РАДИ ПАМЯТИ И БУДУЩЕГО

В минувшие выходные на Ржевском мемориале Советскому солдату прошёл торжественный митинг, посвященный 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Инициатором выступила первичная профсоюзная организация работников аппарата управления ОАО «Российские железные дороги» Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.

Ржевская земля хранит память о невероятном мужестве, самопожертвовании миллионов людей в борьбе за мирное небо над головой. Без железных дорог и самоотверженного труда железнодорожников не была бы одержана победа в Великой Отечественной войне. С начала войны железнодорожникам необходимо было обеспечить огромные встречные потоки перевозок: эвакуируемых людей и промышленные предприятия — в тыл, живую силу и технику — к фронту. С первых дней войны в результате вражеских бомбардировок советские железные дороги были серьезно разрушены. Вся история работы железнодорожников в те годы — это бессонный график, ненормированный и опасный труд. Гражданские служащие проявляли поразительное хладнокровие: расцепляли горящие вагоны, тушили пожары, не покидали рабочих мест в бомбежки, работали машинистами бронепоездов. Выстоять любой ценой и защитить Родину — такой была задача, стоящая перед железнодорожниками. В память об их подвиге и бесконечном мужестве и был проведён митинг, к тому же ржевский железнодорожный узел в годы войны также являлся стратегическим объектом и прямой дорогой к Москве и Ленинграду.

С первых дней войны в хозяйственных службах Ржевского узла быстро произошла перестройка на военный лад, были организованы отряды народного ополчения, в том числе истребительный отряд. Но ни на минуту не останавливалась и трудовая жизнь на узле: паровозные бригады, несмотря на бомбежки врага, бесстрашно водили к фронту поезда с вооружением и войсками, движенцы следовали уплотненному графику с ограниченными интервалами, путейцы и коллектив восстановительного поезда быстро ремонтировали разрушенные мосты и пути. Работы осуществлялись под девизами: «За себя и товарища, ушедшего на фронт» и «Три нормы вместо одной».

Первый массированный удар фашистской авиации на узел пришелся на 19 июля 1941 года. В это время на разъезде Мелихово стоял поезд с боеприпасами, следовавший в Вязьму. Одна из бомб разорвалась вблизи состава, загорелись вагоны, и с минуты на минуту поезд мог взлететь на воздух. Железнодорожники во главе с А. Красношапко, обжигая руки, расцепили вагоны и часть из них отогнали в безопасное место. Осенью 1941 года в результате бомбежки были сильно разрушены станции Ржев-I и Ржев-II. На станции Муравьево от прямого попадания бомбы в паровоз погибли на посту машинист М.Т. Ивановский, помощник машиниста Н.И. Ожогин, телеграфисты Н.М. Богданов и В.Н. Белоногина, электромеханик Г.Г. Корсаков и другие.

Машинисты Ржевского узла героически проявили себя в годы войны. В архивных документах и воспоминаниях сохранились примеры их мужества и выдержки.

На перегоне между станциями Подсосенка и Нелидово фашистская авиация стала бомбить состав с горючим, которым управлял Н.М. Глушков. Пришлось маневрировать, подавая состав то назад, то вперед. Победили воля и выдержка машиниста: эшелон с горючим был доставлен к линии фронта.

Три дня без сна и отдыха машинист К. Ивановский вел состав с ранеными бойцами со станции Земцы в Ржев. В результате многочисленных налетов вражеских самолетов на станциях Нелидово и Паникля паровоз был поврежден, ранило кочегара. На станции Ильмановка раненых отправили в госпиталь на самолете, а машинист пешком продолжил путь в Ржев, чтобы снова водить поезда.

А 14 октября 1941 года, когда войска были вынуждены оставить охваченный пожарами город, машинисты П.Ф. Веновский и Н.К. Томашевский под непрекращающейся бомбежкой выводили последние поезда с горящей станции Ржев. На станции Панино котел паровоза П.Ф. Веновского был пробит пулеметчиком неприятеля, но машинист не растерялся: он нашел исправный паровоз и, прицепив его к вагонам, увел свой состав.

С первых дней фашистской оккупации в городе по инициативе бывшего слесаря паровозного депо К.П. Латышева начала действовать подпольная группа молодых патриотов, которую вскоре возглавил А.П. Телешев, бывший осмотрщик вагонов станции Ржев-I. В честь трагически погибших героев-подпольщиков названы улицы Ржева.

Многие ржевские железнодорожники отдали жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками. После освобождения Ржева трудящиеся города принялись за его восстановление. Отступая, враг разрушил все, что поддавалось уничтожению: каждое звено рельсов было подорвано в нескольких местах, пути изрыты окопами и дзотами, развалины зданий заминированы, мосты взорваны, более 2-х тысяч сожженных вагонов лежало на железнодорожных путях, единственный уцелевший паровоз «Ов-4530» стоял у разрушенного моста через Волгу. Паровозники, движенцы, путейцы, связисты объединились в 96 бригад. Отработав смену в депо или на станции, железнодорожники присоединялись к строителям, растаскивали городские завалы, овладевая в процессе восстановления новыми специальностями. Уже 1 мая 1943 года был запущен в эксплуатацию поворотный круг локомотивного депо.

В память о всех тех, кто внёс неоценимый вклад в приближение Победы, о воинах-железнодорожниках приветственную речь на открытии митинга произнёс председатель первичной профсоюзной организации работников аппарата управления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей Сергей Мишин:

— Мы учимся у своих дедов и прадедов стойкости, сплоченности, любви к своей Родине, готовности сделать её ещё сильнее. Угроза захвата нашей столицы миновала только тогда, когда линия фронта была отодвинута именно здесь, около Ржева.

В ответном слове к участникам митинга обратился глава города Роман Крылов:

— Наш город был практически стёрт с лица земли. Спасибо вам за то, что чтите этот подвиг советских солдат, за то, что приехали в Ржев отдать дань памяти тем, кто в годы войны навсегда остался лежать здесь в лесах и полях. Для тех, кто сражался за свободу Родины, была одна задача — подарить нам мирное будущее, возможность жить и развиваться, воспитывать детей. Сегодня, во времена, когда много желающих переписать нашу историю, мы обязаны бережнее хранить память, объяснять подрастающему поколению, что такое война, какую роль сыграла наша страна, наш народ, наши солдаты в этой войне. Я желаю всем мирного неба над головой и хочу сказать отдельное спасибо сотрудникам железной дороги за трепетное, внимательное, уважительное отношение к Ржеву. Здесь и строительство новой железнодорожной станции «Ржевский мемориал», и запуск «Ласточки», и помощь в благоустройстве города.

В завершение митинга прошло возложение цветов к подножию Мемориала, также в этот день в парке на ул. Мира, где расположен памятник ржевским военным железнодорожникам «Паровоз», председатель Сергей Мишин, ветераны и члены первичной профсоюзной организации работников аппарата управления ОАО «РЖД» Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей высадили саженцы лип и дубов. Всего от профсоюзной организации Ржеву было передано в дар 60 саженцев.

Мария СЕДОВА

Восстановление железнодорожных путей на станции Ржев. Фото С. Тартаковского, 1943 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *