«ТЕБЕ, КАВКАЗ, СУРОВЫЙ ЦАРЬ ЗЕМЛИ»

Чем больше путешествуешь, тем больше хочется. А уж если поймал себя на этой мысли, путешествовать хочется еще больше. И чаще всего принципиального значения сам пункт не имеет. Его определяет случай (обо всех не говорю, но лично у меня идеи, куда отправиться, рождаются именно так). Благодаря вот такому Его величеству, мы и отправились на Северный Кавказ, место, которое славится многочисленными санаториями с курортным лечением, нарзанами, чистым горным воздухом.

На первый раз от санатория решили отказаться. Больше, чем лечебных процедур, когда каждый твой день расписан по минутам, хотелось свободы. Пять дней отпуска распределили так, чтобы никуда не опаздывать, никого не заставлять ждать и исключить суету в любом ее проявлении. Обязательными для знакомства посчитали Кисловодск и Ессентуки.

Два часа на самолете — и здравствуй, Ставропольский край! От Минеральных вод до Кисловодска можно до-браться на электричке, но наш рейс был вечерним, поэтому воспользовались такси. Водитель, молодой симпатичный парень лет 25, моей радости от прибытия особо не разделил:

— Нашли куда поехать, в «Кислый». За красотой природы вам в Карачаево-Черкесию, в Осетию надо, а тут и смотреть нечего. Хотите? Отвезу, — рассуждал джигит.

— А это что за город светится огнями? — будто не услышав его предложение, спросила я.

— Пятигорск. Делать там тоже нечего.

Вот так приехали…

Но как поддаться разочарованию, когда со словом Пятигорск в памяти всплывает телеканал «Сев-Кав-ТВ», его ведущий Жорик Вартанов и эпиграф к известной юмористической передаче: «Среди высоких гор и широких равнин раскинулся красавец Пятигорск». Сходу рождается мысль — вот бы куда еще съездить! Пессимистичный настрой таксиста действовал от противного.

При выборе места жительства основным критерием было наличие в гостинице бассейна. В итоге повезло еще больше. Проживание в «Панораме» включало: нарзанный бювет, консультацию терапевта, фитнес-зал, где каждое утро проходила зарядка с инструктором, кислородный коктейль по утрам и посещение соляной комнаты. За дополнительную плату можно записаться на комплекс спа-процедур. При таком раскладе из гостиницы можно было и не выбираться, но погода прекрасная, в Кисловодске самый большой (более тысячи гектаров) курортный парк в Европе.

Парк в 1823 году основал командующий войсками на Кавказе генерал Ермолов. На территории почти в тысячу гектаров растут более 250 видов деревьев и кустарников, обитают более 240 видов животных (нам свое присутствие обозначили только пернатые). Чтобы неспешно пройти по всем терренкурам (терренкур — разновидность санаторно-курортного лечения, включающий в себя лечебную физкультуру, климато- и ландшафтотерапию), дня три точно понадобилось бы. Наши планы были куда обширнее, поэтому по тропам мы шли куда глаза глядят, балдели от всего, что видели (иное слово подобрать трудно), и дышали воздухом, который, казалось, можно есть ложкой. Друзья, кто бывал в этом парке, советовали маршрут передвижения, напоминали, чтобы купили орехи для угощения белочек. Мы же так прониклись атмосферой, что напрочь забыли все советы и шли своим путем. Вероятно, маленькие рыжие бестии чувствовали, что от нас орехами и не пахнет, поэтому ни одна нам не показалась.

Первый привал — Красные камни. На скальной группе раскинул крылья горный орел, терзающий змею — символ болезни. Ученые считают, что причудливые фигуры кирпично-красных камней образовались 100 миллионов лет назад. Якобы в этих местах было Юрское море, в которое стекались реки, приносившие горные породы, в том числе гидроокислы железа.

Терренкуры парка разного уровня сложности. Мы легких путей не искали и, сами того не ведая, пошли по самому сложному. Чтобы добраться туда, не знаю куда, и посмотреть то, не знаю что, порой шли им наперерез. Канатная дорога не работала, и по истечении двух часов пешего хода по пересеченной местности мы вышли к Синим камням горы Красно Солнышко, где нас встретил смотрящий на Кисловодск с высоты 1100 метров Михаил Лермонтов. Как и полагается, скульптура поэта, особенно колени и нос, натерты до блеска.

Кавказ! Далекая страна!

Жилище вольности простой!

Эти края Лермонтов полюбил с детства (уже утром первого дня пребывания в Кисловодске мы начали разделять его чувства, и с каждым днем они только крепли). Выше к Олимпийскому комплексу не пошли, ведь еще не видели пусть пока и не цветущую Долину роз, поэтому спустились вниз. И без прекрасных цветов это место очень живописное. Клумбы для нескольких десятков сортов роз расположены в шахматном порядке, и что здорово, по границам между квадратами есть дорожки для посетителей. Можно представить, какой здесь ароматный воздух в период цветения царицы цветов! Часть пути по долине мы прошли по дорожкам, часть — по туевой аллее.

Как ни странно, с ног мы к вечеру не валились. Утро было бодрым и многообещающим: до обеда — процедуры, после — экскурсия в Долину нарзанов в Кабардино-Балкарию.

НАРЗАН — СИЛА МОЛОДЫМ, ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛЫМ

«ГАЗель», за рулем которой, как оказалось, сидел сам гид, подъехала за нами прямо к гостинице. «Коллег» по счастью подобрали по дороге. Путешествие обещало быть познавательным. Рассказы Алексея перемежались историческими сведениями и шутками:

— На Кавказе женщины — маленькие трактора, а мужчины занимаются важными делами: следят за политической обстановкой, за тем, чтобы все были при деле. Поэтому, если мы вдруг застрянем, а застрянем, судя по нашему маршруту, обязательно, то вам, девчата, нас выручать. Вас больше, толканете машинку, — четверо мужчин смеялись громко, шесть женщин — потише…

Горные дороги у меня, как у дальневосточницы, вызывают восхищение. К долине мы ехали через кабардинский хребет, ущелье реки Кич-Малка, аул Кичи-Балык, а оттуда поднялись на плато Шатжадмас, где во все глаза и через бинокль пытались разглядеть Эльбрус. Но несмотря на солнечную погоду, 5642-метровый спящий вулкан прятался. Кто-то из наших «водохлебов» (так местные называют курортников) с сожалением вздохнул: второй раз приезжаем на Кавказ, а Эльбрус ни разу не показался… Мы же были уверены, что обязательно красавца увидим.

На довольно крутых склонах холмов самостоятельно паслись коровы и «черные блохи» (стада баранов).

С остановками у водопада, у змеиной тропы, до мес-та назначения доехали за полтора часа. Советская турбаза «Долина нарзанов» (со скульптурами, замком), к большому сожалению, заброшена. Поодаль — инфраструктура современная. Попробовали нарзан из нескольких источников, заели дэлэном (адыгейский пирог), подышали горным воздухом — и в обратный путь.

Ольга ЖДАНОВА

Продолжение следует

«Нарзан» от черкесского «нарт санэ» — «богатырский напиток», напиток нартов — сказочных богатырей. Как выглядит бутылка с нарзаном и что это минеральная вода с повышенным содержанием углекислого газа — всем известно. Образуется нарзан от таяния эльбрусских ледников, проникая через трещины в почве вглубь земли. Чтобы стать газированной, вода должна пройти горные породы вулканического происхождения. Лермонтов называл его «холодный кипяток», немецкий ученый Паллас сравнивал пузырьки этого напитка с пузырьками дорогого шампанского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *