ЦЕНТР СОХРАНЕНИЯ СЕМЬИ

Светлана Александровна ШЕНДО, завотделением по работе с семьёй и детьми ГБУ СРЦН «Мой семейный центр»

— Светлана Александровна, расскажите, пожалуйста, поподробнее нашим читателям, чем центр занимается, какие услуги оказывает, какие конкретные задачи перед вашим учреждением поставлены?

— В социально-реабилитационном центре для детей и подростков, которым руководит О. Стрелкова, существует три отделения. Это стационарное, самое основное. Плюс отделение профилактики раннего неблагополучия в семьях, которое было создано в 2014 году в рамках специальной грантовой программы (заведующая Я. Панкова). Оно оказывает помощь родителям и детям в решении острых проблем, помогает найти выход из кризисных ситуаций. Конечно, одна из основных задач — сохранение семей, недопущение помещения детей в приюты, при этом сотрудники отделения занимаются реабилитацией детей, попавших в стационарное отделение (замдиректора по воспитательной и реабилитационной работе Ю. Дедова), а также сопровождают родителей таких детей, помогая исправить ситуацию, чтобы ребёнок смог вернуться в семью.

Наше отделение по работе с семьёй и детьми занимается оказанием государственной социальной помощи в плане предоставления социальных услуг. Одни из основных направлений — предоставление питания детям из малоимущих семей, обучающимся в общеобразовательных учреждениях, и организация летнего отдыха ребят, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации. Питанием мы обеспечиваем более 600 детей из Ржева и района, а летним отдыхом — более 500 детей (это предоставление путёвок в загородный лагерь, мест в пришкольном лагере за счёт средств областного бюджета).

Конечно, сейчас мы оказываем помощь семьям к 1 сентября. Не секрет, что для любого семейного бюджета собрать ребёнка в школу — значительная трата, а в городе ведь немало многодетных семей, в которых все ребята ходят в школу. В 2020 году на площади Революции прошло замечательное мероприятие: театрализованное представление, на котором детям вручали школьные наборы, портфели, канцелярию. Собравшихся приветствовал глава города Роман Крылов. Думаю, мероприятие понравилось всем: и взрослым, и детям. Кроме этого, семьи почувствовали поддержку, уверенность в том, что они не останутся один на один со своими проблемами. Таким образом, мы работаем и по городской муниципальной программе помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

— Семьи, которые нуждаются в помощи, обращаются к вам самостоятельно? Как ведётся работа по выявлению неблагополучных семей?

— У нас достаточно хорошо налажено межведомственное взаимодействие; те, кто получает какой-либо тревожный сигнал о той или иной семье, сразу же сообщают об этом нам. У нас ранняя профилактика начинается не только со школы или детского сада, она идет с роддома. Бывают случаи, когда ржевский родильный дом или женская консультация присылают нам тревожное сообщение, что на учёт встала будущая мамочка, у которой есть проблемы в семье, или она одинокая и безработная, не имеющая средств к существованию; бывают случаи, когда сообщают о беременных женщинах, злоупотребляющих алкоголем. На ранних стадиях мы берём таких мамочек на контроль. В этом и прошлом году больше появилось случаев ранней беременности, даже среди несовершеннолетних, такие семьи мы сопровождаем. Например, в плане оформления пособий: объясняем, какие именно нужны документы и справки, как их правильно заполнить для получения социальных выплат, на которые мамочки с детьми имеют право.

Многие получают помощь и поддержку у наших психологов. Девочку «в положении» бросил молодой человек, она не может найти поддержки и понимания в семье — бывает по-разному, но мы стараемся помочь, выслушать, оказать профессиональную психологическую помощь. Мы выделяем семьям предметы первой необходимости на определённый срок, пока ребёнок не подрастёт — кроватку, коляску. Многие мамочки теряются, не знают, куда и к кому обратиться со своей сложной ситуацией.

Что касается тех семей, в которых уже есть дети, то о каких-либо настораживающих моментах нам сообщают и детские сады, и школы. В преддверии летних каникул помогали организовать летний отдых тем детям, о которых нам сообщали классные руководители, знающие о не совсем благополучных обстоятельствах в семье. Бывает и такое, что мы сами выезжаем к семье после поступления сигнала. Многие из них подтверждаются, тогда берём семью на социальное сопровождение — это когда семье требуется поддержка извне, при этом она может быть в целом благополучная, заботящаяся о детях, но оказавшаяся в сложной ситуации.

— Хотелось бы немного подробнее остановиться на социальном сопровождении.

— Социальное сопровождение — помощь семьям, которые в целом не находятся в социально опасном положении и осознают свои некоторые проблемы. Это долгосрочная помощь, но она оказывается семье в рамках решения какой-либо конкретной проблемы. Мы можем помочь с трудоустройством, в организации лечения (в том числе от алкогольной зависимости), которое требуется кому-то из родителей. После того как всё в семье налаживается, социальное сопровождение мы завершаем, но при этом семья остаётся у нас на контроле, мы предлагаем детям принимать участие в наших мероприятиях, всегда находимся на связи с родителями, узнаём, как дела, чтоб в случае чего быть на подхвате.

— За социальным сопровождением чаще люди обращаются сами или всё-таки поступают сигналы со стороны?

— И таких, и других ситуаций примерно одинаковое количество. Есть у семей определённый психологический фактор: они думают, что здесь приют, и случись что, если кто-то узнает об их проблемах, детей заберут… На самом деле это совсем не так! Наша основная задача — чтобы дети росли в семье, но мы должны помочь родителям и не допустить, чтобы ситуация стала опасной, неблагополучной.

Мы — помощники и ни в коем случае не враги, мы не осуждаем, а помогаем. Бывает и такое, что родители, ругаясь между собой, грозятся обратиться в органы опеки, угрожают, что лишат другого родительских прав. На практике это далеко от действительности. Ведь, чтобы лишить родительских прав, нужны веские основания, в первую очередь — когда ситуация, сложившаяся в
семье, угрожает здоровью и жизни ребёнка.

К счастью, таких критичных случаев не так много. Опираясь на опыт, мы часто видим, даже по внешним признакам, семьи, которым нужна наша помощь, и, конечно, всячески стараемся оказать поддержку. С другой стороны, помощь иногда нужна одиноким мамам, которым необходимо пройти лечение тех или иных хронических заболеваний, никак не связанных с алкоголизмом или другим неблагополучием, а ребёнка оставить просто не с кем. Стационарное отделение в помощь таким мамам может предоставить место ребёнку на необходимое время, чтобы малыш был под присмотром, после чего ребёнок снова возвращается домой, когда мама выздоравливает. Ни в коем случае это не говорит о неблагополучии семьи! Наоборот, показывает ответственное отношение мамы. Да, ей не к кому обратиться, нет родственников и, возможно, таких друзей, кто может присмотреть за ребёнком, и она вынуждена обращаться к нам. Но это в первую очередь делается именно для безопасности сына или дочери: они будут одеты, накормлены, с ними будут заниматься, учить уроки, играть.

— А если ситуация в семье благополучная, но родители не могут найти общий язык с ребёнком, особенно подростком? Ведь часто на заседании комиссии по делам несовершеннолетних можно услышать фразу: «ребёнок отбился от рук, не знаю, что делать с ним»…

— У нас в штате работают профессиональные психологи. Мы приглашаем всех, кто желает наладить отношения в семье, со своими детьми! Это очень важно, что люди сами осознают, что для решения конфликта, для взаимопонимания им нужна психологическая консультация. Отмечу, что помощь оказывается абсолютно бесплатно!

— А обычные горожане, соседи часто передают тревожные сигналы о проживающих рядом с ними неблагополучных семьях?

— Да, передают. Но соседи тоже бывают разные. Кому-то мешает беготня детей сверху, но мы, выезжая в семью, видим абсолютно благополучную, счастливую атмосферу. Дети есть дети, конечно, они бегают, они шумят, капризничают и плачут, но такова жизнь. И если соседи жалуются только из-за того, что им мешает топот детских ножек, то, конечно, это необоснованно, и наше вмешательство здесь не требуется. Хотя был случай, когда соседи сообщили о ребёнке, который длительное время не покидал квартиры. Ни мы, ни органы опеки о нём не знали. Когда выехали на место, ситуация подтвердилась: ребёнок жил с отцом, но им никто не занимался. Пришлось принимать экстренные меры, сейчас у ребёнка всё в порядке, он социализируется. Конечно, совершая рейды, мы можем проверить ситуацию в семье, только если они сами дадут на это согласие и впустят нас за порог. Как правило, семьи идут на контакт.

— Скажите, как люди могут к вам обратиться?

— Наши телефоны: 2-26-52, 8-900-115-90-47. Ещё раз хочу обратить внимание, что кроме поддержки, социальной и психологической, мы можем пояснить семьям с детьми, на какие пособия и льготы они могут претендовать, как правильно собрать и оформить документы. Также оказываем родителям и детям психологическую помощь, что в наше время, пожалуй, не только актуально, но и необходимо! Быть ближе к своему ребёнку — что может быть важнее?

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *