ТРОГАТЕЛЬНЫЕ АНГЕЛЫ

Елена Никифорова — художница по натуре и кукольный мастер, связавшая свою судьбу с местечком Осташево под Волоколамском. Как HR-менеджер крупных корпораций стала создателем ангелов?

ДЕТСКОЕ УВЛЕЧЕНИЕ

— Я всегда любила шить, — говорит Елена. — Маленькой девочкой буквально не отрывалась от этого занятия.

После школы окончила институт легкой промышленности, но в итоге стала специалистом в области управления персоналом, организационным психологом в крупных международных корпорациях модной женской одежды, преподавателем высшей школы. Делала карьеру, а по вечерам шила себе костюмы и платья, получая удовольствие от процесса.

Когда пришло время думать об отдыхе больше, чем о работе, семья Никифоровых решила отдать приоритет дачной жизни. В 2009-м году присмотрели участок в Осташеве, рядом с лесом и речкой, и сразу влюбились в местную природу. Долгими зимними вечерами на даче, коротая время в отсутствие интернета, Елена вспомнила о своем давнем увлечении. Стремление к дизайну, моде и красоте она решила реализовать в пошиве кукол и искусстве ручного труда.

— Отношения с куклами у меня довольно специфические, — улыбается она. — В детстве у меня была одна-единственная кукла — немецкая, пластмассовая, с короткими волосами. Но об этом я вспомнила, только когда начала делать куклы сама: покупатели стали спрашивать имена и предысторию своих приобретений. А я вдруг поняла, что не хочу их называть и давать им какую-то историю, не хочу оставлять у себя. Даже огорчаюсь, когда они задерживаются на полке. Куклы как элементы интерьера мне не нужны. Я хочу отпустить их в мир.

ВЗРОСЛЫЕ СОМНЕНИЯ

Все получилось не сразу. Елена признается, что сначала очень комплексовала. Как это: специалист высокого уровня, солидная женщина в возрасте — и такое полудетское увлечение? Никто из домашних не знал, чем она занимается в своей комнате на втором этаже. Когда она слышала шаги у двери, накрывала рукоделие краем скатерти. Боялась осуждения, негативных комментариев. К счастью, супруг понял, что куклы — это творчество и признание, что люди восхищаются ими и даже хотят приобрести. Он включился в эту историю и теперь с радостью возит заказы покупателям или супругу на очередную выставку. Мама Елены вяжет для кукол, сестра делает техническую работу: выкраивает, прострачивает, набивает, а дочь, маркетолог и модный свадебный фотограф, делает снимки и размещает их в Instagram.

— Когда поняла, что вся семья не просто доброжелательно относится к моему увлечению, а поддерживает всеми силами — тогда и я поверила в себя, почувствовала право заниматься этим и внутреннюю свободу. И теперь, если у меня спрашивают совета, отвечаю: дерзайте, делайте! Сомнение свойственно каждому.

АНГЕЛЫ ПРОТИВ МОНСТРОВ

Елена Никифорова шьет не просто кукол, а текстильных ангелов — мягких, трогательных, с прозрачными и живыми пастельными личиками и лучезарными глазками.

— У меня нет способа убедить взрослого человека не покупать своему ребёнку игрушку-монстрика — глазастого, рогатого, хвостатого. Зато я могу сделать как можно больше ангелов и отпустить их в мир. Могу таким образом помочь тому, кто находится в состоянии нерешительности и неуверенности, в тяжелых жизненных обстоятельствах. Я постоянно становлюсь свидетелем проявления добрых, тёплых человеческих эмоций, которые люди дарят друг другу с куколкой, купленной у меня.

В основном куклы-ангелы — не игровые, они предназначены для любования. Но если ангела заказывают на родины или крестины, можно сделать его с вышитым лицом и в стойкой к малышовым ручкам одежде. И все же рассказать ребенку: рядом с ним теперь и навсегда есть незримый помощник, который нуждается в особом обращении, и, кроме грубой материи, в мире присутствует нечто незримое, нуждающееся в особом, бережном отношении.

— Я восхищаюсь работами, выполненными в смежных техниках (из ниток, тряпочек), дружу с коллегами и уважительно отношусь к их творчеству. Готова делиться опытом со всеми. Но восторг, который я получаю, когда на ткани вырисовывается прозрачное ангельское личико, не могу сравнить ни с чем, не могу передать словами, — делится мастер.

СЛОЖНОЕ НАПУТСТВИЕ

Трудно поверить, что первые куклы Елены вовсе не имели лиц.

— Вначале я шила простые трикотажные изделия в деревенском стиле. Свои первые работы показала отцу Власию из Боровского монастыря. Он спросил: «Почему не рисуешь им лица?» Я была поражена. «Батюшка, имею ли я право рисовать лица ангелам? Дерзну ли я?» Какая у меня была мука от такого напутствия! Ведь я никогда не рисовала и вообще не имела дело с художественными материалами! «Или делай их с лицами, или не делай вовсе», — ответил он. Дома я залезла в сундучок, достала краски и кисти, с которыми дочка, на тот момент уже взрослая, когда-то ходила в художественную школу. Интернета на даче не было, я даже не могла посмотреть мастер-класс! Супруг сказал: «Не переживай! Раз батюшка так сказал — отдай все на волю Божью».

Елена работает минимум 14 часов в день. Встает с первыми лучами солнца (именно этот свет лучше всего подходит для росписи и тонирования) и садится за стол. Перед тем как начать рисовать лицо куклы, Елена приводит себя в порядок: ведь получается, что кукла тоже увидит ее в первый раз, нужно соответствовать.

В БЕЛЬГИИ И КРАСНОЯРСКЕ

За семь лет уровень техники рос и менялся. Занятие кропотливое, много ручного труда и внимания к мелким деталям. Была мысль делать лица из объемной пластики, однако результат не соответствовал ожиданиям: слишком статично. Даже когда приходится закреплять отрисовку лаком-фиксатором, чтобы кукла не пострадала в неблагоприятных условиях, это лишает образ воздушности. Рост каждого ангела — 18-20 сантиметров.

Это не только творчество, но и коммерческий проект. Куклы разлетаются от Красноярска и Владивостока до Санкт-Петербурга, отправляются во Францию, Бельгию и Германию. А начиналось все с благотворительных акций «Белый цветок» в Марфо-Мариинской обители. Особым событием стала ярмарка у стен Иосиф-Волоцкого монастыря.

— Я хорошо запомнила день — 26 мая, — рассказывает Елена Никифорова. — Меня удивила и обрадовала реакция покупателей. Тогда я еще думала: ну кому все это надо, зачем я это делаю — хотя я не могу не делать! — то я увидела столько благодарности,
услышала столько комплиментов моим творениям, что сомнений просто не осталось… Также стараюсь посещать московские маркеты молодых дизайнеров хендмейда и крафта. К сожалению, из-за пандемии многие из них не проводились. Мечта — стать участницей выставки «Искусство куклы» в Гостином дворе, отправить ангелочков на Рождественский базар в Страсбург. Для меня это — заявление в профессиональном сообществе о себе и своем направлении в текстильном искусстве, у меня уже достаточно смелости для этого. Я стесняюсь называть себя кукольным мастером, но и рукодельницей называть себя не хочу. Человек на пути? Да, пожалуй.

ПЕРФЕКЦИОНИСТ ПО ПРИРОДЕ

Елена говорит, что она перфекционист по своей природе: или хорошо — или никак. Наверное, именно постоянная неудовлетворённость собой и является основной движущей силой её творческой натуры.

— Иногда спрашиваю себя: зачем тебе это надо? Творчеством не приходится зарабатывать на хлеб, в жизни все сложилось. Но ведь есть и непридуманная, вырывающаяся изнутри потребность напоминать людям о том, что у каждого из них есть ангел-хранитель.

Любовь Колесник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *