КАВКАЗ ВДОХНОВЛЯЮЩИЙ

В первой части своей истории о Северном Кавказе я писала, что по пути в Кисловодск вдалеке увидела разноцветные огни Пятигорска. Быть в Ставропольском крае и не заехать во второй по величине город — это как минимум оплошность, как максимум упущение. Уж лучше пропустить грязевую ванну, нежели проехать мимо города пяти гор. Рано поутру на электричку — и спустя одиннадцать минут мы уже идем по привокзальной площади Пятигорска. За углом вокзала шушукается группка девчат с воздушными шарами, поодаль от них коробка с фейерверком, вот-вот раздастся хлопок — и бутылка шампанского открыта…

Обольщаться не стоило, встречали не нас, но картинка — прелесть. День обещает быть отличным! — выпустила я запрос в космос. И тут же раздались приветственные залпы.

Окончание. Начало в №№ 15, 18

Начальная точка маршрута — Провал. Не, не провал в значении «все плохо», а Провал у горы Машук как одноименное название озера и подземной пещеры. Туда добрались на такси. Подходить к горе не спешили: такой вид сверху, что меньше всего хочется торопиться, а, закрыв один глаз, расправить крылья и парить, парить… Другим глазом приходится присматривать, когда у Великого Комбинатора и рядом стоящего стула будет поменьше туристов. Улучили свободный момент и пристроились. В руках у скульптуры с натертым, как и полагается, носом — квитанции. Фильм Гайдая «12 стульев» помните? Вот бронзовый Остап Бендер и продает доверчивым гражданам билетики на изначально бесплатный осмотр озера. Фото готово, заходим в высеченную в скале пещеру. Несколько десятков шагов по подсвеченной по обеим сторонам дорожке, и мы выходим на огороженную смотровую площадку у голубого непрозрачного озерца (необычный голубой цвет дают сера и особые бактерии). Озеро обнаружили благодаря обрушившемуся своду, и вот уже много лет небо подсматривает за происходящим внутри скалы. В горе над гладью озера — икона великомученика и целителя Пантелеймона. Красиво. Но долго любоваться местом невозможно, запах сероводорода бьет в нос. До XIX века на озеро можно было смотреть только сверху, так же проникали и внутрь пещеры, самых отважных спускали в корзине. В 1858 году взрывным путем проложили туннель. Вход бесплатный. «Это, кажется, единственное место, куда пятигорцы пускают туристов без денег», — сказал когда-то герой Ильфа и Петрова и не побрезговал воспользоваться ситуацией для своей выгоды.

Особо пытливые туристы пошли наверх 994-метровой горы Машук пешком; мы, в надежде, что работает канатная дорога, — вниз к ней. Нам не повезло, еще два дня канатка на профилактике. Подняться на Машук на такси и увидеть головокружительный вид — 500 рублей с человека, спуститься — еще 500. Практичность победила: посовещавшись, решили посвятить время прогулке по другим знаковым местам Пятигорска и пошагали мимо санаториев и домов отдыха вниз. Километра два, и вот еще одна смотровая площадка. Всматриваюсь вдаль и вижу Его… Эльбрус! Ура! Глаз не оторвать от двух белоснежных вершин… Фотоаппарат, телефон скорее! А ну их! Чистыми глазами смотрю. Магия гор подействовала на расстоянии. И теперь я должна увидеть Эльбрус как можно ближе, хотя бы подножие. А заодно захотелось хоть глазком глянуть на Эверест, на Килиманджаро, горную систему Гималаи тоже в этот список. Знакомство с Эль-брусом придало иное, глубокое восприятие песни Высоцкого «Прощание с горами». Как там поется: «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»…

И как тут возможно обойтись без легенд. Давным-давно вместо Кавказских гор были равнины, которыми управлял князь Эльбрус. Гуляя, его сын Бештау встретил красавицу Машуко. Отец союзу не обрадовался, ведь Машуко понравилась и ему. Поэтому Эльбрус отправил сына в поход и пустил слух о смерти Бештау. Машуко отказала князю, и тот заточил ее в башне. Возвратясь, Бештау выкрал любимую, и они сбежали. Эльбрус догнал влюбленных, и началась битва. Бештау рассек голову отца пополам, а тот — разрубил его на пять частей. Глядя на происходящее, Машуко вонзила себе в грудь кинжал. В тот момент все вокруг окаменело от горя. О том, что случилось, по сей день напоминают пятивершинный Бештау, двувершинный Эльбрус, гора Машук и, как символ раны в сердце, озеро Провал.

Вот бы идти и смотреть на Эльбрус! Но его прячет плотная линия санаториев. Как только показался парк — свернули и, отмерив широкими шагами несколько метров вверх, вышли на смотровую площадку беседки «Эолова арфа». О, здравствуй, Эльбрус!

Когда-то на высоком и ветреном месте был наблюдательный пост, потом здесь установили беседку, назвав ее в честь мифологического Эола. Вместо статуи повелителя ветров установили арфу, причем так, чтобы на струнах инструмента играл ветер. В 1972 году здесь появилась электронная и тоже управляемая ветром, арфа, служила она якобы 20 лет. Мы же стали свидетелями записи видеоролика пятигорского танцевального коллектива, и музыкальное сопровождение соответствовало современному ритмичному танцу.

Еще несколько километров пешим ходом, и мы — у входа в парк «Цветник». Не успев после покупки пятигорского мороженого (вкуснятина) прибрать кошельки, достаем хранилище купюр и карточек снова. Почему? Перед нами компаньон Великого Комбинатора — опечаленная и скромная скульптура Кисы Воробьянинова.

«Же не манж па сис жур», — улыбаясь во весь рот говорит нам незнакомец. Видя замешательство, поясняет: «Я не ел шесть дней». Включаюсь в игру и протягиваю к нему пустую ладонь: «Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной Думы». Смеемся, обмениваемся любезностями, раскланиваясь, расходимся. Мы поближе к Кисе. Что делаем? Конечно, трем его бронзовый нос, бросаем в шляпу монетки. (Чуть отойдя, оглядываемся и видим, как их спорко достает его живой двойник: высокий, лысоватый и худощавый мужичок лет 60-ти).

В обязательном порядке мы дошли до грота Дианы (здесь в июле 1841 года, за неделю до дуэли, Лермонтов с друзьями устроили бал), бронзового орла, побеждающего змею (рядом с ним Бендер учил Кису искусству попрошайничать и для пущей убогости истоптал его пиджак). Постояли в Китайской беседке на горе Горячей и любовались, любовались горами Машук и Бештау…

Чтобы влюбиться в Пятигорск, достаточно и одного дня, чтобы насмотреться — никак нет. Уезжали с убеждением — сюда надо вернуться, и чем раньше, тем лучше.

P.S. Несмотря на то, что утром улетать, до Ессентуков ехали весело, смеялись над шутками пятигорских команд КВН.

— Слыхали? Прометей в запой ушел.

— Ха-ха! То есть орла не стал дожидаться? Сам свою печень начал клевать.

— Папа, а помнишь ты обещал мне сходить в зоопарк?

— Папа обещал, папа сходил.

— Как известно, в России две беды, и когда наш Президент куда-то едет, одна беда сразу начинает ремонтировать другую.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *