ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Детская музыкальная школа появилась в Ржеве в 1950 году и в 2020-2021 учебном году отмечает свое 70-летие. Об истории школы и ее первых педагогах рассказывает Эмилия Степникова, преподаватель Ржевской ДМШ № 1 им. Я.И. Гуревича.

Продолжение. Начало в N№ 8

У САМЫХ ИСТОКОВ

— В 1952 году в школе был открыт класс скрипки. Преподавала в нем выпускница Калининского музыкального училища (класс Якова Киппера) Анна Ростоцкая.

Ей принадлежит заслуга первооткрывателя скрипичной педагогики в Ржеве. Среди учеников Анны Зиновьевны, продолживших музыкальное образование и ставших профессионалами, — Надежда Можаева (некоторое время работала в Ржевской ДМШ), Валерий Виноградов (руководил хором Дома пионеров), Лариса Кондратович (окончила Новгородское музыкальное училище), Нина Федулова (много лет преподавала теоретические дисциплины в Ржевской ДМШ), Людмила Форсунова, Наталья Некрасова, Людмила Ломаева (все работали в Ржевской музыкальной школе), Ольга Кузнецова (до сих пор преподает игру на гитаре в Ржевской музыкальной школе) и другие. Сын и дочь Анны Зиновьевны тоже стали музыкантами: Александр Ростоцкий — всемирно известный джазовый музыкант, Марина Ростоцкая работает преподавателем музыки в Москве.

В 1953 году в музыкальной школе появился новый преподаватель фортепиано — Александр Бурштейн, долгое время бывший одним из ведущих преподавателей Тверского музыкального колледжа, заслуженный работник культуры РФ, воспитавший целую плеяду замечательных учеников. А в то время ему было всего 18 лет, он только окончил Калининское музыкальное училище у Григория Хаймовского и поступил на заочное отделение Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в класс Леонида Брумберга, ученика и ассистента Генриха Нейгауза. Можно только удивляться прозорливости и умению договариваться Якова Гуревича, сумевшего убедить приехать в Ржев такого блестящего профессионала!

У Александра Львовича, работавшего в Ржевской музыкальной школе до 1957 года, учились Вячеслав Крючков (окончил Горьковскую консерваторию, преподает в Костромском музыкальном училище) и упомянутая ранее Эмилия Анисимова (Крючкова), Лидия Галат (окончила Горьковскую консерваторию, является директором одной из музыкальных школ в Нижнем Новгороде), Ирина Голова (окончила Смоленское музыкальное училище, заведовала учебной частью в ДМШ  Вязьмы), Марина Лашкова (окончила Калининское музыкальное училище и, кроме Ржева, преподавала фортепиано в одной из московских музыкальных школ), обе дочери Я. Гуревича — Елена (окончила Рижскую консерваторию) и На-талья (Калининское музыкальное училище) — работали в Ржеве и в Москве. Я тоже была ученицей А. Бурштейна, окончила Саратовскую государственную консерваторию, работала в Ржевской ДМШ № 1, в Ржевском и Калининском музыкальном училище.

При Александре Львовиче уровень преподавания фортепианного искусства достиг значительных высот. Например, в 1957 году на конкурсе среди музыкальных школ области фортепианное отделение было представлено учениками Бурштейна. Слава Крючков вместе с учителем играл «Фантазию на темы Рябинина» для фортепиано с оркестром А. Аренского, Лида Галат вместе с Мариной Лашковой, Ирой Головой и Леной Гуревич исполнили «Три чуда» — переложение для 8-ручного фортепианного ансамбля фрагмента из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова. Именно их выступление произвело сильное впечатление и позволило Ржеву занять первое место. В тот же год А. Бурштейна пригласили на работу в Калининское (ныне Тверское) музыкальное училище, где он более чем успешно преподавал многие годы.

В 1956 году преподавательский состав пополнился еще двумя яркими педагогами.

Татьяна Северова окончила Калининское музыкальное училище у Эммануила Монасзона, она оставила заметный след в истории Ржевской музыкальной школы. У нее учились Юрий Крючков (окончил МГМПИ имени Гнесиных и аспирантуру Горьковской консерватории) — ныне профессор Костромского государственного университета, заслуженный работник культуры РФ, его сестра Надежда Крючкова (МГМПИ имени Гнесиных, преподавала в Ржевском музыкальном училище), Галина Галат (Смоленское музыкальное училище), Александр Ростоцкий — ныне джазовый музыкант мирового уровня, Наталья Гуревич (Калининское музыкальное училище) и Евгений Гуревич, сестры Мироненко — Елена (заслуженный работник РФ, окончила Казанскую государственную консерваторию, сначала работала в Ржевской ДМШ, в настоящее время — в Набережных Челнах) и Галина (Калининское музыкальное училище и Тверское ТГУ, преподает фортепиано в Ржевской ДМШ), Людмила Ахапкина (Астраханская консерватория), Ольга Емельяненко (Кутузова) (Казанская консерватория, много лет преподавала теоретические дисциплины в Ржевской ДМШ № 1), Наталья Слепенкова (Калининское музыкальное училище, преподавала в Ржевской ДМШ № 1) и другие. Впоследствии Татьяна Николаевна уехала в  Киров, где долгие годы возглавляла фортепианное отделение Детской школы искусств № 4 и также оставила о себе добрую память.

Супруг Татьяны Николаевны Эдуард Андреев — талантливый разносторонний музыкант, прекрасно владеющий не только основным своим инструментом — виолончелью, но также аккордеоном и фортепиано. Среди его учеников — Эвелина Трунева (Почетный работник культуры и искусства Тверской области, окончила Казанскую государственную консерваторию, работала в Ржевском музыкальном училище, в настоящее время — в Ржевской ДШИ № 3), Людмила Богатырева (Петрозаводская консерватория, работала в Ржевской ДМШ, в настоящее время — в Ульяновском симфоническом оркестре), Галина Гирусова (Новгородское музыкальное училище, работает в одной из музыкальных школ Новгородской области), Наталья Шапова, Тамара Бойцова (обе по окончании Калининского музыкального училища некоторое время работали в Ржевской ДМШ), Лидия Игумнова (работала в Вышневолоцкой музыкальной школе) и другие. В Кирове, куда Эдуард Иванович в 60-х годах уехал вместе с супругой Татьяной Северовой, он был артистом Кировской государственной филармонии и преподавал в Кировском музыкальном училище.

Подготовила Елена СООЛЯТТЭ

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *