СТАРИЦА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ПОЭТИЧЕСКАЯ, ПРАВОСЛАВНАЯ

Вокруг нас, совсем рядом, так много мест, о которых мы много слышали, но своими глазами не видели. А стоило бы! Тем более, сейчас самое подходящее время ближе познакомиться с историей родного края. Продолжая серию материалов о красотах Тверской земли, давайте перенесёмся в старинный русский город — Старицу…

Старица, по официальным данным, основана в XIII веке. Проезжая через тихий немноголюдный город сейчас, трудно представить, что она играла огромную роль в российской истории. На протяжении трех столетий город был в центре политической борьбы.

В 1297 году тверской князь Михаил Ярославович постановил, что «срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцову на Старице». Учёные считают, что ремесленный посад во-круг Успенской обители существовал в этих местах и раньше. Есть легенда, что когда-то на месте современной Старицы был город Любим, разрушенный и разорённый татарами. Город так и не восстановили, а позже, в XIII веке, здесь заложили крепость.

После политических перипетий, в том числе войны с Польшей, границы нашего государства отодвинулись на запад, и надобность в Старицкой крепости отпала. Город стал понемногу разрастаться на отлогие берега Волги. Принадлежал то смоленской, то петербургской, то новгородской землям. И только в конце XVIII века Екатерина II определила Старице статус уездного города Тверской губернии, утвердив её герб — согбенная старуха с посохом в серебряном поле.

Старица стала городом купцов и ремесленников. Здесь велась оптовая торговля хлебом, лесом, пенькой, развивались кузнечное, сапожное, гончарное и другие ремёсла. Особенно широко был известен кузнечный промысел. На левом волжском берегу, сразу за мостиком, у подножия городища, и сегодня бросаются в глаза арки врытых в холм старых кузниц.

Позже название города и его окрестностей стало неразрывно связано с историей не политической, а поэтической. Тверскими кабинетами Александра Пушкина называли многочисленные усадьбы Вульфов и их родственников во-круг Старицы и Торжка. Один из музеев сейчас находится в Берново, а по пути к нему располагается село Красное. О нём и пойдёт речь.

Красное — некогда богатая усадьба Полторацких, близких знакомых Пушкина. Так, внучка Марка Полторацкого Анна Керн стала музой великого поэта. Именно ей он посвятил свое стихотворение «К***», известное по первой строке «Я помню чудное мгновенье…».

Сохранившийся до наших времён храм Преображения Господня, расположенный на территории дворянского гнезда, практически полностью повторяет архитектуру церкви Рождества Иоанна Предтечи в Петербурге, больше известной как Чесменская — действующего православного храма и памятника знаменитому Чесменскому сражению, произошедшему в годы правления Екатерины II.

По одной из версий Агафоклея Полторацкая, хозяйка земель, так восхищалась государыней, что решила возвести в своем имении копию полюбившейся императрице церкви. Дворянка полагала, что таким образом ей удастся привлечь внимание Екатерины II и однажды венценосная особа посетит ее имение.

Стоит сказать, что Екатерина II действительно хотела посетить имение и увидеть церковь, но по пути из Петербурга остановилась в селе Грузины, также усадьбе Полторацких, была чем-то раздосадована и повернула обратно.

При строительстве храма в Красном были использованы проекты архитектора Юрия Фельтена, автора Чесменской церкви в Петербурге. Имена мастеров, возводивших храм, сегодня не известны. На протяжении пяти лет строительство шло под контролем Агафоклеи Александровны. Работы были завершены в 1790 году, однако храм освятили лишь через 13 лет — летом 1803 года.

После закрытия в 1930-е годы внутреннее убранство храма полностью утрачено. Приходская жизнь была возобновлена в 1999-м. Проведённые реставрационные работы вернули его былое величие.

Святыни Старицкой земли — то, с чем стоит познакомиться ближе. На берегу Волги располагается знаменитый Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь, его корни лежат в Киево-Печерской Лавре. В помяннике Успенского монастыря записано: «…именно в 1110 году пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно князю Андрею Ивановичу Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Он перенес его на новое место — ближе к Волге. На другой стороне реки, как раз напротив монастыря, на высоком городище находился кремль с княжеской резиденцией.

Но наиболее ярко строительная активность старицкого князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор — оригинальный памятник русского зодчества, возведенный в 1530-е годы. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Не случайно этот факт воспринимался в то время многими как вызов князя своим державным родственникам в столице. Старицкому князю Андрею не суждено было дожить до окончательного устройства обители. В 1537 году его уморили голодом за непокорность малолетнему великому князю Ивану, будущему Грозному, и его матери Елене Глинской.

Строительство монастыря продолжил князь Владимир Иванович Старицкий. Он обнес монастырь каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башни, крытые шатрами. При нем была собрана братия и назначен настоятель — игумен Герман.

Иван Грозный обвинил своего двоюродного брата в измене, отправил в ссылку в Старицу, а впоследствии вынудил его принять яд.

Однако именно Старицу Иван Грозный звал «Любим-город». Здесь же, в Успенском монастыре, в 1570 году он вы-строил Введен-скую церковь с просторной трапезной палатой. В 1819 году в обители был построен ещё один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний этаж храма был превращён в фамильную усыпальницу Тутолминых.

После октября 1917 года новая власть закрыла монастырь. Великая Отечественная война также оставила свой след: почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии.

На территории обители находится некрополь, первое упоминание о котором датируется второй половиной XVI века. Здесь покоятся 16 настоятелей монастыря, а также расположены захоронения членов семей известных дворянских, купеческих и мещанских родов, почётных граждан Старицы. В 2011 году было произведено благоустройство некрополя, а в 2012-м установлена поминальная часовня с бронзовыми иконами-барельефами.

На противоположном берегу Волги находился торгово-ремесленный посад, его постройки сохранились до нашего времени. В XIV веке Старица была развитым торговым и ремесленным центром, гончарное и кузнечное производства находились на достаточно высоком уровне. Предположительно в 1798 году были построены кузницы, образовавшие единый ансамбль, повторяющий аркаду торговых рядов и не противоречащий торжественности и величию возвышавшихся рядом храмов. Здесь вблизи — церковь Параскевы Пятницы, которая считается покровительницей торговли. В 2020 году при благоустройстве городской набережной был обнаружен фрагмент торговой площади, сохранившийся до наших времён.

Комплекс церкви Рождества Пресвятой Богородицы — эффектный и неповторимый архитектурный ансамбль. Конечно, он нуждается в реставрации, но и сейчас видно былое величие. Самая древняя часть в этом комплексе — небольшая белокаменная церковь, увенчанная небольшой главкой, и колокольня, построенные в характерных формах провинциального барокко в 1728-1750-х годах. Длительное время церковь бездействовала, лишь с осени 2017 года службы возобновились.

Набережная, смотровые площадки были не так давно благоустроены, все вместе они представляют собой неповторимый Старицкий ансамбль. А с расположенного рядом холма, одной из самых высоких точек Старицы, открывается изумительный вид на город.

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *