РЕХИМ ИТЕГЕЗ, ИЛИ ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАЗАНЬ

Продолжение. Начало в № 7

СКАЗКИ КАЗАНИ

Знакомство с Казанью было ограничено тремя днями, а желание побывать в разных ее уголках велико, и поэтому на планирование маршрута, чтобы охватить как можно больше знаковых мест, уходило довольно много времени. Я поехала к одной из главных достопримечательностей Татарстана — мечети Кул-Шариф.

Приложение Яндекс-карты на телефоне позволило без проблем доехать до мечети на автобусе. Кул-Шариф в ночных огнях — завораживающее зрелище, манящая восточная сказка, но и днем мечеть не менее притягательна. Вход на территорию Казанского Кремля, где она и находится, бесплатный. Экскурсию покупать не стала, вместо этого присоединялась то к одной, то к другой организованной компании с экскурсоводом и бессовестно подслушивала исторические факты. Своим названием мечеть обязана главе казанского духовенства — имаму сеиду Кул Шарифу, который якобы был потомком самого пророка Мухаммеда. Историческое здание разрушено в 1552 году во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. В новом облике оно открыто к тысячелетию Казани в 2005 году.

У мечети — выполненное в общем стиле и прозванное в народе «тюбетейкой» невысокое здание: пожарная часть, она входит в комплекс Кул-Шариф.

На входе в мечеть — информационный стенд на трех языках: татарском, русском и английском. В дополнение к уже устоявшимся требованиям есть и не так давно появившееся: «Наличие перчаток и маски, для молящихся молитвенного коврика обязательно!» (пунктуация сохранена). В гостевом холле за стеклом мужской голос читает Коран. Оттуда проходим в мужской молельный зал; убранство впечатляет: разноцветные витражи, белоснежные колонны, узорчатые перегородки, ковры ручной работы и почти двухтонная люстра из чешского хрусталя.

Вместимость всего здания — 1,5 тысячи человек (площадь перед мечетью может вместить 10 тысяч молящихся). Разноцветный рисунок на асфальте не только для красоты — зелеными квадратами обозначены места для молящихся.

Красиво, величественно и… холодно, потому надо идти дальше.

Приятно пройти несколько шагов по морозцу и скрипучему снегу до еще одного архитектурного символа города — 58-метровой падающей башни Сююмбике. Примечательно, что до наших дней дозорный объект 1777 года постройки сохранился в своем первозданном виде. Падающей она стала сразу после строительства. Говорят, причина в фундаменте: то ли он не был рассчитан на вес сооружения, то ли был неглубоким. Динамику «падения» проверяют с помощью лазера. Сейчас отклонение шпиля от вертикали составляет почти два метра. Как это зачастую бывает, название известных мест овеяно легендами, есть они и у башни, и каждая из них с любовной подоплекой. Например, что правительница Казанского ханства Сююмбике приглянулась Ивану Грозному, и царь решил на ней жениться. Красавица согласилась, но лишь для вида. В свадебную ночь она поднялась на башню, чтобы проститься с народом, и сбросилась вниз. Или еще одна: строение воздвигнуто по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.

И, конечно, у башни есть особая сила, помогающая в любви. Чтобы в амурных делах сопутствовала удача, нужно прислониться спиной к ее стене. Я, памятуя, что лучшее — враг хорошего, осталась при желаниях, загаданных у нулевого километра, Казанского кота и в карете Екатерины II.

И снова я на улице Баумана. По обеим сторонам местного Арбата в основном кафе и сувенирные магазинчики на разный кошелек. А вот вывеска, которая привлекла мое внимание куда больше всего прочего: «Антиалкогольный музей «Самогон». Как позиционируют его устроители — единственный музей самодельного алкоголя в России, открытый в третьей столице, где основная религия ислам, а она категорически запрещает употребление всякого рода «дурманящих сознание веществ». Ну как возможно пройти мимо?! Судя по слову-приставке «антиалкогольный», музей не пропагандирует употребление алкоголя, а лишь осведомляет посетителей, рассказывая о возникновении, развитии культуры пития, а также создании самогонных напитков. Несмотря на то, что ничего не дегустировала, на улицу вышла довольная (достаточно было увидеть разного объема колбочки, баночки, бутылочки, стопочки, стаканчики…).

Прохожу мимо Богоявленской церкви и памятника Федору Шаляпину. Что связывает известного оперного певца и Казань? Он здесь родился. Замечаю, как к ноге Шаляпина тянется рука девушки… Еще одно место, где можно загадать желание, предполагаю я. Так и есть: памятник — исполнитель желаний для людей творческих. «Чтобы загаданное произошло, надо подержаться за левый ботинок Шаляпина, — поясняет девушка своей подруге. — Правда, провести ритуал нужно сразу после захода солнца, но я верю, что и днем сойдет!».

Яндекс-карты ведут к Национальному музею республики Татарстан — он поблизости. Классический исторический музей от древних времён до настоящего времени. Возможно, мне не хватило экскурсовода, или впечатлений уже было с избытком, все залы обошла довольно быстро и, признаться, без особых эмоций. Разве что задержалась у той самой кареты Екатерины II. Когда уже подходила к гардеробу, администратор любезно предложила посетить экскурсию «Новогодняя сказка. История алкогольных напитков»…

— В мероприятие входит дегустация. Не пожалеете, будет интересно, — улыбалась сотрудница. Я сдалась (второй раз в день предлагают дегустацию — вряд ли случайность). Чтобы повествование об экскурсии не признали пропагандой, скажу лишь, что она была не только познавательной, но и веселой. И несмотря на закрытие, уходить из музея наша компания не спешила.

По пути к автобусной остановке задержалась у скульптуры «Доверие». Обычная уличная скульптура без указателей и какой-то привязки к местности. Глядя на запечатленный в бронзе момент обычной игры ребятишек и собачки, невольно улыбаешься и тянешься за фотоаппаратом. Подошла пара: мужчина снял свою шапку и надел на голову девочке. А женщина подарила свой шарф мальчику.

Ольга ЖДАНОВА

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *