НУ ЗДРАВСТВУЙ, БОЕЦ! ЗАПИСКИ КОМАНДИРА ПОИСКОВОГО ОТРЯДА

Чтобы работать щупом и «читать» грунт, достаточно овладеть только техникой и «набить руку», но чтобы уметь находить павших, вам придется научиться доверять своему Духу. Он есть информация, он будет вести вас, помогая в вашем поиске и служении…

«29 сентября 2020 года, свой день рождения я проводил в полях на нашей осенней Вахте памяти. Работали в одном из урочищ Ржевского района. Погода нам благоволила. Довольно быстро нащупал провал и двигался по нему, это оказалась траншея. Не пройдя и десяти метров, почувствовал, как пружинит резина противогаза. В полуметре от этого наконечник щупа «облизал» кость. Есть! Одиночный боец на дне окопа, и как по заказу, в нагрудном кармане Александр Лазарев находит самодельный медальон в гильзе. Состояние на вид не очень. Игорю Михайлюку пришлось повозиться с ним, и мы смогли узнать имя: ст. сержант Баглий Гавриил Иванович из г. Полтава Украинской ССР. Далее Алена Маньшина приступила к поиску родных, ей помогали коллеги с Украины. И вот сегодня утром приходит радостная весть — родные найдены! В Полтаве, на соседней от указанного в медальоне адреса улице, проживает родная дочь бойца и ее дети. Вадим Дегтярь, командир Союза поисковых отрядов Украины, вызвался передать останки героя родным для последующего захоронения на родине. Но стало известно, что родные внуки выступили против передачи останков для захоронения в Украине, также они запретили это сделать администрации и Союзу воинов-афганцев. Баглий Гавриил Иванович будет захоронен в Ржеве со всеми подобающими почестями».

* * *

«Время 6 утра. За ночь подморозило, и все кругом засеребрилось и заблестело. Вчера хорошо поработали, провели субботник и подготовили нашу избушку к весенней Вахте памяти. Солнце заманчиво освещает высоту и поле за речкой, и неведомая, но столь мощная сила начинает звать и манить тебя. Мы давно в плену у этой силы и у этих мест с их богатой и печальной историей. Решаю, что до завтрака успею пройтись до высоты и часик-другой поколоть щупом землю. Идти по мерзлому легко, как по асфальту, только слышно, как под корочкой льда журчат ручьи, пробивая себе дорожку с поля к большой воде. На поле — как на птичьем базаре. Стая чаек, кучкуясь и крича, держит оборону возле большой лужи. Вернувшиеся утки, крякая, носятся на бреющем полете, выписывая замысловатые фигуры высшего пилотажа. В небе то и дело слышны пролетные гуси или курлыкающие журавли. Вдруг над головой показались два красавца-лебедя и, описав круг, словно рассматривая, кто я и чем занимаюсь, скрылись из виду. Солнце, окружающие звуки, весенние запахи — в какой-то момент я даже забыл, зачем пришел, настолько хорошо было просто стоять и впитывать эту жизнь, вдыхая и ощущая ее. Земля отошла и без труда кололась щупом. Тут воронка, а здесь, похоже, стрелковая ячейка, руки «читают» грунт, изучая его плотность и структуру таким древним инструментом, как поисковый щуп. Но все пусто, только шуршание осколков и стук наконечника по крупным металлическим осколкам, коими земля нашпигована здесь по килограмму на квадратный метр. Солнце пригревает, и подмерзшая пахота начинает на глазах оттаивать и липнуть на сапоги в надежде сбежать отсюда и поселиться в большом городе. Пора возвращаться в деревню на завтрак, но в голове крутится мысль, что еще не все, что пришел сюда не птиц послушать и воздух понюхать, а за другим, и это другое где-то рядом. Решаю: еще пять минут и ухожу. Подхожу к месту прошлогодних подъемов, они до сих пор видны по еле заметной просадке грунта. Не спеша обхожу, проверяя щупом и осматривая землю. Стоп! Не может быть… Наклоняюсь и четко вижу на поверхности земли влипший в нее знакомый бакелитовый пенал смертного медальона.

Случаи такие нередки, но в моей практике впервые. Аккуратно откручиваю колпачок, и вот она, записка… И вполне неплохая! Что-то внутри сразу произошло, сразу перестроилось и отпустило. Если бы я мог летать, я бы взлетел, но, увы. И я, как рожденный ползать, пополз в избушку на завтрак, но моя душа плевать хотела на законы земного притяжения, она легко и радостно летела рядом…»

* * *

«Вот и стали дни теплее. 9 мая погода наконец-то наладилась, выглянуло солнце. Мы остались в деревне навести порядок на местности, но часть нашей команды отправилась в поиск. В течение дня то и дело прилетали сообщения в WhatsApp: «У нас боец», «Еще один», «Серега набил еще останки», «У нас семеро». И, наконец, заветное — «Есть медальон!» Первый с этого места, да еще и в такой великий

праздник — День Победы. Как же интересно стало узнать, кто это, где служил, откуда родом… Парни вернулись уже затемно, Женя весь светился от счастья, ведь именно ему и повезло найти «именного». Фрагменты амуниции и личные вещи указывали на то, что это не рядовой, а скорее кто-то из командного состава.

Вкладыш сохранился идеально, и записка просто сама выпала из капсулы. Край бумаги легко поддался, и наступил самый волнующий момент: будут ли записи или их смыло, заполнен или нет… Все было! Медальон полностью заполнен. Пока бумага мокрая, прочитать сразу не всегда удается, но по мере высыхания надписи становятся четче. Не дожидаясь полной просушки, сделал фото записки и сбросил в нашу группу с просьбой о помощи в прочтении. Буквально через минуту сообщение от Григория: «Есть имя! Сержант Лекомцев Гавриил Антонович, командир отделения, 1905 г.р., Удмуртская АССР, Балезинский район». Ну здравствуй, боец. Добро пожаловать в семью. Далее процедура отработана. Данные пересылаем Алене Маньшиной и молимся. Все складывалось как нельзя лучше. Уже на следующий день от нее сообщение: «У Гавриила Антоновича было три дочери и два сына. В настоящее время живы две дочки и сын. Старшей, Аполинарии Антоновне, 94 года, и она хорошо помнит отца. Более того, только 9 Мая рассказывала о нем сотрудникам администрации, которые пришли ее поздравить. Представляете? В Удмуртии о нем рассказывали, а под Ржевом в это же время его поднимали! Все не случайно. Все мы и наша жизнь — часть большого и сложного плана, и, если удастся найти свое место в нем, служить его благим целям, помогать в этом другим, это само по себе наполнит вас любовью и внутренним ощущением счастья. А не к этому ли мы все стремимся?»

* * *

«3 июня. Пока мы везли его на Родину, он присутствовал в нас. Его глазами мы смотрели на эти бескрайние лесные дали, речные разливы, Удмуртские поля и перелески, и мы испытывали необычайный внутренний трепет от этих красот и от предстоящей встречи с теми, кто ждал его 80 лет. Словно это мы возвращались в далекое родное село и оставленный в 1941 году отчий дом. А нас там очень ждали. Это была незабываемая поездка. Светлые, душевные, открытые люди, их сердца полны добра, душа — гостеприимства. Провожая Гавриила Антоновича, мы вспоминали всех своих бойцов и ощущали внутри особую радость, по частичке на каждого найденного солдата, кому не суждено было вернуться на родную землю. Вечная память тебе, Гавриил Антонович, теперь ты дома. А наш путь продолжается…»

«Вернусь», — сказал солдат.

И он придёт.

Продлится долгий путь

не день, не год,

Но всё ж когда-нибудь

солдат придёт!

И пусть давным-давно

письма не шлёт,

Ты повторяй одно: солдат

придёт.

Вот станут дни теплей,

растает лёд,

Оставь открытой дверь —

солдат придёт!

По записям командира отряда «Пионер»
Михаила БОГДАНОВА подготовила
Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *