ПОЕЗД ПОБЕДЫ

Знаменитый поезд прибыл к нам в город 23 февраля. Посетить его можно было, пройдя регистрацию на официальном сайте проекта. Желающих оказалось гораздо больше, чем предоставленных слотов для регистрации, но это было обусловлено максимально возможной пропускной способностью экспозиции (500-600 человек в день). И всё же «Поезд Победы» за три дня на станции «Ржев-Балтийский» смогли посетить не только ржевитяне, но и гости из Зубцова, Старицы, Удомли и других уголков Верхневолжья. К слову, именно в нашем городе знаменитую выставку посетил 50-тысячный гость. Организаторы проекта поздравили юбилейного посетителя подарками с символикой «Поезда Победы».

«Поезд Победы» сложно назвать выставкой или экспозицией… В каждом вагоне поезда-музея — уникальная история, в которой переплетены драматические события военных лет, исторические факты, судьбы и воспоминания людей. Очутившись в первом вагоне, вы сразу переноситесь в далёкие 40-е годы. Надо пояснить: в Поезде нет экскурсоводов, вам выдают наушники с аудиогидом. И примерно на 30 минут вы просто выпадаете из реального мира, оставаясь наедине с Лидой — машинистом поезда. Именно её голос звучит в наушниках. Она рассказывает свою историю жизни, ход которой изменила война. Именно так, через историю одной семьи, прошедшей войну, мы гораздо лучше можем прочувствовать всю боль, потери, ужас того времени. Здесь нет того, о чём пишут в учебниках, здесь гость Поезда сталкивается с личным, знакомым, близким…

Лида родилась в Тамбове в 1922 году, всегда хотела быть машинистом паровоза, как папа. Как её ни отговаривали родные и близкие, но свою жизнь Лида неразрывно связала с железной дорогой. В свой первый рейс отправилась она весной 1941 года и именно на железной дороге, в кабине машиниста, Лидочку застала война…

Лида рассказывает о мирном времени. Здесь, в вагоне, гости видят весёлых, жизнерадостных людей. Кто-то уезжает из города в деревню на летнее время, кто-то едет на рыбалку, кто-то — подышать свежим воздухом. За окном пробегают летние поля, стоит июньская жара. Вот мама заплетает дочке косички, с ними о чём-то весело болтает дедушка, рядом женщина дует на ранку на коленке, и ничего не предвещает беды…

Но всё это исчезает в то самое раннее утро 22 июня 1941 года. В следующем вагоне у пассажиров вместо удочек уже винтовки. И совсем нет ощущения, что вокруг — восковые фигуры, наоборот, кажется, что окружают нас настоящие люди. Как будто сам едешь в этом вагоне на фронт, как будто вот-вот кто-то одёрнет тебя за рукав или хлопнет по плечу, спросив, откуда ты. На лицах молодых людей, отправляющихся на фронт, — тревога. Впереди — неизвестность, холод надвигающейся беды. В руках у многих солдатские медальоны.

«Помню, как курсантам-первогодкам выдавали солдатские медальоны, маленькие такие пенальчики с бланком внутри. Политрук объяснял, как его заполнять: фамилия, имя, звание, адрес семьи. Это чтобы, если убьют, знали, куда похоронку слать. Горько мне было смотреть на это, слёзы душили, — делится воспоминаниями машинист Лидочка. — Так случилось, что защищать столицу оказалось некому и нечем. Вот тогда и поднялась на защиту Москвы та самая публика из солнечных довоенных вагонов».

Если присмотреться, то можно узнать среди пассажиров интеллигентного музыканта из консерватории, в очках с тонкой оправой. Ещё вчера он держал в руках скрипку, а сегодня — неумело держит винтовку. Он едет в вагоне до конечной станции, а оттуда — прямиком на фронт.

В следующей части состава ост-ро ощущается контраст между мирным, спокойным временем, о котором нам рассказывала Лида буквально несколько минут назад, и теми ужасами войны, настигшими нашу страну. Девушка делится со слушателями воспоминаниями своего брата, а перед глазами мы видим те самые окопы на Бородинском поле, которое уже становилось местом кровопролитных сражений. Отсюда её брат во время Великой Отечественной войны и прислал письмо… «Горит земля, горит металл, горят люди. Не ждите. Живым отсюда не вернуться». Больше Коля, так звали брата, писем не присылал. Пропал без вести осенью 41-го…

Следующий вагон. Товарный, он совсем не был предназначен для перевозки людей. В годы войны в таких вагонах немцы перевозили наших военнопленных. Даже неодушевлённые фигуры с точностью передают весь тот ужас, царивший в то время: слабые, худые, бледные, изнеможденные люди, без сил. По обе стороны вагона. Совсем рядом. Как будто вот-вот кто-то попросит шепотом глоток воды. Страшно. Немногие выживали в концлагерях. Как рассказывает посетителям Лидочка, отец её, когда район был оккупирован, ушёл в партизаны, попал в плен. Говорить об этом он не любил. Видимо, такое невыносимо было даже помнить.

А осенью 42-го чуть не погибла и сама Лида; поезд попал под обстрел и она была тяжело ранена. После лечения Лиду перевели в санитарный поезд, они тогда курсировали по всей стране. В вагоне одного из таких поездов гости и оказываются. Кругом — раненые, которых забрали из прифронтовой полосы и везут в госпиталь. Вот по одну сторону идёт подготовка к сложнейшей операции, разложены хирургические инструменты, времени ждать нет. Чтобы спасти жизнь — действовать врачам нужно здесь и сейчас. А рядом лежат искалеченные войной солдаты, кто-то уже идёт на поправку и совсем скоро вновь отправится на фронт…

Страна наша выстояла в той войне благодаря героизму и мужеству наших солдат, тружеников тыла, но неоценимый вклад в Победу внесла и советская наука. Об этом посетителям напоминает экспозиция следующей части поезда. Под руководством физиков А. Александрова и И. Курчатова были проведены работы по обеспечению защиты военных кораблей от магнитных мин. Исследования математика М. Келдыша существенно улучшили лётные характеристики боевых самолетов. Конструкторскими бюро С. Ильюшина, А. Яковлева, А. Туполева, С. Лавочкина и других были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации. А Зинаида Ермольева, советский микробиолог и эпидемиолог, является создательницей антибиотиков в СССР. Благодаря её открытиям гораздо меньше солдат стали погибать в госпиталях и санпоездах от гангрены.

В следующих вагонах гости экспозиции «Поезд Победы» видят блокаду Ленинграда, слышат воспоминания о тех тяжёлых днях, рассказы о Дороге жизни, которую также называли и Дорогой смерти… Побывать можно и в штабном вагоне, а потом оказаться в вагоне бронепоезда. Одним из самых известных стал бронепоезд «Илья Муромец», построенный на средства железнодорожников Муромского узла в подарок Красной Армии. Бронепоезд практически дошел до Берлина. Ему оставалось всего 50 километров до города, но мост через Одер оказался разрушен. В этой тематической зоне посетитель может не только оказаться внутри бронированного поезда, но и увидеть подбитый немецкий бронепоезд, а также стать свидетелем воздушного боя.

И вот долгожданная Победа! Это сидячий вагон, повторяющий интерьер второго вагона поезда. Весна 1945 года. 1418 дней войны позади. Они оставили не только шрамы на теле, но и глубокий след в душах людей, прошедших это страшное испытание. На фронт уходили молодые, неопытные пареньки и девушки, а возвращаются возмужавшие, уверенные в своей правоте победители!

Все, кто посетил экспозицию, выходят из Поезда другими. 1418 дней войны, сломавших и изменивших судьбы людей, и всего несколько вагонов, пройдя сквозь которые, хоть на миг, но задумаешься о том, какой ценой далась советскому народу эта Победа, сколько жизней отдано за то, чтобы сейчас над нами было мирное небо, а ужасы войны мы видели только в экс-позициях, инсталляциях и музеях…

Для тех, кому не удалось посетить «Поезд Победы», на официальном сайте проекта поездпобеды.рф есть виртуальный тур. Обязательно познакомьтесь с машинистом поезда Лидочкой!

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *