Мария Матвеева, преподаватель художественного отделения ДШИ Ржевского района: «ТВОРЧЕСТВО — ЭТО ДВИЖЕНИЕ И ПОИСК»

У Марии Александровны в этом году юбилей педагогической деятельности в школе искусств Ржевского района. 10 лет назад Мария Матвеева стала преподавателем художественного отделения Кокошкинского и Хорошевского филиалов. Первые ее воспитанники пришли к ней еще несмышлеными детсадовцами.

— Преподавателем художественного отделения я стала, продолжая педагогическую династию своих родителей, — говорит Мария Александровна. — Изобразительное искусство сопровождает меня на протяжении всей жизни. С детства увлекалась живописью, окончила художественное отделение школы искусств. И, конечно, имея перед глазами такой замечательный пример мамы, Галины Степановны Матвеевой, пошла по ее стопам. Поступила в Тверской колледж культуры им. Н.А. Львова на отделение декоративно-прикладного искусства, и одновременно стала работать в ДШИ № 2. А через три года перешла в районную школу искусств. Параллельно с этим поступила в Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, получила специальность «Социально-культурная деятельность».

— Довольно многогранная профессия.

— Согласна. Считаю, что такие навыки и знания, что дает эта профессия, необходимы современному учителю в первую очередь в создании условий для самореализации каждого ребенка. Это очень помогает в работе с детьми. В мире информационных технологий умение презентовать себя, рассказать о своем творчестве — равноценно быть услышанным и увиденным, увы. На протяжении нескольких лет вместе с директором РДШИ Светланой Куликовой мы создаем проекты, которые показывают творческую деятельность художественного отделения школы искусств.

В роли преподавателя ощущаю себя прекрасно. Как я уже говорила, главный пример — моя мама, она на протяжении многих лет преподавала в ржевской школе искусств № 2, и я всегда была вовлечена в этот процесс, знала всех ее учеников. И усвоила для себя незыблемое правило: у педагога не должно быть чисто формального отношения к своим ученикам, надо быть для детей не только учителем, но и другом.

— Ваши первые воспитанники в этом году уже оканчивают школу искусств?

— И мне безумно жаль с ними расставаться, прикипела всей душой! Они учились у меня, я училась у них. Я росла вместе со своими воспитанниками как преподаватель, как художник, училась понимать специфику работы с сельскими детьми.

— Место жительства накладывает отпечаток?

— Безусловно. До этого был опыт работы с городскими детками, и мне есть с чем сравнить. Сельские ребята очень отличаются от городских. С одной стороны они чище и проще, с другой — им нужно больше дать в плане социальной адаптации, в том числе посредством искусства и творчества. Эту задачу школа искусств и решает, помимо, конечно, профессиональной подготовки детей. Сельские дети — благодатная почва, есть у них какая-то природная харизма, свободная фантазия. Это проявляется в чувстве цвета и ритма, в том, как они неординарно подходят к живописной композиции. У сельских детей меньше шаблонов, больше интуитивного творчества, они чаще становятся новаторами. Увиденное в природе у них накладывается на собственное восприятие мира. Главное — это заметить и развить, достучаться до сознания ребенка, убедить его в том, что он может фантазировать и выражать собственное мировосприятие посредством искусства.

У музыканта-исполнителя изначально есть ноты, однако необходимо овладеть мастерством, чтобы начать импровизировать. В изобразительном искусстве все наоборот: только импровизация, когда нет четких правил, граней. Каждый великий художник стал знаменит именно потому, что был новатором, внес свою неповторимую ноту в искусство. Есть много художников, которые были хорошими, талантливыми, мы даже можем видеть их работы в музеях, но чаще их картины в запасниках. А тот автор, кто создал новое, необычное, и становится выдающимся. Это самое главное, что я пытаюсь донести до детей: ты можешь и должен показать, как именно ты видишь этот мир.

Удивительный процесс — видеть, как раскрывается талант ребенка, и быть при-
частным к этому!

— Мария Александровна, сколько у вас сейчас учеников в Кокошкино и Хорошево?

— Много, даже затрудняюсь сказать сколько. Возраст от 4 до 15 лет. Это и группы детского сада, и начальная школа в Хорошево, где мы в рамках проекта «Калейдоскоп творчества» занимаемся с целыми классами. Это и отделения школы искусств в Кокошкино и Хорошево.

Приучаю понемногу детей к масляной живописи. Мы работаем и в технике монотипии. Именно в ней мы с учениками выполняем композиции на конкурс «Молодые дарования Тверского края».

Монотипия — буквально переводится как «один оттиск». Рисунок наносится на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Мы используем письмо масляной краской на обычном стекле. Процесс должен быть очень стремительным, чтобы краска не засохла, на стекле это происходит моментально. В запасе всего несколько десятков минут, чтобы сделать рисунок и отпечатать его на бумаге. Сложность заключается в зеркальном отражении, поэтому необходимо тщательно продумывать композицию. Работа на самом деле непростая. Детям поначалу она очень нравится, потом они устают, но несмотря ни на что, доводят начатое до завершения. Оно того стоит, это интересно.

— Поговорим о Вашем творчестве, ведь Вы не только преподаватель, но и художник?

— К сожалению, не так часто удается взяться за кисть и краски. Пишу немного на зимних каникулах, немного летом. Все остальное время я посвящаю работе с детьми. Хожу мимо цветущих садов, и вдохновение зашкаливает, но времени нет. Сейчас погода позволяет, и мы обязательно будем писать с детьми в условиях пленэра. Возможно, и мне удастся что-нибудь создать.

— В какой технике работает художник Мария Матвеева?

— Станковая живопись. Я пейзажист. Стараюсь выехать куда-то, чтобы сделать интересный этюд с хорошим освещением. Мои любимые сюжеты — природа, неспешная жизнь российской глубинки. В детстве и юности я тоже, как мои ученики сейчас, работала в технике монотипии. А сейчас применяю эту технику, когда на палитре осталась немного не-определенных цветов после завершения работы. Берешь лист бумаги, отпечатываешь — и можно долго фантазировать, что же это получилось! Полная абстракция, но порой стоит добавить несколько деталей, и рождается рисунок, наполненный смыслом. Фантазировать можно до бесконечности.

Лучше всего пишется ночью. Особенно, когда приезжаю с этюдов. Время 11 вечера, надо ложиться спать, ведь с ног валюсь от усталости, но взгляд падает на этюд, и появляется безудержное желание его доделать. Как будто по ночам какие-то каналы вдохновения открываются!

Как художник я стараюсь выработать свой собственный стиль.

— Наверное, это вечный процесс?

— Возьмите любого известного художника, и в его творчестве обязательно есть ранний период, поздний. Все изменяется, и это хорошо. Творчество — всегда движение вперед, всегда поиск.

— Где самые любимые места, которые Вы бы изображали на картинах постоянно?

— Кокошкино, безусловно, красиво. Люблю также родную улицу в городе, небольшую патриархальную, провинциальную. Люблю бывать в разных уголках Ржевского района во время живописных пленэров.

— На Вашей страничке преподавателя взгляд на мир отражен таким высказыванием: счастье — это творчество. Работа с детьми — стиль жизни. А творческие занятия с детьми — это смысл жизни. Мне остается пожелать успехов в Вашей работе и в Вашем творчестве!

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *