УЧИТЬ ПО-НОВОМУ

Как колледжам готовить таких специалистов, которые нужны городу и предприятиям? Если поговорить сейчас с руководителями ржевских промышленных предприятий об их проблематике, каждый из них обязательно назовет одним из наиболее острых кадровый вопрос. Люди, особенно рабочих специальностей, нужны заводам, как воздух. Потому что подавляющему большинству тех, кто трудится за станками, за 50 или даже за 60 лет. И уже вчера директоры и кадровики хватались за голову, кем заменить этих людей, когда они уйдут на заслуженный отдых. 

Положительные примеры есть: недавно я познакомилась с оператором станков с ЧПУ, который, без преувеличения, на примере собственной семьи решил вопрос государственной важности. Его 15-летний сын не просто может заменить отца на рабочем месте, но и перед поступлением в колледж, на каникулах, работает на заводе. Он уже это попробовал и проникся настоящим мужским делом, к которому приобщил отец… Взрослого человека бесконечно возмущает позиция, которой до сих пор придерживаются многие недалекие люди — что работать на заводе непрестижно. Недавно сын, вернувшись из школы, рассказал родителям: когда учительница агитировала ребят на поступление в 10-й класс с юридическим уклоном, она выразилась примерно так: мол, «это лучший вариант, а уж если вы не хотите учиться, то придется вам уходить с 9-го класса и всю жизнь где-нибудь на заводе работать»…

Повысить престиж рабочих профессий и привлечь на предприятия молодежь — это должно и может делать государство. Зачастую масштабные задачи могут находить простые решения через мудрость, волю и дальновидность обычных людей, как в упомянутом случае. Но лучше все-таки к решению любой проблемы подходить сообща, в том числе и к вопросу профессиональной подготовки молодых специалистов. 5 августа в Ржеве под председательством зампреда областного правительства Артема Ажгиревича прошло совещание по вопросу подготовки кадров для промышленных предприятий. Обсудить эту насущную тему пригласили руководителей средне-профессиональных учебных заведений города, предприятий «Электромеханика», «КСК «Ржевский», «Элтра-Термо», «РжевМаш», «Ржевмебель», ПКФ «Стройкомплект», «Ржевкирпич», МК «Подъем», «Галерея вкусов», «Знатные хлеба», «ПМЗ Эрнста Клейна», а также представителей муниципальной и региональной властей, как исполнительной, так и представительной. Ведь вопрос, как уже давно стало ясным, необходимо обсуждать и решать не только внизу, на местах, но и путем внесения изменений на законодательном уровне областного, а с его подачи — и федерального уровня.

Ржев мог бы и должен был бы стать центром подготовки специалистов, причем востребованных и соответствующих современным требованиям, обозначил цель генеральный директор ПАО «Электромеханика» Виктор Константинов. Он припомнил хорошо ему знакомые времена, именно так и было: в 1959 году на базе дортехшколы был открыт учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного машиностроительного института, ставший через четыре года филиалом. Через два десятка лет городские предприятия получили от горкома задачу: восстановить здание по улице Ленина для размещения филиала там — и в течение полугода это осуществили. К тому моменту уже было ясно, насколько востребован и нужен этот филиал предприятиям, городу, области. На дневном и вечернем отделениях в филиале вуза училось по 950 человек, а наработкам филиала можно было позавидовать (например, тому, что преподаватели по большинству предметов не приезжали из областного центра, они приходили с ржевских предприятий. В нашем городе была своя качественная высшая школа подготовки востребованных специалистов, которые до сих пор трудятся и в городе, и за его пределами.

О прошлом много говорил и директор бывшего ПУ-38, а ныне колледжа имени Петровского Борис Жуков. Борис Викторович руководит училищем уже три с половиной десятилетия. Он рассказал, что в 1980-е учебное заведение было крупнейшим в нашей области, оно обладало полным комплектом техники и оборудования, имело не только стабильное федеральное финансирование, но и возможность зарабатывать собственные деньги и строить дома и коттеджи для своих сотрудников, реконструировать корпуса… Однажды руководство колледжа даже подписывало в Нью-Йорке протокол о сотрудничестве с министерством образования США… Но планам этим осуществиться не получилось: вскоре сузы передали на региональное финансирование. И это, считает Жуков, было одной из самых крупных ошибок. Еще одной ошибкой стала обязанность училищ и техникумов давать не только профессиональные знания, но и аттестат о среднем образовании — сейчас, сетует Жуков, преподаватели 90 процентов времени и сил тратят на обучение студентов предметам средней школы, и только 10 — на профподготовку.

Как менялось возглавляемое им училище, наглядно показывают такие данные. В 1961 году здесь готовили специалистов по четырем направлениям, а количество студентов равнялось 1200. В 1991-м уже на 17-ти специальностях обучалось 950 человек. А в нынешнем году по 6-ти — всего 257. Оснащенность техникой в эти же годы составляла 7 единиц (автомобили, тракторы, комбайны), затем 17, сегодня — ноль.

Среди факторов, которые тянут «перспективное учебное заведение со стабильным профессиональным коллективом» вниз, Жуков назвал как отсутствие возможностей для организации краткосрочной 3-12 месяцев) подготовки специалистов, что сильно выручало училище раньше, так и невозможность открыть новые специальности (в частности, этому мешают требования создать в корпусах «Доступную среду», — сомнительное по практичности, считает Борис Викторович, и очень дорогое в реализации мероприятие).

Глава Ржева Роман Крылов, взяв слово, дал понять: при всем уважении к истории училища и личности его руководителя,
целью данного разговора является описание проблем и выработка решений. Например, что мешает колледжу учить ребят работе на новой технике, а не на доисторических тракторах?

— Вы объясняете им теорию на примере ретротрактора ДТ-75, а получив диплом и придя на перспективное предприятие, ребята видят принципиально иную технику, — сказал он.

Зампред правительства области Артем Ажгиревич впридачу спросил: а что мешает участвовать в грантах на получение новой техники, как это делает Тверской колледж им. Коняева и Западнодвинский технологический колледж?

— Мы не подходим под условия этих грантов, — пожал плечами Жуков.

— Условие у них одно: заявка на участие. Да, в прошлом году гранты получили два упомянутых колледжа, а в нынешнем — уже 12, — ответил Ажгиревич и продолжил вопросом, сколько предприятий включены в учебный процесс колледжа по практике студентов.

— Проходим практику везде, где нас принимают, — ответил Борис Викторович, и назвал «КСК «Ржевский», РМЗ, автосервис, кафе.

Руководитель первого из упомянутых предприятий Андрей Фаер подтвердил: да, по поводу практики обращается много молодежи. Но почти все нацелены не работать, а получить отметку о ее прохождении… Он подтвердил также и то, что «КСК», как и другие предприятия, испытывает сильный дефицит специалистов:

— Со станочниками просто беда, нет токарей, фрезеровщиков, электриков…

Дискуссия продолжилась. Говорили о необходимости повышения престижа рабочей профессии, об изменении подхода к подготовке этих специалистов:

— Новая техника диктует это. Оператор трактора не полезет чинить машину, во-первых, машина и условия работы стали другими (кондиционер, видеонаблюдение, GPS), во-вторых, другими стали задачи: сесть за руль и выработать норму, — пояснил Владимир Ильин, руководитель «Элтра-Термо».

— И интерес к работе на современной технике у ребят будет совершенно другой, и профессиональная мотивация, — подтвердил директор «Стройкомплекта» Владимир Карпов. Поэтому так важно колледжам работать в связке с предприятиями.

Новый директор предприятия «Ржевмебель» Александр Мешакин выступил с инициативой сделать площадку для прохождения практики студентов на его предприятии.

— Да, проще идти по накатанной и сетовать на изменившиеся реалии, чем приспосабливаться к этим реалиям, — прокомментировал гендиректор «Электромеханики» Виктор Константинов. — Говорите, не подходите под гранты? А несколько лет назад Тверь и Ржев не подходили под условия ППМИ. А когда эти условия специально изменили в 2016 году, посмотрите, сколько хороших проектов по благоустройству удалось реализовать! Надо менять подходы к подготовке студентов. Мы на «Электромеханике» продолжаем содержать производственные лаборатории, невостребованные сегодня, и пока безуспешно ждем, когда же к нам подойдет руководитель колледжа с предложением, при условии обновления производственной базы этих лабораторий, прислать группу студентов на практику с перспективой их дальнейшего трудоустройства… Ребята получили бы востребованные навыки, хороший опыт, а мы — обновление кадров. Однако беда в том, что сегодня ребята приходят и в учебное заведение, и на практику с позицией «отбыть» и «переждать». Ситуация — критическая. Завтра нам придется ввозить специалистов из других регионов, поскольку мы не подготовили своих. И жизненно нужно вводить новые специальности. Например, у нас нет профессионалов в дорожной отрасли, тогда как в этом году на ремонт дорог в регионе выделено 12 миллиардов рублей. Работа — есть, работников — нет.

Наше предприятие готово доплачивать студентам ежемесячно при условии трудоустройства на «Электромеханике» после выпуска. Я двумя руками за возрождение системы фабрично-заводских училищ, поскольку и мой отец, и я сам в свое время через них прошли.

Определенную надежду привнесло выступление руководителя другого ржевского колледжа — технологического. Александр Карченков более коротко рассказал о своем учебном заведении, образованном в 1983 году на базе «Тверьгражданстроя». Сегодня в ГБПОУ «Ржевский технологический колледж» — 22 преподавателя, 7 мастеров и 392 учащихся. Колледж готовит пожарных, сварщиков, помощников машиниста локомотива, поваров-кондитеров, парикмахеров, специалистов по туризму (в том числе экскурсоводов) и по обработке информации. Участвует в грантах и предоставляет возможность получать профессии за деньги (в прошлом году так колледж заработал 4 миллиона рублей).

— У нас есть филиал в Зубцове, и несмотря на неоднократные попытки его закрыть, мы выступаем против этого: без молодежи район погибнет, — считает Александр Михайлович. — Мы хотим, чтобы подрастающие дети оставались на родине — в Зубцове, в Ржеве… Да, мы не сможем обеспечить московский уровень зарплат. Но ведь не каждый гонится за деньгами. А условия проживания в Ржеве становятся все лучше, город преображается. Благоустройство, досуг, транспорт — все другое. Наши девочки-выпускницы работают в ресторанах, кафе. Мы потеряли вузы. Если потеряем и среднее профессиональное звено — все уедут. У нашего главы есть хороший слоган — #ржевомжить. Надо, надо Ржевом жить, чтобы Ржеву быть.

В ходе обсуждения стало понятным: из двух вариантов, первым из которых является оснащение мастерских в колледжах, а вторым — создание условий для прохождения практики на предприятиях, предпочтительным является именно второй.

— Материальную базу сузов разом улучшить не получится, — прокомментировал Артем Ажгиревич. — Да и специалистов-педагогов для обучения по новым требованиям в штатах колледжей почти нет. Между тем у колледжей есть возможности зарабатывать внебюджетные средства, и у региона также есть возможности материально им помогать: так, на это направление выделено 60 миллио-нов рублей, мы будем распределять их по востребованным направлениям. Я прошу предприятия подключиться к вопросу и взаимодействовать с учебными заведениями, не только колледжами, но и школами.

Как резюмировал зампред областного правительства, обсуждение данной темы будет продолжено в формате аналогичного совещания в начале зимы. А до этого времени предприятиям и колледжам Ржева надо найти точки соприкосновения и выработать совместную стратегию, цель которой — повышение уровня профподготовки в учебных заведениях и насыщение кадрами местной промышленности. Совместным подходом можно решить любые, даже нерешаемые, задачи.

Светлана АРТЕМЬЕВА

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *