КУЛЬТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА

В условиях современного мира система образования претерпевает изменения в плане внедрения дистанционного формата и возможностей для саморазвития. Неотъемлемой частью обучения является использование новейших технологий, речь идёт не только о том, чему учить, но и как учить. Сейчас система образования уделяет большое внимание личностным, мотивационным и деятельностным компонентам. А сам по себе учебный труд и приобщение к культуре обучения становятся своего рода педагогическими феноменами, которые и лежат в основе такой новой области, как культура интеллектуального труда. От правильности организации учебного процесса напрямую зависит эффективность усвоения знаний учеником: как педагог заинтересует ученика, как преподаст материал, насколько хорошо учащиеся изучат предмет, будут ли искренне заинтересованы в получении углублённых знаний. Речь идёт не только о повышении квалификации и профессионального уровня педагогов, но и о перемене их взглядов на процесс обучения в целом.

В администрации Ржева 9 декабря глава города Роман Крылов совместно с  заместителем по социальным вопросам Еленой Ямщиковой и руководителем отдела образования Ириной Иноземцевой провёл встречу с доктором педагогических наук, профессором, директором Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета Игорем Лельчицким, доктором физико-математических наук, профессором Андреем Белоцерковским, в настоящее время являющимся депутатом Законодательного собрания Тверской области, и директором ООО «Лаборатория Сильченко» Аленом Сильченко. В рамках рабочего совещания обсуждались вопросы развития городской системы образования, социальных технологий и разработка карты системы образования с использованием методов цифровой диагностики.

Ален Сильченко — победитель Всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия» в номинации «Моя педагогическая инициатива». В финале конкурса им был представлен проект цифровой педагогической платформы Allis.School. Ключевая идея платформы — взаимодействие учителя и ученика в online-формате. В систему внедрен модуль цифрового ассистента для обучающегося и аналитический модуль для учителя, который позволяет выявить результаты обучения школьника, большое внимание уделено и организации учебного процесса с учётом лучших педагогических методик, как классических, так и современных. В совокупности работа платформы формирует уникальную рабочую исследовательскую модель. Новая цифровая платформа уже готова к масштабной реализации не только на территории Тверской области, но и в других субъектах России, а пилотной площадкой был выбран Ржев.

— Один из, наверное, ключевых сегодня компонентов цифровой образовательной среды — это, конечно, разработка таких профилей, которые не только будут отображать педагогический стаж, категории, но и помогут сформировать карту некоего педагогического мастерства наших учителей, — говорит Ален Сильченко. — Наши основные партнёры — Российская Академия Образования, Институт педагогического образования. Платформа Allis.School сегодня экспериментально функционирует в Академической гимназии Тверского госуниверситета. Разрабатывается несколько направлений повышения квалификации. Сформирован и определённый цифровой профиль.

Цифровой профиль необходим в первую очередь для управления системой образования, для директоров образовательных организаций, руководителя отдела образования и, конечно, для самих педагогов. Создание карты системы образования позволит определять не только уровень квалификации и подготовки, но и перспективы развития педагогического мастерства. Но за такими понятиями, как цифровой профиль и современные технологии, конечно, стоят люди. Поэтому в ближайшее время за-планировано проведение online-конференции с педагогами школ города, где им, как непосредственным участникам процесса, будет дана подробная информация о проекте. Важно отметить, что реализация такой инициативы на территории города направлена отнюдь не на организацию управленческого контроля: главной целью является развитие культуры образования, самообразования, повышение квалификации, изучение современных методик интеллектуального труда. Культура педагога проявляется в эрудиции во многих областях знаний, познании нового, передаче этих знаний нашим детям. Как бы странно это ни звучало, но учителю тоже необходимо учиться на протяжении всей жизни. Ведь сейчас доступ к знаниям открыт для каждого, развитие и распространение интернета, проведение online-семинаров и видеоконференций, уроков сделали своё дело, на любой вопрос человек может найти ответ как минимум в Википедии, а если захочет изучить тему подробнее — для этого существуют иные специализированные ресурсы. И если раньше, чтобы получить доступ к той или иной научной литературе, нам приходилось идти в библиотеку, то сейчас вопрос решается в течение 5 минут посредством скачивания нужного файла в интернете. Ещё несколько лет назад человек, обладающий энциклопедическими знаниями, имеющий представление о картине мира, был для нас эталоном образованности и интеллектуальности. Сейчас же многие просто не считают необходимым держать какие-то знания в голове, ведь есть интернет и поисковые системы, готовые дать подсказку на любую тему в любое удобное для пользователя время. И в этом богатом информационном пространстве педагогу важно научить ребёнка правильно пользоваться информацией, уметь её структурировать и применять.

Создание карты педагогического мастерства на базе платформы Allis.School позволит понять, как организовать воспитательный процесс в современных условиях. Есть дети, которые не хотят учиться. Как бы ни казалось странным, но это не педагогическая проблема. Педагогическая проблема звучит следующим образом: «я не знаю, как заинтересовать такого ребёнка».

— Когда понимаешь проблему правильно, то сразу становится понятным, как её разрешать. Чтобы быть современным учителем, а в этом заинтересованы многие педагоги, нужны современные технологии и инструменты. Существует и вопрос дебюрократизации системы образования. Кроме прочего, разработанная впоследствии диагностическая карта позволит снять нагрузку с учителя, завуча, директора, потому что информация об учебном процессе и его результате будет структурирована. Одна из идей этого проекта — минимизировать ту ненужную, непедагогическую нагрузку, но при этом позволить им оперативно владеть информацией, — отмечает директор Института педагогического образования и социальных технологий Игорь Лельчицкий.

Мы часто говорим о системе образования, анализируя её только с точки зрения успехов учащихся, при этом забывая о педагогах. Сейчас культура интеллектуального труда — обязательная составляющая мастерства учителя. Профессиональная культура — это сфера творческого приложения и проявление профессиональных способностей преподавателя. В своей профессиональной деятельности преподаватель творит себя, реализуется в профессиональной деятельности. И развитие преподавательского мастерства, конечно, самым положительным образом сказывается на уровне заинтересованности учеников, на качестве получаемых ими знаний.

— Платформа Allis.School и создание карты педагогического мастерства на основе опыта ржевских педагогов — уникальная для нашего города возможность, — отмечает Роман Крылов. — Наша задача — заинтересовать учителей, объяснить им важность подобных современных методик, позволить раскрыть свой профессиональный и творческий потенциал.

Одной из целей Allis.School является сохранение педагогического наследия в цифре. Реализация такого проекта позволит ржевским педагогам под другим углом взглянуть на свою деятельность, реализовать себя, сделать процесс обучения интересным, когда на первый план выходит мотивация и заинтересованность каждого учащегося. Формирование нового взгляда на современную теорию обучения — это наше настоящее, то, без чего невозможно развивать систему образования.

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *