГРАДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *