АЗЫ ИНЖЕНЕРНЫХ НАУК

Вот уже несколько лет в городе Ржеве существует Школа инженерных наук, в которой занимаются и самые юные ржевитяне, и ребята постарше. «Бином» — это площадка дополнительного образования для детей и взрослых, где все желающие могут приобщиться к техническому творчеству, программированию, подготовиться к экзаменам.

Изучая основы механики и программирования, дети познают не только теорию, но и современные тенденции робототехники. В основном занятия проходят в игровой форме, что помогает самым маленьким программистам лучше усвоить знания. А вот у школьников старших классов всё по-взрослому: с ними занимаются подготовкой к олимпиадам, в том числе и к олимпиадному программированию.

Талантливых ржевитян в городе много, и им есть на кого равняться. На мои вопросы об информационных технологиях, программировании и конструировании ответил руководитель школы «Бином» Александр Клиндюк.

— Александр, как давно и почему появилась идея основать в Ржеве такой кружок по интересам, который позже перерос в школу инженерных наук?

— Я преподаю информатику в 1-й школе, несколько лет назад увлекся робототехникой. Сначала мы проводили внеклассные занятия с такими же интересующимися ребятами. Кроме работотехники, изучали и программирование на языке С. Были ребята, которые переросли преподаваемый в школе язык Pascal, и им хотелось освоить новые горизонты. Так мы стали заниматься программированием на С. Позже пришло понимание, что проявляют интерес к таким занятиям многие, и у нас получится набрать несколько групп, а значит, и организовать свою школу. Существует наш «Бином» с августа 2018 года.

— А что насчёт информатики в рамках школьной программы?

— Преподаю до сих пор. Обычно информатику согласно федеральной программе преподают в школе с 7 класса, но можно и с 5-6. На самом деле — чем раньше, тем лучше. Сначала детей учат пользоваться компьютером, конечно, не только играть, что многие и так умеют. Позже уже речь идёт о более углублённом изучении математических основ информатики, логики, программирования.

— Многие ребята сейчас проявляют интерес к этой науке?

— Многие. В нашей школе дети могут заниматься с 3-4-летнего возраста. Мы играем с ними в конструирование. Дети думают, что это игра, а на самом деле мы их учим, работаем по образовательной программе. В школе «Бином» малыши начинают изучать цвета, формы, элементарные закономерности, а становясь постарше, уже проводят эксперименты, изучают механизмы, например, зубчатые передачи. А уже после мы знакомим их с робототехникой. Робототехника — это механика плюс программирование. Робототехника — это здорово, она помогает наглядно и однозначно ответить на вопрос: а зачем же изучать программирование? Возможно, кому-то школьное программирование может показаться скучным и трудным, потому что без углублённого изучения сложно понять, как оно применяется. Дети изучают основы программирования от Lego, эта среда программирования визуальна, а сами конструкторы хорошо знакомы каждому ребёнку. Таким образом, используя набор основных команд, мы запускаем в движение механизм «робота» и сразу видим результат применения полученных на занятиях знаний.

Сейчас образовательный конструктор Lego Education не трудно найти и приобрести, но, конечно, с ребёнком должен заниматься взрослый, который сможет пояснить азы работы механизмов и программирования. Программные блоки позволяют управлять мотором, увеличить или уменьшить скорость мотора, задать время работы. На первых порах, конечно, дети пользуются инструкцией, но я их сразу предупреждаю, что рано или поздно инструкция закончится, и если к этому времени вы ничему не научитесь, то на следующей ступеньке окажетесь практически беспомощными, и вам будет уже не так интересно. А ведь детям всегда любопытно узнавать новое!

— А дети из старших классов могут подготовиться здесь к олимпиадам и успешной сдаче ЕГЭ?

— Ребята из профильных классов с углублённым изучением информатики показывают хорошие результаты, многие из них занимаются и в школе «Бином». Выпускники показывают результаты свыше 80 баллов, поступают в вузы.

— Вы перешли и в формат онлайн-обучения?

— Да, здесь даже обустроена небольшая студия. И в связи с пандемией, и потому что с октября я преподаю в одной из российских онлайн-школ, этому формату обучения стал уделять больше внимания. Онлайн-школа, в которой преподаю, обучает в основном тех детей, кто по каким-либо причинам оторван от учебного процесса, например, это юные спортсмены, которые часто выезжают на сборы, и традиционный формат обучения им не совсем подходит. Кроме того, в планах создать и что-то наподобие социального проекта, где я смогу помогать в углублённом изучении информатики и программирования одарённым детям, чьи родители в силу тех или иных обстоятельств не могут себе позволить занятия у репетитора. Талантливых детей на самом деле много. И многие стремятся участвовать в олимпиадах. Другое дело, что часто олимпиадные задания выходят за пределы школьной программы. Одна из моих задач — подготовить детей именно к заданиям такого уровня. Хочется отметить, что чем раньше ребёнок заинтересуется информатикой, программированием, тем в дальнейшем ему будет проще. Программирование могу сравнить с фигурным катанием. Если ты не встаёшь на коньки лет с 3-4-х, то к 15-ти у тебя мало шансов стать олимпийским чемпионом.

— В чём ещё Вы хотели бы развиваться, какие новые направления можно ожидать в «Биноме».

— Очень хочу освоить 3D-моделирование. Но, к сожалению, это достаточно затратно. Хороший, профессиональный 3D-принтер стоит дорого. Но всё осязаемое детям крайне интересно. В своё время мы преподавали курс, где ребята сами учились паять, всё это тоже было частью занятий при работе с механизмами. Если будет интерес, возможно, такие занятия возобновятся. Сейчас у нас закуплено несколько наборов, планшетов, с этим могут работать несколько групп подряд, оборудование тоже не из дешевых, сначала оно себя окупает около двух лет, и только потом начинает приносить прибыль. Но важно, конечно, что и сами дети очень аккуратно и бережно относятся к тому, что создают. Эти знания наверняка пригодятся им в будущем. Радует это и родителей, когда ребята узнают в жизни изучаемые на наших курсах механизмы, например, под капотом папиной машины.

А теперь вкратце о том, какие же именно курсы для какого возраста подходят лучше.

Для малышей подойдёт курс «Мир вокруг нас». В игровой форме дети изучают цифры, геометрические фигуры, учатся считать, закрепляют названия цветов. Малыши осваивают пространственные понятия и учатся сравнению. На каждом занятии ребёнка ждут и развивающие игры, и подвижные. Скучно малышу не будет! Курс поможет развить мелкую моторику, внимание, память, речь, усидчивость, творческое мышление, навыки конструирования и общения со сверстниками.

С помощью курса «Первые открытия» дети 4-5 лет изучат основные принципы механического взаимодействия. Смогут на личном опыте познакомиться с работой зубчатых колес, узнать о движении и измерениях, научатся прогнозировать и наблюдать. Курс создан специально для дошкольников и позволяет детям познакомиться с такими понятиями, как причинно-следственные связи и прогнозирование, поучаствовать в совместных ролевых играх и решить различные задачи. Развиваются логика, внимание, память, мышление, моторика, ловкость, способность к обобщению, выражению своих мыслей, коммуникативные навыки.

На курсе «Юные инженеры» дети изучают шестерни, колеса, оси, рычаги и блоки, проектируют и конструируют модели, проводят их испытания, учатся принимать решения в соответствии с поставленной задачей, выбирать подходящие материалы, оценивать полученные результаты, пользоваться чертежами в инструкциях для построения моделей. А также приобретают навык слаженной работы в команде, осваивают различные способы измерения расстояния, времени, массы и чтение показаний измерительных приборов. Учатся производить расчеты, строить графики и принимать решения.

На любой интерес и возраст в «Биноме» найдутся занятия. Поэтому если ваш ребёнок не интересуется танцами и музыкой, лепкой и рисованием, то вам стоит предложить ему занятия в «Биноме». Ведь вполне вероятно, что в вашей семье растёт будущий выдающийся программист или инженер, чьи таланты нужно помочь раскрыть.

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *