ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Из истории Ржевской музыкальной школы

Детская музыкальная школа появилась в Ржеве в 1950 году и в 2020-2021 учебном году отмечает свое 70-летие.

Инициатором и организатором ее открытия был первый директор — Яков Гуревич, замечательный энтузиаст музыкального воспитания юношества, известный в Ржеве и Тверской области педагог и общественный деятель, Почётный гражданин Ржева. В 2014 году по инициативе нынешнего директора школы Марины Дулевой и коллектива преподавателей Детской музыкальной школе № 1 было присвоено имя ее основателя Якова Гуревича, и 30 сентября 2014 года на здании была торжественно открыта мемориальная доска в его честь.

Об истории музыкальной школы и ее первых педагогах рассказывает Эмилия Степникова, преподаватель Ржевской ДМШ № 1 им. Я.И. Гуревича, Почетный работник культуры Тверской области и лауреат премии губернатора Тверской области «Лучший учитель года» в номинации «Культура».

— Рождение музыкальной школы было закономерным. Послевоенный Ржев, почти стертый с лица земли, был еще в руинах, но, несмотря на суровые реалии жизни, люди тянулись к прекрасному — к созиданию, творчеству, искусству. В то время своеобразными центрами культурной жизни стали общеобразовательные школы. В них были открыты разнообразные самодеятельные кружки, развивавшие таланты школьников и педагогов. Сейчас в это трудно поверить, но в школах ставились даже оперные спектакли — вершина самодеятельного музыкально-театрального творчества. Cредняя школа № 1 имени А.С. Пушкина в 1950-1951 годах поставила сцены из оперы «Иван Сусанин». В постановке участвовали старшеклассники (Эдуард Левин, Галина Волоскова, Альберт Попков, Инна Наумова и другие) и преподаватели. Музыкальные номера готовила учитель музыки Надежда Румянцева (Голова). Оркестром народных инструментов, который состоял из учеников школы и сопровождал эти номера, руководил ее супруг Василий Румянцев. Танцевальные номера готовила Варвара Вишнякова, преподаватель математики. Чтобы хореографическая часть постановки была на достойном уровне, Варвара Васильевна специально ездила в Москву, в Центральную библиотеку имени В.И. Ленина, за нужными материалами. А всей постановкой в целом руководил молодой директор Пушкинской школы Яков Гуревич. Спектакль открыл много дарований, но самое главное — стал импульсом для рождения музыкальной школы. Сначала это были просто музыкальные классы, размещавшиеся в помещении Пушкинской школы.

В 1953 году школа получила собственное здание на улице Коммуны (ныне Большая Спасская, д. 9), и Яков Иосифович становится ее директором. Очень скоро музыкальная школа широко развернула свою деятельность: она не только успешно выполняла свои основные учебные задачи, но и стала центром музыкального просветительства. Например, здесь были организованы курсы сельских баянистов, готовившие музыкальных работников для клубов и домов культуры. Преподавал в них первое время Борис Бабошин, затем, после окончания Калининского музыкального училища, его сменили первые выпускники ДМШ Владислав Гладышев и Виктор Игнатьев. Выпускницы курсов, бывшие доярки Роза Сайфутдинова и Прасковья Петрова впоследствии окончили дирижерско-хоровое отделение Калининского (ныне Тверского) музыкального училища, а Прасковья Петрова даже была назначена первым директором Весьегонской музыкальной школы и много лет успешно справлялась со своей должностью.

При гарнизонном Доме офицеров вскоре был открыт филиал музыкальной школы, а при самой школе — вечернее отделение, на базе которого в 1963 году появилась музыкально-хоровая студия, помогавшая талантливым взрослым людям реализовывать свои способности в вокально-хоровом искусстве. В это же время при музыкальной школе начал действовать Университет музыкальной культуры, пропагандировавший музыкальное искусство. В типографии печатались пригласительные билеты и абонементы на циклы лекций-концертов, которые проводились силами учащихся и преподавателей. Тематика этих циклов была весьма обширной — от памятных дат, касающихся выдающихся деятелей мировой культуры, до серьезных музыкальных сочинений — например, «Симфонии Шостаковича». При этом зал школы, как правило, был переполнен и едва вмещал слушателей. На отчетные концерты музыкальной школы, проходившие в Летнем драмтеатре, тоже было возможно попасть только по пригласительным билетам, мест на всех желающих не хватало.

А.З. Ростоцкая, Я.И. Гуревич, Н.С. Румянцева, И.А. Курков с учащимися

В итоге под руководством Я. Гуревича очень скоро школа заняла видное положение в области. Еще в 1957 году был объявлен конкурс среди музыкальных школ области, проходивший в зале Калининской (ныне Тверской) областной филармонии, и Ржев занял первое место. В 1970 году в честь 100-летия со дня рождения Ленина тоже был объявлен областной конкурс, проходивший в зале Калининского музыкального училища, на котором Ржевская музыкальная школа опять заняла первое место.

Еще один важнейший показатель работы школы — ее выпускники. В то время многие учащиеся стремились продолжить музыкальное образование на профессиональной основе. Среди выпускников музыкальной школы было немало талантливых учеников, впоследствии ставших прекрасными профессионалами: преподавателями, артистами, оркестрантами… В самом Ржеве и сейчас почти все музыканты были когда-то учениками Ржевской музыкальной школы.

Посвятив жизнь воспитанию и образованию поколения молодых ржевитян, Яков Иосифович умел тщательно подбирать и находить высокопрофессиональные кадры единомышленников, беззаветно преданных своему делу, которые воплощали в жизнь его идеи, казавшиеся иногда совершенно невыполнимыми. Именно об этих людях и пойдет речь.

У САМЫХ ИСТОКОВ

Самым первым преподавателем класса фортепиано в школе стала Надежда Румянцева (Голова) — выпускница Ржевской «Школы свободного художника Н.Л. Грешищевой», великолепный педагог и аккомпаниатор. Надежда Семеновна — активная участница оперных постановок в железнодорожной школе № 52 (ныне городской № 12) и школе имени А.С. Пушкина. «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Майская ночь» и «Снегурочка» Римского-Корсакова — в них она отвечала за музыкальную часть. Кроме того, Н. Румянцева работала аккомпаниатором в городских клубах и учителем музыки в общеобразовательных школах. Мастер своего дела, Надежда Семеновна пользовалась всеобщей любовью и профессиональным авторитетом. У нее начинали учиться Елена Гуревич — дочь Я. Гуревича, Юрий Крючков — ныне профессор Костромского государственного университета, заслуженный работник культуры РФ, Марина Лашкова — внучка П. Павлова, имя которого теперь носит хор ветеранов клуба железнодорожников, Эмилия Анисимова (Крючкова) — заслуженный работник культуры РФ, много лет заведовавшая фортепианным отделением Костромской музыкальной школы, и другие.

По происхождению Н. Румянцева принадлежала к известному роду Куницыных (это ее девичья фамилия). Один из ее предков — Александр Куницын — видный русский просветитель, прекрасный педагог, преподававший в Царскосельском лицее. Именно ему Пушкин посвятил в стихотворении «19 октября» такие строчки:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада вожжена.

Одновременно с Надеждой Семеновной в 1951 году в Ржевской музыкальной школе появился Иван Курков — самый первый преподаватель класса баяна, бывший фронтовик. Несмотря на инвалидность, которую он получил на войне, Иван Арсентьевич сумел окончить Калининское музыкальное училище и был направлен на работу в только что открывшуюся Ржевскую музыкальную школу. У него учились известные в будущем ржевские преподаватели-баянисты Владислав Гладышев, Виктор Игнатьев, которые были упомянуты ранее, а также Олег Гончуков, ставший впоследствии директором Калининского музыкального училища, Почетным работником среднего профессионального образования, и Вячеслав Кутузов, который несколько лет был директором Ржевского музыкального училища, а затем 22 года — директором Ржевской ДМШ № 1.

Подготовила Елена СООЛЯТТЭ

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *